ШОС за короткое время заметно расширилась и не просто географически, но и с точки зрения форматов взаимодействия.
Вступление Ирана и
позиционирование Беларуси, как страны-наблюдателя, это расширение инфраструктуры объединения. В этом смысле ШОС становится не региональной, а трансрегиональной и, в общем, наверно, одной из самых влиятельных международных организаций.
Еще хотелось бы отметить тот факт, что ранее много говорилось о необходимости совершенствования финансовых механизмов ШОС, и, пожалуй, впервые этот вопрос был поднят так реалистично. Речь идет о возможном создании банка ШОС для финансирования совместных проектов. И это говорит о том, что если первоначально ШОС рассматривалась как организация исключительно безопасности, выступающая против терроризма, сепаратизма, то сейчас многие страны выступают за трансформацию ШОС в серьезную финансовую регулирующую организацию.
ШОС за короткое время заметно расширилась и не просто географически, но и с точки зрения форматов взаимодействия.
Вступление Ирана и
позиционирование Беларуси, как страны-наблюдателя, это расширение инфраструктуры объединения. В этом смысле ШОС становится не региональной, а трансрегиональной и, в общем, наверно, одной из самых влиятельных международных организаций.
Еще хотелось бы отметить тот факт, что ранее много говорилось о необходимости совершенствования финансовых механизмов ШОС, и, пожалуй, впервые этот вопрос был поднят так реалистично. Речь идет о возможном создании банка ШОС для финансирования совместных проектов. И это говорит о том, что если первоначально ШОС рассматривалась как организация исключительно безопасности, выступающая против терроризма, сепаратизма, то сейчас многие страны выступают за трансформацию ШОС в серьезную финансовую регулирующую организацию.
Как следствие, поднимается вопрос о совместной расчетной единице, и, возможно, это будет юань или какая-то другая валюта, но в любом случае для этого как раз и нужен банк. Опыт создания подобных совместных банков уже есть. Например, новый банк БРИКС или Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. В данном случае главный вопрос - это объем ликвидности такого банка и то, насколько страны готовы его профинансировать. И мы сейчас говорим не исключительно о Китае, а о многих других странах.
И еще один важный вопрос - это то, что действительно страны говорят о комплексности вызовов. Так, не случайно российский президент предложил ряду других стран поддержать антитеррористический центр как ядро комплексной безопасности. Абсолютно все страны здесь выступают против вмешательств в их дела и многие из них как раз пострадали от этого. Даже Си Цзиньпин уже открыто говорит об опасности новых "цветных" революций.
Поэтому независимость в принятии решений стран ШОС является гарантией общей безопасности.
Наконец, Китай активно предлагает трансфер своих технологий для стран ШОС и это на фоне того, что как раз китайские технологии всячески блокируются на западных рынках.
Если подводить итог, то мы четко должны понимать, что у ШОС появляются новые рычаги и новые цели. Если долгое время ШОС был лишь площадкой для каких-то обсуждений, то сейчас эта организация предлагает очень конкретные проекты.
В этом плане, к сожалению, без дополнительных вызовов ШОС не могла раньше сдвинуться с места.
Источник: Российская газета