На полях конференции EdCrunch-2019 РБК поговорил с ректором РАНХиГС Владимиром Мау об основных конкурентах вузов в современном мире, успехах нацпроекта «Образование» и о том, как должен выглядеть университет мечты
О конкурентах
Наши основные конкуренты сейчас — не вузы, ведь как соперничать с ними давно известно, а технологические компании и корпоративные университеты. За слушателя и студента с классическими высшими учебными заведениями теперь конкурируют стартапы, платформы, которые «стыкуют» людей и технологии, работодателей и потенциальных работников.
И в силу того, что человек начинает понимать и привыкать к необходимости учиться всю жизнь, число этих конкурентов будет становиться все больше.
Об успешных работниках будущего
Мир изменился: раньше можно было получить профессию и всю жизнь работать по специальности. Этим и гордились еще 10 лет назад: одна профессия, один университет, одна запись в трудовой книжке. Теперь для того, чтобы быть успешным, человек вынужден все чаще менять места работы, сферы деятельности и специальности. И учебные заведения должны быть готовы принять эти вызовы. Потому что если не они — то на эти вопросы ответят другие компании и люди.
Об университете мечты
Конечно, в данном случае любой прогноз на будущее будет неверен. Прежде всего, спросим себя: о чьем «университете мечты» мы говорим? Ректора? Профессора? Или студента и слушателя? Уверен, это будут три разных университета.
Одним из главных факторов, влияющих на становление «университета будущего», является внедрение в образовательный процесс технологий искусственного интеллекта и, прежде всего, машинного перевода. Он сравняется, да уже сравнялся с переводом, выполненным человеком. Если языковой барьер исчезнет и образование станет трансграничным, мы станем свидетелями появления радикально новой системы образования.
Второй вероятный тренд — снижение стоимости качественного образования. И главная предпосылка к этому — сокращение технологических издержек, которое произойдет благодаря цифровизации. Наряду с языковым барьером это превратит университетскую систему в нечто совершенно новое.
Об онлайн-образовании
Нам еще предстоит осознать, что такое университет — в условиях, когда человек может учиться в онлайн-режиме абсолютно в любой точке мира. Однако часто возникает вопрос, в какой мере образование вообще может быть дистанционным, заочным. На мой взгляд, университет — это еще и площадка для живого профессионального общения. Передача знаний может уйти в онлайн, а вот социализация и активная профессиональная интеграция — нет. Поэтому университет как место взаимодействия людей — студентов и состоявшихся специалистов — будет сохраняться в той мере, в какой он будет обеспечивать этот дух партнерства и социализации.
О направлениях развития РАНХиГС
Мы сейчас обсуждаем стратегию развития Академии на следующее десятилетие. Ее устойчивость и гармоничное развитие обеспечивается наличием четырех основных элементов. Мы университет прикладного социально-экономического и гуманитарного образования. При этом мы крупнейшая школа государственного управления, а также крупнейшая российская бизнес-школа — единственная в стране, чья программа имеет все возможные аккредитации. Недавно, несмотря на геополитические сложности, наша Школа бизнеса и делового администрирования первой в России получила аккредитацию Американской ассоциации бизнес-образования (AACSB, Американская ассоциация Университетских Школ Бизнеса. — РБК). Кроме того, мы являемся крупным исследовательским и консалтинговым центром, работающим, прежде всего, для институтов федеральной, региональной и муниципальной власти. Сочетание и баланс этих четырех основополагающих элементов дают синергетический эффект и очень важны для нас.
О «школе губернаторов»
Уточню, что это школа кадрового управленческого резерва, резерва высокой готовности, а не школа губернаторов. Конечно, большинство кандидатов, которые избирались на посты губернаторов за последние два года, являлись выпускниками этой программы, но кроме них ее закончили и два федеральных министра нынешнего правительства, десяток замминистров, мэры городов.
Мы считаем, что эта программа работает эффективно. Так получается, что выборы выигрывают именно наши выпускники, причем выигрывают безоговорочно и в первом туре. Конечно, должен оговориться, что это заслуга не только нашего образования, но и качественного отбора. Ведь эффективный выпускник — не только тот, кого хорошо научили (при всей важности этого), но также и тот, кто изначально был эффективным, «на входе» в эту образовательную программу.
О нацпроекте «Образование»
Нацпроект «Образование» отвечает вызовам; это мы видим хотя бы по тому значительному вниманию, которое сейчас уделяется школьному и дошкольному образованию. Это важно, поскольку долгосрочные цели образования — улучшение качества человеческого капитала, увеличение человеческого потенциала страны — лежат на школьном и дошкольном уровне, при всей важности профессионального образования. Кроме того, важнейшим качеством образования становится его непрерывность. Это один из основных механизмов развития человеческого потенциала и экспорта образования, как показателей его качества.
О будущем системы образования
Будущих изменений я опасаюсь, но одновременно и предвкушаю их. Вызовы делают нашу жизнь интереснее, но они несут в себе риски, и к ним надо быть готовыми. Для этого требуется в том числе постоянно обновлять управленческую команду университетов, привлекать к управлению вузами молодых специалистов, которые нацелены на долгосрочные перспективы и открыты инновациям.
О подготовке к изменениям
Ко всем этим изменениям можно готовиться, но на все сто процентов подготовиться невозможно. Если у вас образ жизни меняется не от столетия к столетию и даже не от поколения к поколению, а несколько раз в рамках одного поколения, то вряд ли к этому можно адаптироваться в техническом смысле. В интеллектуальном, содержательном плане — конечно да. И на мой взгляд, ответом на этот вызов и должно стать усиление фундаментальной роли образования.
Фундаментальное образование является основой адаптивности или преадаптивности. Адаптивность — это когда вы предсказываете будущее, преадаптивность — когда вы стараетесь формировать это будущее и активно влиять на то, каким оно будет. А фундаментальные знания — это знания, которые не устаревают; то есть устаревающее знание, каким бы фундаментальным оно ни казалось, не является таковым. И в этом смысле готовность нести в себе фундаментальные знания и становится важным фактором гибкости и преадаптивности.
Источник: РБК