Read in English
Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 4)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Ярослав Лисоволик

Д.э.н, член РСМД

Хотя 2020 год стал серьёзным вызовом для российской экономики, предварительная готовность страны к внешним шокам позволила смягчить негативные последствия глобального экономического спада. Одна из задач в постпандемический период будет заключаться в том, чтобы преодолеть «защитный оборонительный режим» в экономической политике и переключить внимание на более быстрый экономический рост.

Год пандемии стал беспрецедентным испытанием для мировой экономической системы: падение мирового ВВП значительно превысило спад, который наблюдался во время финансового кризиса 2008 года. Экономика России во время прошлых кризисов, как правило, демонстрировала большее снижение экономической активности на фоне дополнительных последствий оттока капитала, а также снижения цен на нефть. Однако в течение этого кризисного года снижение ВВП России в целом соответствовало мировым тенденциям, что отчасти объяснялось относительно большим вниманием, которое в экономической политике уделялось обеспечению макроэкономической стабильности и созданию достаточных резервов перед кризисом. Относительно низкая доля сектора услуг и малого бизнеса в ВВП, а также большая роль промышленного сектора также способствовали ограничению масштабов глобального спада, который был в основном сконцентрирован в сегменте услуг/МСП.

Действительно, антикризисные усилия России в 2020 году отличались от аналогичных действий, которые предпринимались ранее в 2008–2009 годах. В частности, хотя социальная сфера получала значительную часть поддержки в виде субсидируемых кредитов и более высоких социальных выплат, на этот раз предпринимались более согласованные усилия по увеличению потенциального роста за счёт оказания поддержки секторам, связанным с развитием человеческого капитала в России, включая здравоохранение, образование и информационные технологии. Также значительное внимание уделялось поддержке тех секторов экономики, на которые приходилась значительная доля занятости.

Несмотря на серьёзность экономического спада и относительно умеренные масштабы антикризисных мер, Россия намерена значительно снизить соотношение государственных расходов к ВВП – почти на 3 процентных пункта от ВВП в 2021 году. Это, в свою очередь, может иметь негативные последствия для восстановления экономики России с качеством суверенного баланса, позволяющим более плавный и длительный период отмены стимулов. Одним из последствий экономического спада стало перераспределение финансирования в рамках национальных проектов России с инфраструктуры на социальную сферу. Согласно поправкам, внесённым ранее в 2020 году, ассигнования на развитие инфраструктуры должны быть сокращены по сравнению с более ранними планами на более чем 20%.

В денежно-кредитной сфере ЦБР отреагировал на кризис резким снижением процентных ставок – на 200 базисных пунктов в этом году. Инфляция в России достигла 4,4% в ноябре 2020 года (0,7% в месячном исчислении), причём большая часть ускорения инфляции пришлась на слабый рубль в предыдущие месяцы.

Уровень инфляции, зарегистрированный в 2020 году, превышает целевой показатель ЦБ РФ в 4%, а также верхнюю границу его прогноза. Хотя повышенный уровень инфляции может рассматриваться как временный и имеет шансы обратиться вспять в первом квартале 2021 года, растущие инфляционные ожидания и внешние факторы уязвимости, вероятно, будут сдерживать дальнейшую активность ЦБ РФ по снижению ставок в ближайшем будущем. Многое будет также зависеть от дальнейшей динамики курса рубля, который в течение 2020 года сильно лихорадило.

Рубль находился под давлением, особенно на протяжении большей части второй половины 2020 года из-за обострения геополитических факторов. Во время пика пандемии во втором квартале 2020 года рубль тем не менее демонстрировал относительную стабильность, что, вероятно, во многом объясняется ограничительными/карантинными мерами (как в России, так и во всём мире), которые привели к снижению оттока капитала, сокращению импорта товаров и услуг, а также снижению денежных переводов из России в ближнее зарубежье. Последнее было связано со значительным сокращением притока мигрантов в Россию, поскольку пандемия привела к серьёзным ограничениям на поездки внутри страны и за границу.

Позднее в течение года, когда эти связанные с кризисом ограничения были ослаблены, негативное давление на рубль усилилось, чему способствовали и геополитические факторы.

Заглядывая вперёд, ключевыми факторами, влияющими на экономические показатели России в ближайшем будущем, будут темпы восстановления мировой экономики и связанный с этим рост цен на нефть.

Другие внешние факторы, которые могут повлиять на перспективы России, включают возможность смягчения протекционистского давления, в том числе в торговой войне между США и Китаем, а также новые раунды стимулов, сценарии санкций, дальнейшее развитие пандемии и разработки вакцин. Технологическая гонка между США и Китаем, особенно в таких областях, как развитие 5G, также может иметь большое влияние на вызовы, с которыми сталкивается Россия.

Ещё одним важным элементом развития российской экономики на ближайшую перспективу станет глобальная экологическая повестка дня, включая активные шаги, предпринимаемые странами с развитой экономикой в ​​области содействия «зелёному выздоровлению» от нынешней пандемии. В то время как Европа выступала за создание климатически нейтральной экономики к 2050 году, США могут ещё больше усилить глобальный импульс к зелёному развитию, поскольку новая администрация США под руководством Байдена, вероятно, будет уделять приоритетное внимание экологической политике. И хотя этот вызов всё ещё рассматривается в России как долгосрочный, а не краткосрочный, его воздействие на экономику России может оказаться более быстрым, чем многие ожидают.

В целом, хотя 2020 год стал серьёзным вызовом для российской экономики, предварительная готовность страны к внешним шокам позволила смягчить негативные последствия глобального экономического спада. Одна из задач в постпандемический период будет заключаться в том, чтобы преодолеть «защитный оборонительный режим» в экономической политике и переключить внимание на более быстрый экономический рост. Пока что интенсивность внешних шоков, по-видимому, сделала поддержание макроэкономической стабильности и увеличение резервов важнейшей целью экономической политики России.

Источник: Международный дискуссионный клуб «Валдай».

Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 4)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся