Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Ярослав Кузьминов

Научный руководитель Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», член РСМД

Ведущие вузы должны разместить не менее 10 образовательных курсов на международных платформах онлайн-образования. Таково требование федерального проекта "Молодые профессионалы". По данным Высшей школы экономики, через пять лет в мире будет 200 миллионов слушателей онлайн-курсов. Но готовы ли вузы и, главное, преподаватели уходить в цифру? На вопросы "РГ" отвечает ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Ведущие вузы должны разместить не менее 10 образовательных курсов на международных платформах онлайн-образования. Таково требование федерального проекта "Молодые профессионалы". По данным Высшей школы экономики, через пять лет в мире будет 200 миллионов слушателей онлайн-курсов. Но готовы ли вузы и, главное, преподаватели уходить в цифру? На вопросы "РГ" отвечает ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Ярослав Иванович, нужно ли спешить с переводом высшего образования в виртуальную реальность?

Ярослав Кузьминов: Онлайн-курсы - это только одна, наиболее простая и консервативная форма включения цифровых технологий в образование. Сегодня развиваются системы, основанные на искусственном интеллекте. Вот они-то и приведут к крупнейшей в истории после появления печатной книги и массовой школы образовательной революции.

Уже сейчас массовые открытые онлайн-курсы (МООС) в значительной степени решают мировые проблемы высшего образования. Например, студентов за последние 25 лет стало вдвое больше. При этом ресурсы, в первую очередь преподаватели и средства на исследования, остались практически на прежнем уровне.

Ярослав Кузьминов: А выпустить реальных специалистов, способных решать нестандартные задачи, улучшать технологии, возможно, только когда в вузе преподают исследователи или разработчики.

Современное знание меняется настолько быстро, что невозможно иметь в каждом университете специалистов по каждому предмету. Это невозможно даже для таких самых богатых, как Гарвард и Стэнфорд. МООС дает возможность резко расширить круг доступных курсов "от исследователей", отражающих передний край науки. И сделать его доступным для каждого университета. Кроме того, в открытые онлайн-курсы встроены "роботы", которые постоянно генерируют вопросы, задания и оценивают ответы. Это серьезно повышает мотивацию студентов.

Но разве онлайн может заменить живое общение с преподавателем?

Ярослав Кузьминов: А вы скайпом давно пользовались? А WhatsApp? Живое общение тоже может быть онлайн - в режиме удаленного доступа. У нас в Вышке несколько сотен иностранных профессоров, и далеко не все они постоянно находятся в Москве или Питере. Поэтому у них часто даже научные семинары проходят онлайн, не говоря о лекциях. Кроме этого ВШЭ работает в четырех городах, и формат онлайн-преподавания у нас давно стал привычным.

В Вышке несколько сотен иностранных профессоров. И лекции, и даже научные семинары у них часто проходят в онлайн-формате

Понятно, что курсы на онлайн-платформах Coursera, EdX, НПОО популярны у людей самых разных возрастов. Но могут ли сжатые до 15-20 минут лекции заменить полноценный курс занятий?

Ярослав Кузьминов: Сегодня на лекции ходят все реже, причем во всем мире. Это касается даже ведущих университетов. У нового поколения студентов качественно изменился тип мышления и освоения материала. Те, кому 15-25 лет, по-другому относятся к информации: привыкли очень быстро ее обрабатывать, выхватывать нужное и бежать дальше. Соответственно, они, в отличие от моего поколения и даже от поколения 25-35-летних, уже не готовы просто слушать лектора. Им нужна немедленная обратная связь. Поэтому практически все онлайн-курсы, и массовые открытые в том числе, имеют дробную структуру: каждая лекция разбита на 10-20-минутные завершенные смысловые блоки. То есть лекция здесь - это не два часа непрерывного видео, а 10-15 видеофрагментов, в каждом из которых "спрятаны" вопросы, призванные удержать внимание студента.

Скажу больше, онлайн-курс предъявляет более жесткие требования к студенту: выполнения заданий, ответов на вопросы и пр. Но семинары, конечно же, лучше вести вживую. В Вышке мы практикуем и "чистые МООС", однако основная форма - смешанное обучение, когда онлайн-курс нашего или, скажем, гарвардского профессора сочетается с обычными семинарами.

Нет опасности, что вузы начнут настойчиво "подталкивать" к переходу в онлайн?

Ярослав Кузьминов: Не думаю. Нужно на государственном уровне разрешить использовать массовые открытые онлайн-курсы как регулярный компонент образовательной программы. Он должен стать законным элементом, использование которого предусмотрено федеральным образовательным госстандартом. Но никто не может извне заставить вуз отменить лекции или другие занятия и заменить их самостоятельной работой в рамках онлайн-курсов.

Это дело самого университета. Никто не должен за него решать, годится такой курс или нет. Однако здравый смысл говорит: нельзя упускать шанс сократить аудиторную нагрузку преподавателей. Она сегодня чрезмерно раздута.

И еще. Студенты ведущих университетов самостоятельно изучают в среднем 2-3 курса в год. Для расширения кругозора, а иногда, чтобы поглубже узнать тот или иной предмет. В итоге в университете мы встречаемся с более подготовленным, более требовательным студентом. Такое "ядро" было всегда, но теперь оно получило в руки мощный инструмент оценки качества того, что им преподают.

Вышка сегодня представлена на двух платформах онлайн-курсов: на международной Coursera и на российской Национальной платформе открытого образования. Как распределяете контент?

Ярослав Кузьминов: У нас сегодня 53 курса на НПОО и 91 на Coursera. Но это разные по формату курсы. Международные короткие - 6-8 недель, причем половина на английском. Курсы нацплатформы рассчитаны на 12-16 недель, на российские стандарты высшего образования. Общее число подписок на курсы Вышки за прошлый год - более 700 тысяч, в том числе десятки тысяч онлайн-студентов из США, Западной Европы и Украины.

Национальная платформа открытого образования - это объединение из тринадцати университетов. Есть новые заявки на участие?

Ярослав Кузьминов: Сейчас здесь восемь учредителей: МГУ, СПбГУ, Физтех, ВШЭ, МИСИС, ИТМО, УрФУ, Питерский политех и пять вузов-партнеров, которые также размещают свои курсы на платформе: МГТУ им. Баумана, СПбГЭТУ "ЛЭТИ", Самарский университет, ТюмГУ, ТГУ. И мы рассматриваем еще несколько заявок ведущих российских университетов. Доступ к ресурсу никто не ограничивает. НПОО на сегодняшний день - это 324 курса. А потенциал спроса - тысячи. На мой взгляд, состав участников Национальной платформы должен расшириться как минимум до 25 вузов. Но просто "назначить" такие вузы нельзя - у них должен быть и определенный опыт производства онлайн-курсов, и желание поработать на благо других.

Источник: Российская Газета

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся