Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 3.86)
 (7 голосов)
Поделиться статьей
Андрей Кортунов

К.и.н., научный руководитель РСМД, член РСМД

Ценности — это не ядерные боеголовки и не кубометры газа. Их трудно определить, и о ценностях очень трудно спорить. В спорах о ценностях одни и те же слова могут иметь для участников совершенно различный, даже противоположный смысл. Иногда говорят — давайте не будем спорить о ценностях, сосредоточимся лучше не интересах. Но штука в том, что наши интересы в большинстве случаев определяются нашими ценностями, а совсем не наоборот. Поэтому разговор о ценностях необходим, хотя это и не самый простой разговор.

В Германии все говорят о разнице в ценностях между Россией и Западом. Есть ли вообще такая большая разница?

Ценности — очень широкое понятие. Обычно, когда говорят о разрыве в ценностях между Россией и Западом, ссылаются на российский социальный консерватизм. Например, утверждается, что в России большее значение придается семье и религии, чем на Западе. Однако статистика разводов в России принципиально не отличается от статистики других европейских стран. Уровень религиозности в России выше, чем в Великобритании или в Испании, но ниже, чем в Польше и даже в Германии. Между Россией и Западом есть другой разрыв — разрыв в нарративах и, говоря шире, в менталитете политических элит — в той мере, в которой понятие «политической элиты» вообще применимо в случае России.

Можно ли сказать, что иерархия ценностей в России сильно отличается от иерархии ценностей в Европе?

Особенностью России всегда было наличие отчетливых установок на социальный патернализм. От государства или от работодателя в России ждут больше, чем во многих западных странах, Но и терпеть от государства или работодателя готовы тоже больше, чем в среднем на Западе. Однако, социальный патернализм — не уникальная характеристика исключительно российского общества: он в разных формах присутствует в странах Южной и Центральной Европы, Восточной Азии и пр. Российские ценности в этом смысле противостоят не столько «общезападным» ценностям, но, скорее, англосаксонскому их варианту, Россия очевидно ближе к католическому Западу, чем протестантскому. Но дистанция между православной Россией и протестантским Западом все же намного меньше, чем дистанция между Россией и, скажем, буддийским Востоком.

Как выглядят европейские ценности в зеркале русского языка? Означают ли слова, которыми на Западе обозначаются ценности (права человека, свобода, толерантность, разнообразие, справедливость и т.д.) в русском языке то же самое или существует разница в значении самих понятий?

Конечно, существует разница, связанная с историческими, культурными и даже лингвистическим особенностями России и других стран. Например, понятие «справедливости» — одно из центральных для российского культурного кода, оно крайне важно для поднимания всей истории страны. Традиционно российское общество требовало от власти именно «справедливости», а не «свободы». А понятие «толерантности» было заимствовано на Западе сравнительно недавно, и уже успело приобрести негативную коннотацию («толерантность» как синоним индифферентности и равнодушия).

Существуют ли ценности, которые можно было бы назвать специфическими/особенными для России?

Я с большой осторожностью отношусь к любым обоснованиям «уникальности» российского общества. Это сложное, стратифицированное общество, в котором можно найти самые различные ценностные установки. Но, если позволить себе произвольное обобщение, я бы сказал, что в России меньше, чем на Западе в качестве ценности воспринимается индивидуальный успех. И большей ценностью является личная жертвенность. Тут, конечно, тоже надо учитывать особенности истории и религии.

В России демократия иногда обозначается как дерьмократия. Означает ли это, что демократия не является в России ценностью?

Демократия в России часто воспринимается упрощенно — как наличие свободных выборов или присутствие в политическом дискурсе оппозиции. То есть, по существу, все сводится к плебисцитарной демократии. Значительно меньше внимания уделяется важности демократических институтов, механизмов, гарантирующих права не только большинства, но и меньшинства. Такое редуцированное восприятие демократии неизбежно снижает ее ценность в глазах общества. Тем не менее, было бы преувеличением сказать, что демократия вообще не является ценностью — о ее значении говорят хотя бы традиционно высокие показатели явки на выборы.

Как в России оценивается то, что в Европе обозначается понятием «европейские ценности»?

Тут надо уточнить, о каких европейских ценностях идет речь. Президент Путин, например, очень часто утверждает, что именно Россия является законной наследницей истинных европейских ценностей, от которых сама Европа сегодня все чаще отказывается. Например, ценности христианства, традиционной семьи, патриотизма и так далее. Но, говоря о Европе, российские политики практически никогда не ссылаются, например, на ценности, привнесенные эпохой европейского Просвещения. То есть отношение к европейским ценностям на политическом уровне весьма избирательное. Что же касается населения в целом, то, за некоторыми исключениями (например, в России гомофобия и гендерный шовинизм распространены шире, чем во многих европейских странах), то я не вижу принципиальных различий между Россией и Европой.   

Можно ли доверять российским политикам, когда они в своих действиях/решениях ссылаются на ценности?

Доверять политикам, что в России, что в Европе — дело вообще рискованное, независимо от того, о чем они говорят, и на что ссылаются. Но не думаю, что все ссылки на ценности носят сугубо лицемерный характер. Без ценностей жить невозможно, потребность в ценностях относится к числу базовых потребностей человека, и политика в том числе. Но грань между искренними убеждениями и политическим цинизмом, когда ценности используются как один из политических инструментов, очень тонка и не всегда различима.

Почему так трудно говорить о ценностях? Нужно ли это вообще делать?

Ценности — это не ядерные боеголовки и не кубометры газа. Их трудно определить, и о ценностях очень трудно спорить. В спорах о ценностях одни и те же слова могут иметь для участников совершенно различный, даже противоположный смысл. Иногда говорят — давайте не будем спорить о ценностях, сосредоточимся лучше не интересах. Но штука в том, что наши интересы в большинстве случаев определяются нашими ценностями, а совсем не наоборот. Поэтому разговор о ценностях необходим, хотя это и не самый простой разговор.

Источник: dekoder.org

Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 3.86)
 (7 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся