2018 год ознаменовался ростом напряжённости в торговых отношениях между крупнейшими экономиками мира, что в большинстве случаев выражалось во введении двухсторонних ограничений в области торговли. Развитие региональной экономической интеграции, в особенности между странами глобального Юга, позволило отчасти уравновесить эти тенденции.
2018 год ознаменовался ростом напряжённости в торговых отношениях между крупнейшими экономиками мира, что в большинстве случаев выражалось во введении двухсторонних ограничений в области торговли. Развитие региональной экономической интеграции, в особенности между странами глобального Юга, позволило отчасти уравновесить эти тенденции.
Одним из самых ярких достижений в этой области стало создание Африканской континентальной зоны свободной торговли. 2019 год может принести ещё больше успехов в области региональной экономической интеграции, ставшей основным средством нейтрализации протекционистского давления на мировую экономику. Так, одним из проводников идеи интеграции в торговле и экономической открытости стал Китай, а создание в 2019 году Всеобщего регионального экономического партнёрства (ВРЭП) может привести к появлению крупнейшего мегаблока в мире. Кроме того, 30 декабря 2018 года вступает в силу соглашение о Всеобъемлющем и прогрессивном транс-тихоокеанском партнёрстве (ВПТТ-П), которое может стать существенным импульсом для дальнейшей либерализации торговли в 2019 году.
Региональные торговые соглашения раньше было принято рассматривать в качестве преград на пути к глобализму и становлению системы многосторонней торговли. Однако, в сложившейся на данный момент ситуации, характеризующейся ростом протекционистских настроений, регионализм может стать одним из немногих реальных способов содействовать либерализации торговли в глобальном масштабе. Именно такие тенденции стали проявляться в эпоху Трампа с введением США торговых ограничений. Торговые соглашения подвергаются пересмотру с акцентом на протекционизм – именно такая участь постигла Транстихоокеанское партнёрство, НАФТА, а также двухсторонние торговые соглашения между США и Китаем. Отчасти всё это компенсируется заключением новых соглашений в сфере региональной интеграции. В качестве примеров можно привести договоры по ВПТТ-П и ВРЭП.
Глобальные институты оказались не в силах противостоять подъёму протекционизма. На этом фоне залогом дальнейшего повышения открытости мировой экономики и либерализации торговли оказался именно регионализм. Действительно, встающие на путь протекционизма страны теряют лидерство в деле создания и расширения альянсов, тогда как в других частях мира продолжается формирование торговых блоков всё большего размера. Соответственно, в условиях изменения правил международной торговли изменение динамики функционирования региональных альянсов может оказывать давление на страны, выступающие за протекционизм, и заставить их изменить свою политику, чтобы не отстать от других в деле формирования разветвлённых сетей экономического партнёрства. Иными словами, пострадавшие от протекционизма страны могут создавать двусторонние и региональные форматы взаимодействия с тем, чтобы оказать давление на государства, вставшие на путь протекционизма, и заставить их изменить свою политику. В конечном счёте сторонники протекционизма могут заплатить более высокую цену в результате появления таких региональных объединений, нежели при введении встречных протекционистских контрмер в форме встречного протекционизма.
Если бы развитие регионализма не носило столь бессистемный и нескоординированный характер, положительный эффект для мировой экономики мог бы быть существенно выше. Проблему недостаточной координации между региональными интеграционными образованиями можно было бы решить на глобальном уровне за счёт создания регионами всеобъемлющей площадки управления, в которой бы были представлены все основные региональные интеграционные схемы. При создании этого нового уровня глобального управления на межрегиональном уровне можно использовать те же механизмы координации, что и в отношениях между отдельными странами.
В основу системы межрегионального сотрудничества могли бы лечь такие фундаментальные принципы, как:
Создание единой региональной платформы также могло бы сопровождаться работой по совершенствованию системы глобального управления с акцентом на следующие приоритетные области:
-
урегулирование споров между региональными блоками и их членами,
-
обеспечение взаимосвязанности между региональными блоками в рамках одного и того же региона/континента,
-
преодоление финансовых кризисов за счёт использования региональных механизмов финансирования, чтобы способствовать разрешению кризисов на региональном уровне и продвижению мер по снижению экономической уязвимости на межрегиональном уровне,
-
вопросы безопасности: содействие повышению безопасности при координации с глобальными институтами,
-
регулирование финансовых рынков,
-
сотрудничество по вопросам миграции.
В результате перед лицом нарастания протекционизма проявившееся на региональном уровне стремление к либерализации торговли должно сопровождаться укреплением многосторонней системы ВТО. Члены «Группы двадцати» готовят предложения по пересмотру некоторых ключевых аспектов деятельности ВТО, включая механизм по урегулированию споров, а также масштабов деятельности глобальной организации по отношению к региональным интеграционным образованиям.
Возможно, 2019 год будет отмечен осознанием экономической цены протекционизма, который, в частности, является причиной рыночной неустойчивости, падения котировок на фондовом рынке, а также роста опасений рецессии. Можно надеяться, что это подвигнет крупнейших участников мировой экономической жизни пересмотреть свои приоритеты.
Источник: Международный дискуссионный клуб "Валдай".