Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Александр Грушко

Заместитель министра иностранных дел Российской Федерации, член РСМД

В феврале Госдума планирует рассмотреть внесенный Президентом России законопроект «О прекращении действия в отношении Российской Федерации международных договоров Совета Европы». 

Законопроект охватывает конвенции, открытые только для государств — членов Совета Европы. С выходом нашей страны из этой организации, то есть с 16 марта 2022 года, все эти договоры прекратили для нее действие.

Это свершившийся факт. Это закреплено и в решениях Комитета министров Совета Европы.

Перечисленные в законопроекте конвенции ратифицировались посредством федеральных законов. Поэтому прекращение их действия также следовало оформить федеральным законом. Его подготовка потребовала комплексного межведомственного согласования. Ведь речь идет о двух десятках международных соглашений, затрагивающих компетенцию целого ряда федеральных органов власти. После завершения подготовительной работы законопроект был внесен Президентом Российской Федерации в Федеральное Собрание Российской Федерации.


В феврале Госдума планирует рассмотреть внесенный Президентом России законопроект «О прекращении действия в отношении Российской Федерации международных договоров Совета Европы». В преддверии обсуждения этого документа официальный представитель президента по данному вопросу в парламенте, заместитель министра иностранных дел России Александр Грушко рассказал «Парламентской газете» о причинах появления этого законопроекта и о том, что из себя представляет Совет Европы сейчас.

— Россия заявила о выходе из Совета Европы в марте 2022 года. В связи с чем законопроект о прекращении действия договоров Совета Европы в отношении России внесен именно сейчас?

— Законопроект охватывает конвенции, открытые только для государств — членов Совета Европы. С выходом нашей страны из этой организации, то есть с 16 марта 2022 года, все эти договоры прекратили для нее действие.

Это свершившийся факт. Это закреплено и в решениях Комитета министров Совета Европы.

Перечисленные в законопроекте конвенции ратифицировались посредством федеральных законов. Поэтому прекращение их действия также следовало оформить федеральным законом. Его подготовка потребовала комплексного межведомственного согласования. Ведь речь идет о двух десятках международных соглашений, затрагивающих компетенцию целого ряда федеральных органов власти. После завершения подготовительной работы законопроект был внесен Президентом Российской Федерации в Федеральное Собрание Российской Федерации.

Замечу, что в Страсбурге попытались сделать исключение для Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ), односторонне продлив ее действие для России на шесть месяцев, до сентября 2022 года. Эта попытка была обречена, нельзя быть участником данной конвенции, не являясь полноправным членом Совета Европы.

— Как вы считаете, есть ли среди российских парламентариев консенсус по этому вопросу? В какой срок законопроект будет одобрен?

— Надеюсь, наши депутаты и сенаторы поддержат законопроект. Тем более что он носит технический характер, фиксируя уже сложившиеся в минувшем году реалии. Сроки его одобрения, очевидно, зависят от действующих регламентов и программ работы обеих палат парламента.

— В число соглашений, подписанных странами — участницами Совета Европы, входят Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Европейская конвенция о пресечении терроризма и ряд других. Как прекращение действия этих документов в отношении России повлияет на граждан нашей страны, на международное сотрудничество в сфере безопасности?

— Вокруг этой темы возникают не только необоснованные опасения, но и недобросовестные спекуляции. На самом деле никаких серьезных последствий для системы защиты прав человека в нашей стране мы не прогнозируем.

Когда Россия присоединялась к этим конвенциям, их положения были интегрированы в отечественное законодательство, и они там сохраняются.

Не будем забывать и о своде международных обязательств. Наша страна привержена универсальным правочеловеческим конвенциям ООН, а также соглашениям в рамках СНГ и других региональных форматов. В целом Конституция Российской Федерации гарантирует более широкий набор прав и свобод, чем Европейская конвенция по правам человека и другие советоевропейские договоры.

К сожалению, за последние годы западники предельно политизировали деятельность Европейского суда по правам человека. По сути, превратили его в средство сведения счетов с нами. Опрокинут принцип субсидиарности, лежащий в основе деятельности суда. Эта инстанция фактически вышла за рамки правового поля ЕКПЧ, пыталась подменить собой национальные судебные системы. Другими словами, западники попытались сделать из нее инструмент легализации пресловутого, не имеющего ничего общего с международным правом «порядка, основанного на правилах», которые они сами и придумывают.

Что касается взаимодействия с европейскими странами в конкретных областях, то в условиях развязанной ими гибридной войны против России наличие или отсутствие у нас той или иной советоевропейской конвенции «погоды» уже не делает.

— Будет ли Москва взаимодействовать с Советом Европы в каком-либо ином формате? По каким вопросам диалог может продолжаться?

— Россия осталась стороной порядка 40 конвенций и протоколов к ним, для участия в которых не обязательно быть членом Совета Европы. В этих рамках возможно определенное взаимодействие. Но только на равноправной основе и при уважении наших интересов.

Проблема в том, что западники добрались и до этих в большинстве деполитизированных отраслевых документов. Не гнушаясь грубыми нарушениями норм международного права и положений самих этих договоров, они лишают российских представителей в руководящих органах соответствующих конвенций их базовых полномочий.

Мириться с таким произволом мы не станем. Предупредили Страсбург и государства — участники конвенций, что будем реагировать, вплоть до денонсации этих договоров. В частности, такое решение мы уже вынуждены были принять по Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию 1999 года, где Россию лишили возможности полноценно работать в ее основном органе — Группе государств против коррупции (ГРЕКО).

Ситуацию с каждой «пострадавшей» конвенцией анализируем совместно с профильными федеральными министерствами и ведомствами. Действовать будем в прагматичном ключе, исходя из наших потребностей и приоритетов.

— Захочет ли Россия вернуться в Совет Европы? При каких условиях это могло бы произойти?

— Напомню, что Совет Европы, как записано в первой главе его Устава, создавался для «достижения большего единства» европейских народов. Усилиями Запада он превращен теперь в нечто противоположное. В такую организацию, некий предбанник Европейского союза, даже при буйстве фантазии нет никакого смысла возвращаться.

Разумеется, 26 лет пребывания в Совете Европы с их положительным и отрицательным опытом не могут быть в одночасье перечеркнуты. За это время сделано немало полезного, особенно для развития российского законодательства. Однако страницу пора было переворачивать. Еще раз подчеркну, что организация безвозвратно отошла от заложенных в ее Уставе объединительных принципов. Государства ЕС и НАТО беззастенчиво использовали ее механизмы в своих узкогрупповых политических целях, для продвижения чуждых нам «прогрессистских» ценностей, для переформатирования внутриполитического ландшафта по западным лекалам. Лозунг Совета Европы «Мы разные — мы равные» теперь воспринимается в европейских столицах как непозволительное вольнодумство. Дискриминационные антироссийские меры, принятые в Страсбурге после начала специальной военной операции, лишь ускорили неизбежный разрыв. Расставание с таким Советом Европы стало важным шагом на пути укрепления суверенитета нашей страны.



Источник: «Парламентская газета»

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся