5 июля госсекретарь США Майкл Помпео прибыл в КНДР. В Вашингтоне сообщили, что на переговорах с северокорейским лидером Ким Чен Ыном он будет добиваться согласия Пхеньяна на «дорожную карту» денуклеаризации.
Насколько, однако, выполнима такая миссия? Дело, прежде всего, в том, что США и КНДР по-разному понимают само понятие денуклеаризации. В понимании США, это немедленный, полный и необратимый отказ Пхеньяна от ракетно-ядерного оружия. В американских СМИ и академических кругах обсуждались пути и способы вывоза этого оружия с территории КНДР, естественно, на территорию США. Помощник президента США по национальной безопасности Джон Болтон, в частности, договорился до того, что такую «денуклеаризацию» можно осуществить в течение года.
В свою очередь, для Пхеньяна ракетно-ядерная программа – щит его безопасности, и Ким Чен Ын отнюдь не намерен пожертвовать им за очередное фото с президентом Трампом. Руководитель КНДР поэтому ведёт речь не об односторонней денуклеаризации Севера, а о денуклеаризации всего Корейского полуострова – как Севера, так и Юга. Именно такая формулировка включена в совместное заявление Трампа-Кима по итогам сингапурского саммита. А это подразумевает среди прочего отказ США от размещения ядерного оружия в Южной Корее в будущем, от заходов американских судов с ядерным оружием в южнокорейские порты и направления стратегических бомбардировщиков в воздушное пространство Кореи. Северокорейский лидер также отмечал, что Пхеньян откажется от своего ядерного оружия, во-первых, лишь в контексте полного и всеобщего ядерного разоружения, во-вторых, лишь при условии, что КНДР будут предоставлены твёрдые гарантии безопасности.
Северокорейское руководство, несомненно, заинтересовано в разрядке на Корейском полуострове. Если провозглашённая ранее Ким Чен Ыном идеология «пёнджин» предусматривала сочетание наращивания могучего ядерного потенциала и параллельного построения процветающего народного хозяйства, то в апреле нынешнего года на пленуме ЦК ТПК речь шла о том, что успех в создании ракетно-ядерного потенциала позволяет концентрировать все силы на строительстве социалистической экономики.
Слова Пхеньяна подтверждаются конкретными делами. Ликвидирован северокорейский атомный полигон в Пхунгери. Более полугода не проводятся ракетные испытания. Произошли определённые положительные подвижки и в межкорейских делах. Прекращены пропагандистские обращения через громкоговорители на линии прекращения огня и проведены встречи военных представителей на высоком уровне. У Пхеньяна, похоже, есть и чёткая пошаговая программа возможного торга с США по обязательствам о взаимной безопасности.
В Сингапуре у США была возможность начать с КНДР предметный разговор о её ядерных делах и уже на первом этапе добиться здесь реальных подвижек. Скажем, предложив Пхеньяну подписать договор о ненападении при условии снижения уровня его ракетно-ядерного потенциала до уровня необходимого для самообороны. Но на такой предметный разговор американская сторона не пошла, хотя саммит Трамп – Ким, несомненно, и дал свои положительные результаты, пусть в том, что отложены совместные американо-южнокорейские военные манёвры «Ульчи Фридом гардиан», ранее намечавшиеся на вторую половину лета.
Вопрос свёртывания северокорейской ракетно-ядерной программы касается гораздо более широкого круга стран, чем Соединённые Штаты и два корейских государства. Ядерное разоружение Северной Кореи и предоставление Пхеньяну гарантий безопасности – сложный узел проблем, который нельзя разрубить одним взмахом и лишь американской рукой. Потребуются многоэтапные долгие и трудные переговоры, причём неизбежно с участием России и Китая, поскольку Пхеньяну нужны гарантии безопасности не только и не столько со стороны Вашингтона, который выходом из ядерной сделки с Ираном наглядно подтвердил свою ненадёжность как партнёра по договорам, сколько Москвы и Пекина.
Это хорошо понимают в обоих корейских государствах. Свидетельство тому – два визита Ким Чен Ына в Китай и визиты Председателя Президиума Верховного Народного Собрания КНДР Ким Ён Нама и Президента Республики Корея Мун Чжэ Ина в Москву.
Что же касается нынешней поездки Помпео в Пхеньян, то это не отдельная поездка как прежде в апреле, а часть «галопа по Азиям». Из Пхеньяна глава американского внешнеполитического ведомства вылетит в Токио, а затем в Ханой и Объединённые Арабские Эмираты, завершив свой маршрут 10 июля в Брюсселе, где присоединится к президенту Трампу на саммите НАТО.
Поэтому не стоит рассматривать начавшиеся сегодня переговоры Помпео с северокорейцами как новое этапное событие в развитии обстановки вокруг ракетно-ядерной программы КНДР. Это скорее результат внутриамериканских политических разборок в преддверии ноябрьских выборов в Конгресс США. Саммит в Сингапуре при всей ограниченности результатов дал повод Трампу утверждать, что он добился существенного успеха в корейских делах по сравнению со своим предшественником Обамой – тот, дескать, ничего не мог поделать с Пхеньяном, а я поехал и сделал дело, что, несомненно, в определённой мере повысило рейтинг Трампа и его партии.
Неудивительно, что противники Трампа не могли с таким положением смириться. Отсюда и возникли недавние сообщения в «Вашингтон пост» и других американских СМИ о том, что Пхеньян не собирается отказываться от ракетно-ядерной программы, скрывает подлинное число своих ядерных боеголовок и вообще «дурачит» американцев. Помпео своей поездкой в КНДР должен подтвердить, что линия Трампа на диалог с Пхеньяном соответствует интересам безопасности США, пусть его переговоры и закончатся лишь общими словами о приверженности миру без каких-либо взаимных обязательств.
Источник:Международный дискуссионный клуб Валдай