Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Александр Шохин

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей, член РСМД

О том, как работает закон о промышленной политике, насколько активно развивается импортозамещение и как решать кадровый вопрос, «ЭПР» рассказал президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр ШОХИН.

— В этом году исполняется 10 лет ФЗ N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». Закон был принят, чтобы «регулировать отношения, возникающие между субъектами, осуществляющими деятельность в сфере промышленности, организациями, входящими в состав инфраструктуры поддержки указанной деятельности, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при формировании и реализации промышленной политики в Российской Федерации». Какие изменения произошли в российском промышленном секторе за эти годы? Какие положительные изменения Вы могли бы отметить в развитии промышленности и российском бизнесе в целом благодаря принятию Закона о промышленной политике?

— Закон о промышленной политике создал базу для повышения конкурентоспособности российской промышленности и обеспечения технологического суверенитета, сочетая в себе стратегические подходы и конкретные инструменты поддержки. Адаптивная структура закона позволила эффективно донастраивать его с учетом современных вызовов.

Именно в законе о промполитике появились такие востребованные у бизнеса институты и инструменты поддержки, как Фонд развития промышленности, традиционно занимающий первое место по эффективности по опросам бизнеса, специальные инвестиционные контракты (один из немногих инструментов, в рамках которого работает стабилизационная оговорка), систематизированы инструменты территориального развития промышленности (индустриальные промпарки, технопарки в сфере высоких технологий).

Нельзя забывать и о мерах поддержки спроса на продукцию отечественной промышленности.

Современные вызовы, стоящие перед российской экономикой, обуславливают актуальность законопроекта. Нарушение цепочек поставок, запрос на импортозамещение, санкционное давление на отечественные компании формируют еще и предпосылки для развития внутреннего производства. Уход иностранных производителей с отечественного рынка открыл новые возможности для российских компаний.

В соответствии с недавними изменениями в закон на отечественные товары будет наноситься QR-код «знак российского товара», содержащий информацию о конкретной продукции в государственной информационной системе промышленности.

Также закон предполагает создание системы цифровых паспортов для промышленной продукции. Реализуется единый механизм идентификации товаров, а также аккумулирования данных о мерах поддержки производителей и заказчиков, работающих в рамках 44-ФЗ (о контрактной системе в сфере государственных закупок) и 223-ФЗ (о закупках отдельными видами юридических лиц).

— В последнее время много говорится о достижении технологического суверенитета, импортозамещении и импортоопережении. Многое для этого делается и компаниями, и государством. С какими сложностями и вызовами сталкиваются предприятия? Какие меры поддержки нужны предприятиям, с Вашей точки зрения, для достижения этих целей? Можете ли Вы дать прогноз того, когда и за счет чего будет достигнут технологический суверенитет в нашей стране?

— За последние два года отечественные компании значительно продвинулись в сфере импортозамещения. Согласно опросам Российского союза промышленников и предпринимателей, в 2023 году более 35% организаций реализовывали инвестиционные проекты, столько же планировали их запуск в 2024 году. В рамках НРБ — 2025 мы сравним результаты 2023 и 2024 годов.

Технологический суверенитет — уже не стратегическая цель, а новая реальность. И российский бизнес полностью разделяет этот тезис. Компаниям во многом удалось перейти на отечественных поставщиков в части услуг, материалов, сырья, программного обеспечения. Чуть менее высокие показатели (но все равно неплохие) наблюдаются в отношении комплектующих и оборудования.

Компании — члены РСПП выходят на новые рынки, существенно наращивают инвестиции в человеческий капитал и инновации, вкладывают средства в развитие территорий присутствия. Растет доля компаний, которые базируют свою деятельность на принципах ответственного ведения бизнеса. Это будет обсуждаться и на Форуме «Российский промышленник», на котором пройдут мероприятия по треку технологического суверенитета. На Форуме мы обсудим программы прорыва, мегапроекты, которые станут драйверами роста промышленного сектора.

Не стоит забывать и про Концепцию технологического развития (на период до 2030 года), которая направлена на создание к концу третьего десятилетия собственной научной, кадровой и технологической базы критических и сквозных технологий.

Для устойчивого развития промышленности критически важно освоение внешних рынков. Конкуренция на внешних рынках сейчас становится все сложнее для отечественных компаний из-за санкций на российский бизнес. Ключевые направления политики в данной сфере недавно обсуждались на форуме «Сделано в России».

РСПП ведет активный диалог с профильными ведомствами для успешного достижения инновационного развития, основанного на принципах технологического суверенитета.

— Насколько важно для этих целей развитие нормативного технического регулирования, стандартизация отраслевых требований к оборудованию?

— Очень важно. Техническое регулирование — одно из стратегических для РСПП направлений работы в свете стоящих перед нами задач, связанных с импортоопережением, обеспечением технологического суверенитета и переориентацией на новые рынки. В начале октября мы подписали третью дорожную карту сотрудничества РСПП и Минстроя России, предусматривающую, в частности, разработку Технического регламента ЕАЭС «О безопасности строительных материалов и изделий».

Он позволит не только четко регламентировать вопросы обеспечения безопасности строительных объектов, но и защитить строительный рынок России и стран ЕАЭС от некачественной и фальсифицированной продукции через введение обязательных требований с использованием инструментов стандартизации и сертификации. В рамках третьей дорожной карты были разработаны изменения в технические регламенты, оптимизированы процедуры введения в действие межгосударственных стандартов, запущена цифровая площадка по разработке сводов правил и национальных стандартов.

Важнейший программный документ, который сейчас разрабатывается Правительством, это Стратегия системы развития технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений до 2030 года. В проекте планируется учесть отечественные научно-технические достижения, актуальные для нашей страны международные тренды.

— Сейчас ведомствами под кураторством Минэкономразвития разрабатывается Нацпроект «Эффективная и конкурентная экономика», который в том числе может включить федеральные проекты по развитию малого и среднего предпринимательства, повышение производительности труда, рост инвестиционной активности, формирование низкоуглеродной экономики. Что Вы ожидаете от нового Нацпроекта, что предлагаете и считаете нужным в него включить или убрать?

— Нацпроект «Эффективная и конкурентная экономика» является одним из ключевых для предпринимательского сообщества, поскольку формирует ответ на практически все вызовы, стоящие перед экономикой.

В частности, он предполагает стимулирование инвестиционной политики с использованием широкого перечня мер поддержки через федеральный инвестиционный налоговый вычет, механизм соглашения о защите и поощрении капиталовложений, снижение регуляторной нагрузки на бизнес. Также нацпроект направлен на решение задачи кадрового дефицита через повышение производительности труда, повышение инновационности экономики и развитие технологичного сектора и стимулирование субъектов МСП.

Мы понимаем, что, как и по другим нацпроектам, финансирование национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика» было несколько сокращено или перенесено на более поздние сроки. Надеемся, это не помешает выполнить поставленные цели.

— Каким Вы видите место России в энергопереходе?

— Россия стоит перед уникальными вызовами и возможностями в контексте глобального энергоперехода. Вместо того чтобы копировать европейские модели перехода на возобновляемые источники энергии, Россия могла бы сосредоточиться на своих специфических ресурсах и углублении сотрудничества с партнерами по БРИКС.

В последние годы мы видим попытки стран Запада внедрить искусственные торговые ограничения на углеродоемкую продукцию и ускоренный переход на возобновляемую энергетику, игнорируя экономические реалии. Однако такие модели выгодны только самим западным странам и обеспечивают переток капиталов в их экономики, что, безусловно, ведет к росту глобального неравенства.

Оптимальный способ снизить нетто-эмиссию и запустить честное и открытое международное сотрудничество в сфере климата — создание полноценного глобального углеродного рынка. Для этого требуется создание многосторонней платформы, способствующей снижению углеродной эмиссии. Такой подход может не только защитить экономические интересы России, но и создать условия для всех участников глобального энергоперехода.

— Вопрос обеспеченности кадрами предприятий промышленного и энергетического сектора стоит очень остро. Знаю, что Вы подробно исследовали этот вопрос и даже проводили опрос среди компаний — членов РСПП. Что показали его результаты?

— Одной из ключевых проблем, препятствующей развитию бизнеса, по результатам опросов, остается дефицит кадров. В сентябре текущего года мы подвели итоги опроса о ситуации с кадрами в стране. В нем приняло участие около 200 компаний, 50% из которых занимают представители промышленного сектора. Из них у 82,3% наблюдается проблема нехватки кадров — это очень высокий показатель. На рынок труда выходит недостаточное количество квалифицированных выпускников, что формирует разрыв между спросом и предложением на рынке труда.

— Какие выходы Вы видите для решения кадрового вопроса? Что могут компании сделать собственными силами, а для чего им нужна помощь государства? Какие меры уже применяются? Многие сегодня говорят о необходимости развивать сотрудничество между предприятиями и организациями СПО и вузами. Как это выглядит на практике?

— Безусловно, кадровый дефицит сейчас для всех является серьезным вызовом и остается одним из ведущих на повестке дня. Достижение показателей, заложенных в национальных проектах, невозможно без квалифицированных специалистов. Бизнес активно инвестирует в образование, чтобы закрыть пробелы в кадрах.

На рынок труда выходит недостаточное количество квалифицированных выпускников системы среднего профессионального образования. При этом далеко не все из них выбирают путь, по которому обучались: многие переходят в сетевую экономику и креативные индустрии, в которых могут получать высокие оклады. Сейчас ведется активная работа по решению проблемы: развиваются институты повышения квалификации, дуального образования, предусматривая комбинирование теоретического обучения в учебных заведениях с практической подготовкой на производстве.

Можно выделить несколько направлений решения проблемы дефицита кадров: государственная поддержка роста производительности труда, актуализация содержания образовательных программ высшего образования и СПО, исходя из потребностей рынка труда, повышение территориальной мобильности рабочей силы и содействие трудоустройству лиц в трудной жизненной ситуации. Также следует уделить внимание внедрению систем наставничества и технологий обучения на производстве. Это обеспечит адаптацию новых сотрудников, снижение времени на их обучение, а также повысит мотивацию и вовлеченность работников.

Проект «Профессионалитет» создан как раз для решения этих целей, федеральный проект — способ подготовить специалистов быстро и на качественном уровне. Кстати, в рамках его реализации с 24 по 28 ноября на площадке Экспофорума пройдет Финал Чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы».

— Считаете ли Вы, что нужно снижать возраст профориентации школьников и привлекать их к производственным практикам на предприятиях?

— Сегодня важна и эффективная профориентация школьников, которая позволяет молодежи определиться в профессиональной карьере. Нужно передать нашей молодежи способность адаптироваться в условиях турбулентности и развивать софтскиллс, которые в сочетании с профессиональными квалификациями дадут ожидаемый эффект. Федеральный проект «Профессионалитет» как раз призван перезагрузить систему среднего профессионального образования. Перед нами стоит задача переориентировать молодых специалистов именно на те рабочие места и в те отрасли, которые сегодня испытывают наибольший дефицит профессиональных кадров.

Необходимо совершенствовать также системы высшего и среднего профессионального образования для обеспечения потребности рынка труда в «бесшовном» переходе выпускников на рабочие места.

— Сейчас проходит активная трансформация механизма поддержки малого бизнеса и взаимодействия крупного и малого бизнеса. Фиксируются значительные изменения в системе налогообложения и системе поддержки субъектов МСП. Какие еще вызовы, стоящие сегодня, Вы могли бы отметить? И какие возможные решения Вы видите?

— В условиях ухода с российского рынка иностранных компаний именно субъекты МСП во многом смогли заместить их. Поэтому необходимо снижать нагрузку на субъекты МСП для обеспечения их поддержки и стимулирования развития. Среди них особое внимание стоит уделять регулированию сроков оплаты по договорам крупного бизнеса с МСП, внедрению системы поддержки субъектов МСП, включая МСП+, а также решению проблематики дробления бизнеса и механизмам реализации амнистии.

Следует также активизировать взаимодействия крупного бизнеса с субъектами МСП, в том числе как с технологическими партнерами и поставщиками оборудования. Однако ситуация осложняется тем, что у субъектов МСП есть обоснованные претензии к крупным компаниям, которые закладывают слишком большую отсрочку платежа в договоры, при этом не всегда соблюдая даже эти длинные сроки.

— 26-28 ноября в Петербурге пройдет Международный Форум-выставка «Российский промышленник». Планируете ли Вы принять участие? Что ожидаете от этого мероприятия?

— В этом году РСПП традиционно выступает в качестве соорганизатора форума, я являюсь сопредседателем Оргкомитета. В рамках Форум-выставки происходит интеграция крупного и малого бизнеса, государственного сектора, научных организаций, университетов. В текущем году треки форума сосредоточат внимание на кадровом потенциале, привлечении кадров для промышленности и формирования новых контуров международного сотрудничества. Вторым направлением станет обсуждение достижения технологического суверенитета.

Особенностью нашего мероприятия является оптимальное сочетание деловой и выставочной программ. Благодаря этому на площадке Экспофорума создается благоприятная атмосфера для общения промышленников, предпринимателей и представителей власти, регионов и экспортеров.

«Российский промышленник» станет индикатором текущей трансформации промышленного сектора России. В рамках сессий и пленарного заседания на высоком уровне обсуждаются пути стимулирования позитивных изменений в экономике страны, перехода к импортоопережению, решения кадровых вопросов. В контексте глобальных вызовов и изменений, связанных с технологическим прогрессом и экономической интеграцией, форум-выставка призван стать площадкой для обеспечения развития российской промышленности.

Источник: Энергетика и промышленность России.

(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся