Место государств Центральной Азии в международной политике и мировой экономике является продуктом их внутреннего развития в последние тридцать лет. Эволюция национальных политических систем и состояние экономик разные в каждом конкретном случае. Географическая близость к глобальным центрам силы является определяющим фактором не только для выстраивания отношений с Россией и Китаем, но и для взаимодействия с крупными и средними партнёрами, находящимися на значительном удалении от Евразии.
Положение Центральной Азии в системе внешнеполитических интересов России определяется её геополитикой, особенностями международно-политической организации и наличием у нас масштабных и многогранных связей с основными государствами региона. От других крупных частей пространства бывшего СССР (Европейская часть, Закавказье) Центральная Азия отличается тем, что там отсутствуют государства, для которых конфликт с Россией мог бы стать центральным элементом национальной внешней политики. Более того, политические отношения со всеми центральноазиатскими государствами являются традиционно дружественными. Этот фактор непосредственно влияет на то, как выстраиваются приоритеты и какие конкретные шаги предпринимаются в рамках российской политики на данном направлении.
Место государств Центральной Азии в международной политике и мировой экономике является продуктом их внутреннего развития в последние тридцать лет. Эволюция национальных политических систем и состояние экономик разные в каждом конкретном случае. Географическая близость к глобальным центрам силы является определяющим фактором не только для выстраивания отношений с Россией и Китаем, но и для взаимодействия с крупными и средними партнёрами, находящимися на значительном удалении от Евразии.
Положение Центральной Азии в системе внешнеполитических интересов России определяется её геополитикой, особенностями международно-политической организации и наличием у нас масштабных и многогранных связей с основными государствами региона. От других крупных частей пространства бывшего СССР (Европейская часть, Закавказье) Центральная Азия отличается тем, что там отсутствуют государства, для которых конфликт с Россией мог бы стать центральным элементом национальной внешней политики. Более того, политические отношения со всеми центральноазиатскими государствами являются традиционно дружественными. Этот фактор непосредственно влияет на то, как выстраиваются приоритеты и какие конкретные шаги предпринимаются в рамках российской политики на данном направлении.
Однако мы не должны закрывать глаза на многочисленные признаки потенциальной дестабилизации, направленной против как самих государств Центральной Азии, так и их отношений с Россией.
Есть тревожные внутренние процессы, связанные с теми сложностями, которые страны региона испытывают на фоне военно-политического кризиса на Украине. Хотя в целом они находятся в более выгодном положении, чем некоторые другие соседи России, поскольку внешнее влияние на их внутреннее развитие и внешнеполитические связи ограничено объективными геополитическими обстоятельствами.
С началом украинского кризиса в 2022 году внимание России к событиям, происходящим в столь близком и важном регионе, как Центральная Азия, по понятным причинам несколько ослабло, и это, пожалуй, одно из важных упущений, чреватых последствиями.
После обрушения режима, установленного иностранными интервентами в Афганистане, и восстановления у власти движения «Талибан» , на фоне сохраняющейся напряжённости в приграничных отношениях Киргизии и Таджикистана и острого внутриполитического кризиса, поразившего в первой половине января 2022 года Казахстан, этот регион заслуживал быть в центре спектра российских внешнеполитических приоритетов. Тем более что геополитическое расположение Центральной Азии между ведущими евразийскими державами делает её объектом пристального интереса не только России и Китая, но и их противников на международной арене. Этот интерес созрел ещё в тех условиях, когда мировая экономика была открытой и трансграничные торгово-экономические связи бурно развивались. Именно тогда благодаря колоссальному человеческому, промышленному и научному потенциалу, устойчивости политических систем, способности обеспечить преемственность верховной власти страны Центральной Азии стали привлекательны для внешнеэкономических партнёров.
Руководитель проекта: Тимофей Бордачев, научный руководитель ЦКЕМИ НИУ ВШЭ, программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай», член РСМД.
Основной автор: Дарья Чижова, директор Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве, Главный редактор портала Ia-centr.ru
Доклад "Центральная Азия и украинский кризис"
Источник: Международный дискуссионный клуб «Валдай»