Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Михаил Швыдкой

Специальный представитель президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству, посол по особым поручениям, член РСМД

Салават Сагитов, ректор Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы пригласил выступить на торжественном открытии осенней профильно-образовательной смены для старшеклассников из Луганской Народной Республики. В Уфе их проводят с 2022 года при поддержке Министерства просвещения России и Минобрнауки России, Российского движения детей и молодежи, правительства Башкортостана. Ребята из приграничья России приезжают вглубь страны, чтобы почувствовать протяженность ее истории, ритм сегодняшней жизни, познакомиться с культурными центрами, открыть для себя новые образовательные возможности. И просто пожить в уютных университетских кампусах, не просыпаясь от сирен воздушной тревоги.

Не скрою, у меня были большие сомнения по поводу участия в этом, безусловно, важном академическом акте. Не понимал, что могу сказать приехавшим в мирную и благополучную Уфу подросткам, которые за недлинное время своей жизни пережили куда больше не только их сверстников из других регионов России, но и людей взрослых, которые разве что в кинотеатрах или по телевидению слышали разрывы снарядов и видели, как погибают люди под вражескими бомбами. Не мне учить их патриотизму, которым они ежесекундно живут в своей повседневной жизни, понимая и принимая выбор своих старших. Каким должен быть разговор с молодыми людьми, которые знают о войне не из кинолент, книг и рассказов их родителей? 

Салават Сагитов, ректор Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы пригласил выступить на торжественном открытии осенней профильно-образовательной смены для старшеклассников из Луганской Народной Республики. В Уфе их проводят с 2022 года при поддержке Министерства просвещения России и Минобрнауки России, Российского движения детей и молодежи, правительства Башкортостана. Ребята из приграничья России приезжают вглубь страны, чтобы почувствовать протяженность ее истории, ритм сегодняшней жизни, познакомиться с культурными центрами, открыть для себя новые образовательные возможности. И просто пожить в уютных университетских кампусах, не просыпаясь от сирен воздушной тревоги.

Не скрою, у меня были большие сомнения по поводу участия в этом, безусловно, важном академическом акте. Не понимал, что могу сказать приехавшим в мирную и благополучную Уфу подросткам, которые за недлинное время своей жизни пережили куда больше не только их сверстников из других регионов России, но и людей взрослых, которые разве что в кинотеатрах или по телевидению слышали разрывы снарядов и видели, как погибают люди под вражескими бомбами. Не мне учить их патриотизму, которым они ежесекундно живут в своей повседневной жизни, понимая и принимая выбор своих старших. Каким должен быть разговор с молодыми людьми, которые знают о войне не из кинолент, книг и рассказов их родителей? 

И как сегодня говорить обо всем этом не только с ребятами из ЛНР, а с теми, кто живет сегодня в разных регионах России непохожей жизнью, где привычная мирная повседневность пронизана напряжением военного противостояния? Понятно, что говорить нужно прежде всего честно. Но не безрассудно. 

Когда сегодня слышу все более настоятельные голоса о том, что нужно увеличивать государственный заказ на создание военно-патриотических произведений, рассказывающих о героях специальной военной операции, то невольно вспоминаю несколько драматических произведений, которые были написаны сразу в первый же военный год. "Фронт" Александра Корнейчука, "Русские люди" Константина Симонова и "Нашествие" Леонида Леонова появились практически одновременно - в 1942 году, в пору, когда Советская армия несла тяжелейшие потери и исход войны не был предопределен. 28 июля 1942 года вышел Приказ № 227, озаглавленный "Ни шагу назад". В качестве Наркома обороны СССР его подписал И. Сталин. В нем, в частности, шла речь о необходимости создания штрафных рот и батальонов, о расстреле на месте трусов и паникеров. И трагическое напряжение жизни нашло воплощение в драматургии, которая далеко не всем пришлась по душе.

Немногие знали, что летом 1942 года Сталин дважды встречался с А. Корнейчуком, чтобы лично внести правку в его пьесу "Фронт". Изначально ее конфликт строился на борьбе старой гвардии военачальников, которые уверены в том, что их опыт, полученный в годы Гражданской войны, поможет им победить фашистов, и молодыми командирами, понимающими, что необходимо воевать по-новому, так как "война моторов" требует иного умения. Сталин, к которому пьеса, по видимости, попала из Отдела пропаганды, предельно обострял этот конфликт, добавляя целые абзацы: "Войну нельзя выиграть лишь храбростью. Чтобы выиграть войну, кроме храбрости нужно еще умение воевать, умение воевать по-современному, нужно научиться воевать по-современному. Опыт Гражданской войны для этого недостаточен". "Сталин говорит, что нужно смелее выдвигать на руководящие должности молодых, талантливых полководцев наряду со старыми полководцами…" И так далее… "Фронт", напечатанный в нескольких номерах газеты "Правда", вызвал немедленную реакцию. Маршал Советского Союза, бывший Нарком обороны СССР С. К. Тимошенко написал Сталину: "Эта пьеса вредит нам целыми веками, ее нужно изъять, автора привлечь к ответственностию..." И так думал не он один, не ведая, что Сталин был в какой-то степени соавтором Корнейчука. 

Драма "Русские люди" была также напечатана в "Правде" и, как и леоновское "Нашествие", вызвала неоднозначную реакцию. Сомнение вызывало то, что в патриотических пьесах могли появиться русские, которые принимали сторону фашистов. И опять требовалось высочайшее вмешательство для того, чтобы успокоить бдительных критиков. Но дело было, видимо, не только в этом. Один из ответов на свой вопрос нашел в выступлении Л. Леонова на драматургическом совещании 1943 года: "В логической цепи: война - горе - страдание - ненависть - месть - победа, - трудно вычеркнуть большое слово "страдание"… Горе народа, его испытания вызывают великое смятение чувств в душе художника, и тогда возникает созревший в тебе крик". Патриотизм и страдание два совместных чувства, они взаимопроникающи. Настоящие писатели об этом знают. 

Русская и советская литература о войне обрушила на читателей столько прозрений о природе человека и общества, о людском подвиге и падении, о жизни и смерти, что невозможно оскорблять соотечественников заказными поделками. В этом, собственно, и заключается главная проблема сегодняшних авторов… 

Именно поэтому мне было так сложно решиться на встречу с ребятами из Луганской Народной Республики. Их нельзя было убеждать даже самыми красивыми и верными лозунгами. Наверное, поэтому рискнул рассказать им про свою маму, которая оказалась в Уфе в эвакуации, здесь перескочила из восьмого в десятый класс, чтобы поступить в Первый медицинский институт. И здесь она почувствовала себя частью большой страны.  



Источник: Российская газета

(Нет голосов)
 (0 голосов)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся