Сегодня в Казани открылся 16-й саммит стран БРИКС. О том, какое будущее может ждать это объединение, об отношениях между входящими в него странами и о проблемах, которые ему еще предстоит решить, «Эксперту» рассказала руководитель Экспертного совета БРИКС — Россия, проректор НИУ ВШЭ, шерпа России в «Женской двадцатке» Виктория Панова.
— С какими странами Россия наиболее интенсивно сотрудничает в рамках БРИКС?
— Все страны БРИКС очень разные, естественно, сотрудничество России с каждой из них отличается динамикой и интенсивностью. Если говорить, например, об экономической составляющей, то наиболее активно РФ сотрудничает с КНР, Индией и ОАЭ. При том, что товарооборот России и Китая в прошлом году побил рекорд, превысив $240 млрд, уже и по итогам первого полугодия 2024 г. он вырос еще на 1,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив $116,87 млрд. Общий товарооборот России и Индии за первое полугодие 2024 г. составил $38 млрд (на 14% больше, чем в 2023 г.). Объем двусторонней торговли между Россией и ОАЭ увеличился за первое полугодие 2024 г. и достиг рекордного уровня, превысив $10 млрд. Значительная динамика наблюдается и в торговле еще с одним «новичком» в клубе БРИКС — Египтом: за первое полугодие текущего года товарооборот между двумя странами вырос на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Египет остается крупнейшим рынком сбыта для России на африканском континенте, лидером по закупке российского зерна. Укрепляется гуманитарная и научная составляющая, культурный обмен, растут взаимные туристические потоки.
Мы понимаем, что страны-члены БРИКС — это суверенные державы с многообразием форм управления, экономического уклада, богатой историей и собственным культурным кодом, у них разные интересы, иногда в чем-то противоречащие друг другу. Можно вспомнить и споры между Китаем и Индией; между ОАЭ, Саудовской Аравией и Ираном; между Египтом и Эфиопией. Вопросы есть, никто этого не отрицает, но одновременно на примере двух членов-основателей мы видим, что они не блокируют работу группы. У стран БРИКС есть более глобальные совпадающие интересы, а также общие проблемы и вызовы, которые сообща получается решать гораздо лучше.
Еще одним из наиболее очевидных противоречий между странами БРИКС является видение реформы СБ ООН. Например, позиция Китая по реформированию СБ ООН сводится к заявлениям о необходимости усиления представительства в нем развивающихся стран. Для РФ оптимальный численный состав обновленного СБ ООН — «чуть более 20» членов. Естественно, право вето остается неприкосновенным. Остальные страны БРИКС поддерживают расширение численного состава СБ ООН до 25–26 членов.
Не вполне совпадает и видение стран-членов по вопросам климата: хотя в последнее время и наметилось определенное сближение, к выработке общих принципов БРИКС по климату оно еще не привело. Отнюдь не идентичны позиции стран по ряду региональных конфликтов, хотя и удается найти общий знаменатель.
Хочу подчеркнуть, что, несмотря на наличие не всегда и не во всем совпадающих интересов и на определенные разногласия, ценность БРИКС состоит как раз в том, что наши страны не навязывают друг другу готовых решений, не вмешиваются во внутренние дела и уважают суверенитет партнеров, в том числе в вопросах принятия внешнеполитических решений. Наши страны работают по взаимно интересным направлениям, а по упомянутым вопросам всегда готовы оказать друг другу услуги доброй воли при наличии в этом потребности.
— За последние два года рекордное количество стран так или иначе заявили о своем намерении вступить в БРИКС. Можно ли назвать это прорывом в развитии организации?
— БРИКС не является организацией. БРИКС — это объединение или так называемый «клубный» механизм неформального взаимодействия лидеров государств. То, что такой формат оказался востребованным и именно в таком составе, показывает, что помимо лидеров в процесс диалога и сотрудничества вовлечены абсолютно все слои обществ этих стран. Подобная сложнейшая система связей успешно и довольно-таки упорядоченно функционирует без писаных правил, уставов, бюрократических процедур. Периодически можно услышать голоса в пользу создания секретариата БРИКС. Аргументируют данное предложение расширением количества членов, усложнением коммуникации и необходимостью отслеживать выполнение договоренностей. Однако именно отсутствие секретариата как раз и дает главное конкурентное преимущество БРИКС — гибкость взаимодействия между участниками объединения. Принципиально важно сохранить клубный дух БРИКС, не строить новых рамок и ограничителей.
В последнее время идут активные экспертные дискуссии относительно рекордного количества стран, имеющих в контуре своей внешней политики планы построения взаимодействия с БРИКС. Известно, что сегодня 34 государства проявляют интерес или к полномасштабному членству, или к сотрудничеству в разной форме.
Пополнение БРИКС пятью новыми членами в 2024 году — наглядное проявление формирования многополярного миропорядка, в этой трансформации объединение играет ключевую роль. БРИКС предлагает бесконфликтную повестку, направленную на преодоление проблем, а не на их создание и на создание образа врага, именно поэтому, несмотря на очень разные отношения каждой из стран БРИКС с западными странами, отсутствует антизападный накал, речь идет о достижении благополучия собственных народов, содействии народам мирового большинства в преодолении острых проблем современности. Формат отношений БРИКС никак не затрагивает внутренние дела участников, учитывая их цивилизационные и политические особенности, отсутствует политизация тем и давление на несогласных. В основе взаимодействия между странами БРИКС лежат принципы приверженности международному праву, в частности Уставу ООН, взаимному уважению и уважению интересов всех действующих субъектов, равноправию и отсутствию скрытой повестки дня.
Именно эти принципы и ценности сформировали восходящий тренд развития БРИКС, который наглядно подтверждается количественными показателями. Напомню, что сегодня объединение занимает свыше 30% земной суши, обладает 45% мирового населения, а ВВП по паритету покупательной способности в 2024 году достиг рекордных 35,7%. БРИКС уже изменил мир, и это только начало.
— Можно ли описать долгосрочные перспективы развития БРИКС? К чему может привести дальнейшее развитие объединения и расширения числа его участников?
— Сценарий развития БРИКС зависит от множества факторов, среди которых ключевое значение имеют положение дел в глобальной архитектуре международных отношений, интенсивность и острота геополитических разногласий между ведущими центрами мира, а также возможные внутренние изменения в странах-членах БРИКС. Тем не менее, важнейшими предпосылками для дальнейшего институционального строительства объединения и укрепления его позиций на мировой арене станут способности лидеров БРИКС находить баланс между уже сложившимися, но не всегда противоречащими друг другу магистральными направлениями развития объединения.
С уверенностью можно сказать, что именно страны БРИКС, олицетворяющие разнообразие мировой карты, взяли на себя главную роль в формировании многополярного мира. Вес объединения в перспективе будет увеличиваться. Об этом говорят и социально-демографические показатели. Например, ожидается, что к 2028 году ВВП стран БРИКС по паритету покупательской способности достигнет 37% от общемирового показателя. Совокупное население наших стран с учетом расширения к 2030 году должно составить порядка 3,7 млрд человек — рост на 100 млн по сравнению с настоящим временем.
Есть весьма высокая вероятность возникновения новой модели функционирования БРИКС, причем не в долгосрочной, а в ближайшей перспективе. Необходимость новой модели продиктована, в первую очередь, техническими вопросами, связанными с расширением состава объединения, а также большим количеством стран-кандидатов на вступление. Поэтому в рамках новой модели функционирования БРИКС речь может пойти о таких вопросах, как разные уровни членства, страны-партнеры и страны-наблюдатели, возможные изменения в механизме ротации председательства, способа обеспечения преемственности повестки и выполнения взятых на себя обязательств, введения механизма «тройки» по аналогии с «Группой двадцати» или, например, «закрепления» за отдельными странами каких-то вопросов повестки дня. Главное — сохранить эффективность работы объединения на фоне расширения ее состава, при этом не пожертвовав основополагающим принципом консенсуса и равенства всех его членов.
Что касается принципов расширения объединения, страна-претендент должна проводить независимую внутреннюю и внешнюю политику, иметь вес в международных и региональных делах, выстраивать со странами БРИКС конструктивные отношения, не присоединяясь к санкциям в отношении стран-участниц. Уверена, что в ближайшем будущем эти общие принципы будут доработаны до конкретных и прозрачных критериев вступления в объединение.
— В последнее время делаются заявления о необходимости создания объединенных институтов в рамках БРИКС — от единого арбитража до общего индекса качества жизни. Каковы перспективы таких проектов и какие еще универсальные инструменты нужны на этом этапе развития БРИКС?
— Запуск совместных проектов — одна из главных целей партнерства в БРИКС, и это очень здорово, что их становится все больше. Только в рамках российского председательства в 2024 году в разработке находится целый ряд предложений: это не только единый арбитраж и общий индекс качества жизни, но и Аграрная биржа БРИКС, платежная система BRICS Bridge, Климатический совет БРИКС и многое другое.
У каждого из этих проектов своя цель. К примеру, единый арбитраж призван улучшить и расширить инвестиционное взаимодействие внутри БРИКС, а Аграрная биржа — стимулировать торговлю сельскохозяйственной продукцией. Напомню, что БРИКС уже стал одним из крупнейших игроков на мировом аграрном рынке: на долю объединения приходится свыше 30% от общей площади мировых сельскохозяйственных земель, а экспорт продовольствия стран БРИКС вырос с $119 млрд в 2009 году до $329 млрд в 2022 году.
Будущее этих проектов весьма многообещающее, и их появление продиктовано логикой поступательного развития БРИКС. Наращивается экономическое взаимодействие, страны объединения устанавливают между собой все более прочные торговые, финансовые и гуманитарные связи. Достаточно сказать, что, например, несмотря на пандемию COVID-19, с 2017 по 2022 годы внутренний товарооборот БРИКС вырос на 56%. Это крайне благоприятный фон для создания общих проектов, призванных обеспечить качественный прорыв в партнерстве стран БРИКС.
— Какие направления развития БРИКС наиболее важны с точки зрения национальных интересов России?
— Одними из наиболее важных направлений сотрудничества со странами БРИКС могли бы стать сферы, ориентированные на развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан. Приоритетами также являются развитие безопасного информационного пространства, устойчивое экономическое развитие на новой технологической основе, охрана окружающей среды, сохранение культурно-исторического наследия, укрепление мира и безопасности.
Все эти аспекты уже являются частью многогранной повестки взаимодействия стран объединения. Относительно новой сферой диалога является безопасность информационного пространства. Работа уже идет, например, в части этики искусственного интеллекта. Недавно на полях Делового форума БРИКС президент России Владимир Путин назвал развитие технологий ИИ в числе критически важных направлений. В прошлом году создана Группа по изучению ИИ. При этом в России существует Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта, в котором изложена система рекомендательных принципов и правил, призванных формировать доверительную среду для развития технологий ИИ. Кодекс подписала 851 организация, включая участников из 19 зарубежных государств, среди них Эфиопия и ЮАР. Уверена, что актуальность этой области будет сохраняться долгие годы.
Впервые опубликовано в "Эксперте".