В экономической, бюджетной, валютной и структурной политике России намечается поворот к расширению использования резервных средств и либерализации режима внешней торговли, пишет программный директор клуба «Валдай» Ярослав Лисоволик. В каком-то смысле экономика России находится в «режиме противофазы» по отношению к процессам, протекающим в остальном мире.
В экономической, бюджетной, валютной и структурной политике России намечается поворот к расширению использования резервных средств и либерализации режима внешней торговли, пишет программный директор клуба «Валдай» Ярослав Лисоволик. В каком-то смысле экономика России находится в «режиме противофазы» по отношению к процессам, протекающим в остальном мире.
Долгожданная встреча в верхах «Большой двадцатки»
принесла некоторую передышку в торговом противостоянии США и Китая, поскольку повышение тарифов откладывается. Хотя саммит ознаменовался двусторонними переговорами президентов США и Российской Федерации, а также встречами лидеров стран БРИКС, его значение состоит, главным образом, в том, что там нашла новое подтверждение роль G20 в качестве основной площадки для политического диалога между крупнейшими державами мира. Хотя американо-китайский торговый спор и не пришёл там к своему окончательному разрешению, были совершены мощные прорывы в других областях. Так, ЕС и Меркосур подписали соглашение о создании обоюдной зоны свободной торговли, переговоры о которой продолжались несколько десятилетий. Это соглашение означает образование крупнейшей в мире зоны свободной торговли, что знаменует наличие большого потенциала региональной интеграции, способного частично компенсировать вред, наносимый торговыми спорами и нарастающим протекционизмом в двусторонних торговых отношениях.
Россия и её партнёры по Евразийскому экономическому союзу (включает Россию, Белоруссию, Казахстан, Армению и Киргизию) также стремятся к увеличению числа договорённостей о зоне свободной торговли. Так, на октябрь этого года намечено подписание соглашения о зоне свободной торговли с Сербией. К концу года ожидается окончательное оформление договора о ЗСТ с Сингапуром (который предусматривает либерализацию торговли товарами и услугами, а также снятие ограничений на инвестиции). В процессе обсуждения находятся соглашения по ЗСТ с Индией, Израилем, Индонезией и рядом других развивающихся стран. Более того, 20 июня министр торговли Южной Кореи Ю Мён Хи и министр экономики России Максим Орешкин запустили в Москве процесс переговоров о создании ЗСТ в области торговли услугами и осуществления капиталовложений.
В настоящее время интерес к созданию ЗСТ с ЕАЭС проявляют 20 стран и объединений, включая Египет, Иорданию, Таиланд и Чили. Подписаны меморандумы о сотрудничестве и возможном выдвижении инициатив о либерализации с торговыми объединениями Меркосур и АСЕАН. Но в целом Россия и её партнёры по Евразийскому экономическому союзу стартуют с довольно низкого уровня: в настоящее время соглашения о ЗСТ имеются только с Вьетнамом (2015) и Ираном (2018); кроме того в 2018 г. достигнута договорённость о заключении непреференциального соглашения с Китаем. Впрочем, набранный Россией в рамках торговых переговоров темп является залогом того, что в ближайшие годы Россия будет вполне в состоянии потягаться с более развитыми экономиками в том, что касается расширения географии торгово-инвестиционных альянсов, а это в свою очередь может оказать положительное влияние на условия привлечения иностранных инвестиций.
Согласно данному ранее прогнозу Максима Орешкина, в области кредитно-денежной политики может наблюдаться сезонное снижение темпов инфляции (август) и её нулевое значение в июне, а ИПЦ в годовом исчислении, возможно, упадёт ниже 4%. Это, в свою очередь, означает, что появится дополнительная возможность снизить основную процентную ставку с нынешних 7,5% до семи и даже менее того процентов, чему будет способствовать и перемена в политике ФРС: в этом году вместо поэтапного повышения процентной ставки ожидается её поэтапное снижение.
Равным образом на смену достаточно консервативной бюджетной политике России, позволившей накопить значительные резервы в Фонде национального благосостояния (ФНБ), похоже, придёт более свободное расходование средств. Отчасти это связано с расширением финансирования так называемых национальных проектов (в таких областях, как развитие инфраструктуры и человеческий капитал) после заминки с освоением фондов в начале 2019 года, а также с планами по инвестированию части средств ФНБ, как только их суммарный объём превысит 7% ВВП (скорее всего, это произойдёт в следующем году). Впрочем, порыв к расходованию средств будет умеряться необходимостью поддержания макроэкономической стабильности. Но, учитывая прочность национальных финансов, игрокам, похоже, будет предоставлена значительная свобода манёвра.
Таким образом, вырисовывается следующая картина. В экономической, бюджетной, валютной и структурной политике России намечается поворот к расширению использования резервных средств и либерализации режима внешней торговли. В каком-то смысле экономика России находится в «режиме противофазы» по отношению к процессам, протекающим в остальном мире. Там свобода расходования средств и величина резервов ограничена (ввиду наличия высокой задолженности), кредитно-денежная политика не отличается гибкостью (после длительного периода низких процентных ставок), нарастает беспокойство по поводу нарастания протекционизма. Финансовые рынки напуганы призраком рецессии и возлагают главные надежды в борьбе с ним на кредитно-денежную поддержку со стороны центральных банков ведущих экономик. Вопрос в том, окажется ли такая поддержка достаточно мощной, чтобы укрепить рынки, направить их по пути дальнейшего развития и помочь им пройти проверку на прочность макроэкономическими данными, каковые готовятся к обнародованию США и другими ведущими экономиками.
Что касается России, то причина того, что она, как сказано выше, пребывает в «режиме противофазы» и усиленно накапливает резервы, заключается отчасти в наличии внешних ограничителей, а отчасти в выработке ею на протяжении последних нескольких лет ряда экономических правил для всех трёх ключевых разделов экономической политики, а именно: бюджетного правила, на основе консервативных оценок стоимости нефти, правила кредитно-денежной политики по таргетированию уровня инфляции в пределах 4% и правила внешнеэкономической политики, связанного с членством в ВТО и вытекающими из этого обязательствами (последнее служит якорем структурной политики). Задачей правительства России и залогом продвижения вперёд является соблюдение упомянутых правил экономической политики и в то же время противоцикличное использования значительных резервов на фоне замедления роста мировой экономики и скудости средств поддержания экономической активности у большинства других стран.
Источник: Дискуссионный клуб Валдай