Восстановление Сирии — одна из главных и наиболее острых проблем ее послевоенного развития. Гражданская война как таковая завершилась, но сам конфликт остается неурегулированным, а его материальный ущерб огромен. В условиях западных санкций и непростых отношений с арабскими государствами Персидского залива предпосылки к широкой реконструкции и осуществлению крупных инвестиционных проектов практически отсутствуют.
На данном этапе возможно только так называемое «раннее восстановление», которое ограничивается работами по поддержанию жизнедеятельности населения и обеспечению функционирования социальной сферы. В условиях сокращающихся ресурсов сирийскому правительству становится все труднее удерживать экономику на плаву и решать социальные вопросы. В то же время внешняя помощь со стороны потенциальных спонсоров таких работ по-прежнему связана с выполнением ряда политических условий в области конфликтного урегулирования.
Восстановление Сирии — одна из главных и наиболее острых проблем ее послевоенного развития. Гражданская война как таковая завершилась, но сам конфликт остается неурегулированным, а его материальный ущерб огромен. В условиях западных санкций и непростых отношений с арабскими государствами Персидского залива предпосылки к широкой реконструкции и осуществлению крупных инвестиционных проектов практически отсутствуют.
На данном этапе возможно только так называемое «раннее восстановление», которое ограничивается работами по поддержанию жизнедеятельности населения и обеспечению функционирования социальной сферы. В условиях сокращающихся ресурсов сирийскому правительству становится все труднее удерживать экономику на плаву и решать социальные вопросы. В то же время внешняя помощь со стороны потенциальных спонсоров таких работ по-прежнему связана с выполнением ряда политических условий в области конфликтного урегулирования.
Экономическая ситуация в стране продолжает ухудшаться, и уровень жизни большинства населения стремительно падает. В складывающейся обстановке процесс послевоенной реконструкции, который может облегчить положение сирийских граждан, неразрывно связан с политикой, безопасностью, восстановлением территориальной целостности страны мирными средствами и на основе национального примирения. Кроме того, его условием также является проведение реформ в области государственного управления как в центре, так и на местах. Таким образом, процесс восстановления носит многомерный характер и требует нахождения компромиссов. Однако со стороны властей Сирии пока не наблюдается практических шагов в данном направлении.
Влияние таких внешних факторов как санкционное давление, раздробленность территории и сохранение американского контроля над значительной частью сирийских ресурсов лишь отчасти является причиной тяжелого экономического положения в Сирии. Наряду с этим существуют серьезные проблемы в области государственного управления. В последние годы система госуправления значительно трансформировалась и утратила прежнюю эффективность, не претерпев существенных внешних изменений.
В мае 2023 г. для Сирии сложились более благоприятные условия для привлечения внешней помощи. Это было связано с возвращением страны в Лигу арабских государств, наметившейся тенденцией к смягчению региональной напряженности и строительству новой архитектуры безопасности на Ближнем Востоке. Несмотря на внешнюю нормализацию, в области решения практических вопросов инвестиционного сотрудничества и оказания Сирии финансовой поддержки существенных изменений так и не произошло. Арабские государства по-прежнему исходят из необходимости реализации принципа «шаг в обмен на шаг».
Дамаск связывает возможности проведения политических реформ и запуска работы Конституционного комитета с принятием арабскими странами обязательства добиться снятия западных санкций. При этом представители власти делают акцент на парламентские выборы в июле 2024 г. С похожими трудностями также сталкивается начавшийся в 2023 г. по инициативе России процесс нормализации отношений между Сирией и Турцией.
На данном этапе обстановка в Сирии и вокруг нее не способствует достижению быстрых результатов и выходу из кризиса, в котором находится послевоенная экономика страны. Россия и Иран продолжают экономическое сотрудничество с Сирией, однако возможностей двух стран недостаточно для восстановления разрушенной сирийской экономической системы. Существует три возможных канала получения внешней финансовой и технической поддержки в ближайшей перспективе. Это Целевой Фонд ООН (UN Trust Fund), гуманитарные изъятия (humanitarian exemptions) из санкций США и ряда государств-членов ЕС, а также возможности Программы развития ООН, в соответствии с которой осуществляются отдельные восстановительные работы. В случае продвижения политического процесса можно также ожидать участия в восстановительных мероприятиях ряда арабских государств Персидского залива.
Источник: Центр внешнеполитического сотрудничества имени Е.М. Примакова