Опыт последних десятилетий подсказывает, что необходима собственная платформа для глобализации, позволяющая таким странам, как Россия, согласовывать национальные интересы с глобальной повесткой дня. Также важно, чтобы эта платформа не контролировалась каким-либо одним регионом или какой-либо одной страной. О возможных перспективах БРИКС+ в качестве такой площадки пишет Ярослав Лисоволик, программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай».
Поскольку в последние годы мировая экономика претерпевает серьёзные изменения на фоне пандемии и усиливающихся геополитических разногласий, меняются и взгляды на экономическое развитие и глобализацию.
Однополярное/«туннельное» видение глобализации 1990-х годов уступает место растущему числу проектов и инициатив, в основе которых лежат региональные интеграционные блоки. Одним из таких недавних проектов является инициатива Global Gateway, запущенная ЕС в конце 2021 года, другим – запущенная под эгидой группы G7 инициатива Build Back Better World (B3W). Оба проекта призваны конкурировать с китайской инициативой «Пояс и путь» в продвижении большей связности и развитии инфраструктуры мировой экономики.
Опыт последних десятилетий подсказывает, что необходима собственная платформа для глобализации, позволяющая таким странам, как Россия, согласовывать национальные интересы с глобальной повесткой дня. Также важно, чтобы эта платформа не контролировалась каким-либо одним регионом или какой-либо одной страной. О возможных перспективах БРИКС+ в качестве такой площадки пишет Ярослав Лисоволик, программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай».
Поскольку в последние годы мировая экономика претерпевает серьёзные изменения на фоне пандемии и усиливающихся геополитических разногласий, меняются и взгляды на экономическое развитие и глобализацию.
Однополярное/«туннельное» видение глобализации 1990-х годов уступает место растущему числу проектов и инициатив, в основе которых лежат региональные интеграционные блоки. Одним из таких недавних проектов является инициатива Global Gateway, запущенная ЕС в конце 2021 года, другим – запущенная под эгидой группы G7 инициатива Build Back Better World (B3W). Оба проекта призваны конкурировать с китайской инициативой «Пояс и путь» в продвижении большей связности и развитии инфраструктуры мировой экономики.
Проект
B3W, запущенный странами
G7 в середине 2021 года, направлен на обеспечение связности и развитие инфраструктуры в странах со средним и низким уровнем дохода. Он имеет целью привлечь сотни миллиардов долларов посредством мобилизации ресурсов американских институтов развития, таких как «Корпорация финансирования развития,
USAID,
EXIM, корпорация “Вызовы тысячелетия” и Агентство США по торговле и развитию, а также таких структур, как Консультационный фонд по транзакциям».
Инвестиции, предпринятые институтами развития США, будут служить катализатором для вложений частного сектора в ключевые приоритетные области B3W, включая климат, цифровые технологии, гендерное равенство, а также здоровье и здравоохранение. Согласно заявлению Белого дома, «инициатива B3W будет глобальной по своему масштабу, от Латинской Америки и Карибского бассейна до Африки и Индо-Тихоокеанского региона. У разных партнёров G7 будет разная географическая ориентация, но в целом инициатива будет охватывать страны с низким и средним уровнем дохода по всему миру».
Следует отметить, что новая инициатива Global Gateway, запущенная ЕС, направлена на синхронизацию с проектом B3W, что потенциально подразумевает формирование общей трансатлантической платформы для развитых стран. Европейская инициатива предполагает мобилизацию до 300 миллиардов евро инвестиций в период с 2021 по 2027 год для поддержки глобального восстановления, «принимая во внимание потребности наших партнёров и собственные интересы ЕС».
По словам председателя Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен, «европейская модель заключается в инвестировании как в физическую, так и в социальную инфраструктуру, в устойчивых инвестициях в цифровые технологии, климат и энергетику, транспорт, здравоохранение, образование и исследования, а также в благоприятную среду, гарантирующую равные условия игры. Мы будем поддерживать разумные инвестиции в качественную инфраструктуру, соблюдая самые высокие социальные и экологические стандарты в соответствии с демократическими ценностями ЕС и международными нормами и стандартами. Стратегия Global Gateway – это образец того, как Европа может построить более устойчивые связи с остальным миром».
На Глобальном Юге только Китай имеет чёткое видение глобализации аналогичного масштаба, а именно инициативу «Пояс и путь» с инфраструктурными проектами, запущенными на нескольких континентах. Однако данная инициатива, возможно, не полностью соответствует масштабам инициатив, выдвинутых западными экономиками, и нуждается в более комплексной платформе, которая использовала бы синергию от сотрудничества множества институтов развития в развивающемся мире.
Какой может быть реакция России и развивающегося мира? Опыт последних десятилетий подсказывает, что необходима собственная платформа для глобализации, позволяющая таким странам, как Россия, согласовывать национальные интересы с глобальной повесткой дня. Также важно, чтобы эта платформа не контролировалась каким-либо одним регионом или какой-либо одной страной. В этом отношении интеграция Евразийского экономического союза и китайского «Пояса и пути» может быть полезным инструментом для большей гармонизации инфраструктурных проектов Китая и России, однако общие рамки глобализации требуют более широкой платформы. Такой площадкой может стать структура БРИКС+, объединяющая основные блоки региональной интеграции из развивающихся стран и их институты развития.
В более общем плане в «гонке новой глобализации» вызывает озабоченность конкурентный, если не антагонистический характер возникающих проектов глобализации. У мировой экономики должна быть возможность извлечь выгоду из операционной совместимости различных проектов по развитию связности, особенно на обширных пространствах Евразии. Расхождение в моделях интеграции/развития/глобализации в различных регионах мировой экономики не должно быть препятствием для сближения экономических интересов и синергии интеграционных проектов в глобальном масштабе. Вот почему может возникнуть необходимость в том, чтобы такие планы глобализации/интеграции содержали элементы операционной совместимости/связности с другими подобными проектами. Это может сделать региональные или национальные модели глобализации более открытыми и инклюзивными, а не ориентированными на немногих избранных в рамках очередной парадигмы «ядро – периферия». Эта операционная совместимость региональных и глобальных проектов как встроенный структурный механизм новой международной архитектуры может, в свою очередь, привести к большей безопасности и стабильности в международных отношениях. Inter pares amicitia!
Источник: Международный дискуссионный клуб «Валдай»