Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Евгения Михайлова

Президент Северо-Восточного федерального университета, член РСМД

В нынешнем году Северо-Восточный федеральный университет поднялся сразу на 20 позиций в рейтинге российских вузов, составленном авторитетным агентством "Эксперт РА". О том, благодаря и вопреки чему один из самых молодых федеральных вузов набирает обороты, рассказывает ректор СВФУ Евгения Михайлова.

Оценку дают абитуриенты

Евгения Исаевна, возглавляемый вами университет, официально созданный лишь четыре года назад, занял высокое 61-е место. Как вы относитесь к рейтингам?

Евгения Михайлова: Отношусь весьма положительно. Таблицы рейтингов дают возможность взглянуть на свою работу со стороны, понять, где ты принял правильные решения, а где надо исправлять ситуацию. Важно, что они позволяют сравнить личное, субъективное восприятие с внешними оценками.

Нынешние рейтинги радуют, настраивают на оптимистичный лад. СВФУ вошел в число 50 лучших вузов страны по техническому и естественно-научному направлениям, а также по точным наукам. В рейтинге по экономическому и управленческому направлениям мы заняли 29-ю позицию. Кроме того, наш вуз впервые вошел в число 200 лучших университетов стран БРИКС. А ведь там выбирали из шести тысяч образовательных учреждений!

Однако самую, на мой взгляд, объективную оценку дают абитуриенты, когда выбирают или отвергают то или иное учебное заведение. Два года подряд мы входим в топ-40 вузов страны, которые выбирают лучшие выпускники школ, победители предметных олимпиад. Причем занимаем в этом рейтинге 24-е место. Несмотря на то что университет и его филиалы базируются не просто на периферии, а на Крайнем Севере, к нам поступают призеры и победители олимпиад не только из Якутии.

К примеру, Инженерно-технический институт СВФУ в этом году принял 245 первокурсников. В их числе 42 молодых человека, окончивших школу с золотыми медалями, - каждый шестой.

Вы создаете для них какие-то особые условия?

Евгения Михайлова: Мы создаем условия для того, чтобы они выбирали наш вуз. Приведу пример. В 2010-м, когда я была назначена на должность ректора, естественно, стала знакомиться с положением дел. Прошла по всем структурам и подразделениям. В Институте математики и информатики обратила внимание на очень высокий отсев - после первых двух сессий там исключали практически каждого второго. Во время встречи с педагогическим коллективом мне объяснили: а как можно учить студентов, если один пришел из школы с 80 баллами по математике, а другой - с 35-ю? Если ориентироваться на первого, второй ничего не поймет, потому что ему надо повторять школьную программу. А если поступать наоборот, то и наиболее подготовленных первокурсников испортим. Им станет просто скучно.

Нашли выход?

Евгения Михайлова: Конечно. Рособрнадзор утверждает нижнюю границу баллов для выпуска из школы. А при приеме абитуриентов вуз может сам определять правила игры. Я предложила установить предел допуска по математике не ниже 50 баллов. Так и сделали. В этом году по такой системе набрали уже четвертый курс. Отмечу, что конкурс уменьшился. Заявлений поступает много, но реально на одно место претендуют в среднем всего два человека. Однако это уже не случайные для математики люди, поступающие в университет ради "корочки", а те, кто стремится к новым знаниям. В результате отсев на первых сессиях существенно сократился. А главное, качество студентов стало значительно выше.

Многие лучшие выпускники якутских школ едут учиться за пределы республики. Ревности по этому поводу нет. Тем более что эти молодые люди, как правило, выбирают специальности, которым в СВФУ не обучают.

Школьный балл

без формализма

Как вы оцениваете качество обучения в школах Якутии?

Евгения Михайлова: Оценивать качество "в общем и целом" - выводить среднюю температуру по палате. Школы разные, у одних педагогических коллективов больше возможностей для повышения уровня преподавания, у других меньше. Одни постоянно направляют учителей на курсы повышения квалификации, приглашают наших специалистов, и в то же время многие школы расположены в таких труднодоступных населенных пунктах, откуда даже выехать в райцентр - проблема. У нас много малокомплектных школ, где один педагог вынужден учить детей нескольким предметам.

Обобщенные оценки чреваты серьезными ошибками.

Какими?

Евгения Михайлова: Например, группа специалистов минобразования России решила, что для Якутии необходимо поднять планку среднего балла по ЕГЭ. Мотивировали это тем, что показатель валового регионального продукта на душу населения у нас довольно высок, что якобы подразумевает и высокое качество жизни. А раз хорошо живем, значит, и учить детей должны лучше.

Между тем в прошлом году мы только-только достигли среднего показателя в 60 баллов. Этого недостаточно, решили авторы идеи. И предложили повысить планку до 63 баллов.

Пришлось убеждать специалистов, что их выводы строятся на формальных признаках. Высокий ВРП в регионе зиждется в первую очередь на добывающей промышленности. А если сравнивать реальное качество жизни населения, к примеру, с Новосибирском или Красноярском - там оно выше. При этом условия для повышения квалификации учителей гораздо лучше, нет малокомплектных школ, а мы даже кочевые вынуждены открывать. Но средняя планка по ЕГЭ там установлена в 60 баллов, и никто на нее не покушается.

Действия власти должны быть направлены на то, чтобы привлекать молодежь на Дальний Восток. А подобное механическое завышение требований к системе образования будет иметь обратный эффект. Убедила ли авторов этой идеи - не знаю. Но ректор МГУ Виктор Садовничий меня поддержал.

Встречное движение

Сейчас вузы переживают последствия демографической ямы, в которую страна попала в 90-е годы прошлого столетия. Абитуриентов стало мало. А вы еще вводите для них высокий порог, который далеко не каждому дано перешагнуть. Случаются ли недоборы?

Евгения Михайлова: Не могу согласиться с тем, что мы установили чрезмерно высокий минимум баллов, необходимых для поступления. К нам приходит много "хорошистов", которые успешно преодолевают этот порог и нормально учатся. Разве четверка - плохая оценка? Из таких ребят, если их хорошо подготовить, вырастают прекрасные специалисты.

Что касается демографической ямы, ее последствия высшая школа России будет пожинать до 2017 года. Мы много работаем над тем, чтобы минимизировать отрицательное влияние этого фактора. В частности, после придания вузу федерального статуса организовали в ДФО ассоциацию "Северо-Восточный университетский образовательный округ", в которую входят 80 школ, в том числе из Хабаровского края, Магаданской области, Чукотского АО.

В этих структурах налажено встречное движение. Наши специалисты, ученые, преподаватели помогают учителям повышать квалификацию, работают с детьми. Мы стали одним из 74 вузов России, проводящих предметные школьные олимпиады. На федеральном уровне, кстати, отмечают высокий уровень наших олимпиад по физике. В свою очередь выпускники школ, уже знающие о Северо-Восточном федеральном университете не понаслышке, становятся нашими студентами.

Наверное, если бы вуз оставался региональным, каким был до 2010 года, демографические проблемы коснулись бы нас в большей степени. Новый уровень дает значительно более широкие возможности, и мы стремимся их использовать. У нас учатся студенты не только из ДФО, но и из 37 других регионов России, а также из 30 зарубежных стран. В нынешнем году, к примеру, в университет поступили 74 иностранных студента из 18 государств.

А ваши студенты и преподаватели имеют возможность стажироваться за рубежом?

Евгения Михайлова: Не только стажироваться. Студентов СВФУ приглашают на международные олимпиады по физике и математике, и они выступают там отнюдь не в качестве массовки. Наши бакалавры, владеющие иностранными языками, поступают в престижные зарубежные вузы. Это весьма целеустремленные люди. К примеру, один студент, чтобы учиться математике в ведущем университете во Франции, за короткое время выучил французский.

СВФУ активно сотрудничает с корейскими университетами. Деловые отношения выстроены с Кембриджем, который стал первым в Европе научным институтом, вплотную занявшимся вопросами женского здоровья. Исследования, которыми там занимаются, очень важны и для Якутии. Специально под эту программу мы обучили за границей людей, открыли в Арктическом инновационном центре профильную лабораторию, оснащаем ее хорошим оборудованием. Недавно побывавшие в ней коллеги из Англии дали высокую оценку проделанной работе.

Выбраться из тесноты

Насколько структура СВФУ соответствует задачам, стоящим перед федеральным вузом?

Евгения Михайлова: В состав университета входят шесть НИИ, 13 институтов, семь факультетов, три филиала и два колледжа. В свое время Якутскому госуниверситету стало тесно в рамках Якутска, и были открыты два филиала: Технический институт в Нерюнгри и Политехнический - в Мирном. А вот СВФУ стало тесновато уже в рамках одного региона. В 2011 году мы открыли Чукотский филиал в Анадыре. В филиалах готовят специалистов, наиболее востребованных в данном городе или регионе. К примеру, на Чукотке это инженерные кадры, геологи, энергетики.

При этом вуз испытывает острый недостаток площадей. Я имею в виду и учебные корпуса, и места в общежитиях. Ну и денег на все задумки не хватает, хотя сумма, предусмотренная на становление и развитие университета, выглядит внушительно.

Программа развития СВФУ рассчитана на десять лет. Каждый год оценен в миллиард рублей. Пять миллиардов мы уже получили, но никто на блюдечке с голубой каемочкой нам их не выкладывал. Мы же не бюджетная организация, а автономное учреждение, поэтому каждый рубль добываем на конкурсной основе. Я постоянно борюсь за увеличение бюджета. Надо закупать более современное учебное оборудование, много строить, реконструировать, ремонтировать, повышать квалификацию преподавателей, увеличивать зарплату людям. Работы много, а вот денег много никогда не бывает.

Впрочем, если сравнивать с 2009 годом, зарплата у нас выросла в два-три раза, особенно у преподавателей и профессуры. А есть категория сотрудников, которые получают еще больше. В 2010 году мы ввели новые должности - профессор-исследователь, доцент-исследователь и стажер-исследователь. Эти специалисты - наш золотой фонд. Они не ограничиваются чтением лекций и проведением семинаров, а делят свое время между преподаванием и наукой, прививая вкус к исследовательской деятельности студентам.

Молодые люди, попадающие под их влияние, лучше учатся, у них больше огонька в глазах, они горят идеями и готовы, а главное, научены их материализовывать. И мне было очень приятно, когда министерство образования России тоже официально ввело статус исследователя - уже на федеральном уровне.

Программа развития вуза - это конкретные мероприятия, рассчитанные на десять лет вперед, или тут возможны импровизации?

Евгения Михайлова: Ее постоянно приходится защищать, причем нам это делать сложнее, нежели другим федеральным университетам, где обучаются по 40-50 тысяч человек. У нас сейчас учатся 20 тысяч, и увеличить количество студентов мы пока, к сожалению, не можем из-за нехватки инфраструктуры.

Поступает все больше запросов на специалистов, однако потребности, скажем, Якутии во врачебных кадрах мы покрываем только на 35 процентов. Здравоохранение в регионе развивается быстрыми темпами, в ближайшем будущем запланировано открытие новых специализированных медицинских центров. А у нас не хватает площадей и преподавателей, чтобы поспевать за растущим спросом. Схожая ситуация и в других областях подготовки.

При этом строим мы довольно много. Учебные площади увеличили почти на 15 тысяч квадратных метров. Возвели общежитие на 941 место.

Реконструировали старый общежитский корпус - получили дополнительно пять тысяч квадратных метров. Надстроили пятый этаж над учебным корпусом - еще плюс тысяча "квадратов". Но этого недостаточно.

Два института - экономики и прикладной экологии Севера - у нас вообще без своей крыши над головой. Для них мы вынуждены арендовать помещения. Каждый год это обходится примерно в 12 миллионов рублей.

По сути, мы исчерпали возможности для застройки исторически сложившейся университетской территории. А с новыми земельными участками возникают проблемы. Стараемся решать их с руководством республики и находим общий язык.

У нас остро стоит жилищная проблема - в квартирах нуждаются более 1300 сотрудников университета. Руководство города выделило участки по соседству, и сейчас там строятся университетские девятиэтажные дома с применением энергоэффективных технологий. Стоимость квартир в них будет ниже рыночной, в пределах 40-45 тысяч рублей за квадратный метр.

Планируем завершить строительство учебно-лабораторного корпуса (УЛК) Мирнинского института, заказали проектно-сметную документацию строительства УЛК Медицинского института, пристроя Инженерно-технического института. Нам нужно минимум пять тысяч мест в студенческих общежитиях.

В компании с компаниями

Потенциальные работодатели помогают вузу развивать материальную базу?

Евгения Михайлова: Наше сотрудничество с ними гораздо глубже. По большому счету, мы стараемся готовить профессиональные кадры совместно с крупными предприятиями и региональными ведомствами. Совсем недавно, перед началом этого учебного года в университете состоялось открытие именной аудитории Якутской топливно-энергетической компании (ЯТЭК). Обоюдная выгода очевидна. Сегодня студенты смогут в этой аудитории осваивать современное высокотехнологичное оборудование. А завтра они придут на производство.

Этим дело не ограничится. В соответствии с соглашением между вузом и компанией, в скором времени в здании ЯТЭК в поселке Кызыл-Сыр откроется лаборатория-кафедра, где наши студенты смогут проходить практику и вести научно-исследовательскую работу.

Мы благодарны гендиректору Заирбеку Юсупову за поддержку и дальновидные решения. Хорошие, взаимовыгодные отношения сложились у нас с АК "АЛРОСА" (президент компании Федор Андреев, первый вице-президент Игорь Соболев, директор по инновационной деятельности Андрей Зельберг), НИИ "Проалмаз". Они никогда не отмахиваются от наших просьб, будь то взнос в фонд целевого капитала университета или общие научные проекты. СВФУ включен в инновационную программу АК "АЛРОСА", мы имеем уже десять совместных патентов, объединяемся для проведения исследований. Практика для студентов обеспечивается на самом высоком уровне, процесс трудоустройства выпускников проходит всегда успешно. Недавно компания ввела именные стипендии, постоянно материально поддерживает преподавателей.

Насколько сложно выпускнику университета найти работу?

Евгения Михайлова: Раньше студентам говорили: ищите рабочие места сами. В принципе при рыночной экономике так и должно быть. На деле мы обеспечиваем очень высокий уровень трудоустройства. В регион пришли крупные работодатели, и наших выпускников разбирают, как горячие пирожки. Более того, по объективным причинам мы пока не успеваем за растущим спросом на молодых специалистов, особенно в добывающей промышленности.

В этом году без наших выпускников остались "Сургутнефтегаз" и даже Якутская топливно-энергетическая компания, принимающая активное участие в подготовке студентов. Все разошлись на хорошую зарплату по дочерним предприятиям "Газпрома".

Многие определяются со своим будущим рабочим местом еще в периоды практики (а ею мы обеспечиваем 100 процентов студентов). Предприятия всегда идут навстречу, предоставляя такую возможность. А при любом удобном случае мы и сами создаем места, где будущие специалисты могут попрактиковаться.

Вы имеете в виду малые инновационные предприятия?

Евгения Михайлова: В том числе и их, хотя там речь идет не столько о практике в привычном понимании этого слова, сколько о серьезной совместной творческой работе преподавателей и студентов.

Материализация идей

Сколько инновационных предприятий открыто при СВФУ?

Евгения Михайлова: Сейчас - 25. Четыре года назад начинали с выручки 4,5 миллиона рублей, теперь 19 из них дошли до 150 миллионов. Это существенный фактор, но важнее то, что студенты и аспиранты под руководством креативно мыслящих преподавателей обретают на таких предприятиях опыт - профессиональный, предпринимательский, исследовательский. Они на деле удостоверяются в том, что творческие идеи можно материализовать самим. Ведь эти коллективы внедряют в производство не чужие - собственные наработки. По сути, руководители таких предприятий выполняют две задачи - готовят хороших специалистов-практиков и налаживают производство пользующегося спросом товара.

В каких отраслях их деятельность наиболее успешна?

Евгения Михайлова: В строительстве, где действуют восемь университетских инновационных предприятий. В этой сфере они решают еще и важную социальную задачу - работают над удешевлением возведения качественного жилья и его эксплуатации.

В 2012 году наши предприятия "Стройкомпозит" и "Теплокомфорт" ввели в эксплуатацию три экспериментальных двухэтажных коттеджа в селе Аппаны Намского улуса. Просторные здания площадью 98 квадратных метров построены по проекту и оригинальным технологиям, разработанным нашими сотрудниками. Сочетание используемых материалов дало отличную теплоизоляцию и оказалось весьма недорогим применительно к условиям Якутии. Себестоимость квадратного метра составила 18 - 20 тысяч рублей. Дома газифицированы, полностью благоустроены и обеспечены элементами энергосбережения, что позволяет жильцам экономить на квартплате.

Кому они достались?

Евгения Михайлова: Сельским специалистам. В одном коттедже, к примеру, живет семья работников детского сада, в другом - труженников сельского хозяйства.

Эта стройка имела для наших сотрудников большое моральное значение. Сами преподаватели отметили: одно дело читать лекции и совсем другое - своими руками создать конечный продукт. Причем они не забросили эти дома - проверяют, как ведут себя конструкции, как поддерживается тепловой режим. В самые морозы ездили, замеряли температуру в помещениях, с гордостью доложили: "20 градусов на уровне пола!"

Сельчанам понравилось жить в таких домах, два года наблюдений подтверждают хорошие результаты в энергосбережении, экономии средств и ресурсов.

Замахнулись на миллиард

Три дома построили. Что дальше?

Евгения Михайлова: Продолжать строить. Сейчас там возводят еще семь таких домов, один уже сдан. Завершим программу в селе Аппаны, надеемся заняться поселком Нижний Бестях, куда недавно пришла железная дорога, а с ней и хорошие перспективы развития. Хотим застроить там квартал.

Такое недорогое благоустроенное жилье подходит для бюджетников, имеющих невысокие заработки. В прошлом году правительство республики приостановило реализацию пилотного проекта поддержки работников бюджетной сферы при приобретении жилья. Однако глава региона Егор Борисов дал задание возобновить проект, поэтому мы рассчитываем, что наработки наших специалистов будут востребованы. По сути, при выделении субсидии в 30-35 процентов стоимости такого дома приобрести его в состоянии любая семья.

Для масштабного строительства нужна соответствующая производственная база, тем более что вы используете нетипичные для Якутии стройматериалы. Она у вас есть?

Евгения Михайлова: Да, в июне нынешнего года в университете был открыт инновационный учебно-производственный комплекс "Стройкомпозит". Там будут апробировать новейшие стройматериалы и технологии. Причем на базе комплекса уже налажено производство не требующего дополнительного утепления автоклавного бетона. Производительность установки составит 20 тысяч кубометров в год, заказы имеем уже на пять лет вперед. Теперь думаем, надо было ставить оборудование помощнее - спрос будет. Впрочем, сейчас проводятся работы по обоснованию производства автоклавного бетона и в Вилюйском районе. Такое предложение сделал глава республики, и мы, конечно, не отказались.

Вы рассказали о развитии одного направления деятельности инновационных предприятий. Какие планы университет связывает с ними в целом?

Евгения Михайлова: Аппетит приходит во время еды, как говорится. Если в первые годы многие смотрели на этот вид научно-производственной деятельности с определенным скептицизмом, то теперь, когда появилась продукция и неплохая выручка от ее реализации, отношение поменялось. Арктический инновационный центр СВФУ планирует к 2018 году создать 100 малых инновационных предприятий, не менее тысячи рабочих мест и довести совокупную выручку до миллиарда рублей. Жизнь покажет, что из этого получится.

Студенческий март

Говоря о создании университетом условий для практики студентов, вы отметили, что речь идет и о малых инновационных предприятиях. Какие еще возможности для практических занятий предоставляет СВФУ?

Евгения Михайлова: У нас в Якутии ежегодно в июле-августе и в марте резко снижается нагрузка на медицинские учреждения. Летом понятно: народ на сенокосе, на дачах, в отпусках - болеть некогда. А вот почему в марте? Выяснилось, потому что именно в это время в больницы приходят на практику студенты. Люди предпочитают перемогать болезни дома, нежели доверяться недоученным врачам.

Чтобы было больше возможностей для практических занятий в своих стенах, мы открыли при Медицинском институте СВФУ клинику. А чтобы студенты практиковались для начала не на живых людях, посоветовались с директором института Пальмирой Георгиевной Петровой и заселили весь второй этаж клиники роботами - открыли симуляционный центр.

На этом этаже теперь круглый год - студенческий март. Там есть такие роботы, что и покашливают, и имитируют боль, когда неправильно поставлен укол, могут даже "умереть", если студент назначил неверный курс лечения или ввел не тот препарат.

Дорого обошлось?

Евгения Михайлова: Дорого. К примеру, цена только одного из роботов-"пациентов" - 18 миллионов рублей. Но и результаты подобных практических занятий дорогого стоят. С Дальневосточной олимпиады по хирургии, где состязания шли в 11 номинациях, наши студенты привезли шесть золотых медалей, четыре серебряных и одну "бронзу". А будущие якутские микрохирурги даже установили рекорд в архисложной номинации. Все их соперники собрали по три пучка нервов, а наши - десять.

Так что нам есть чем гордиться. СВФУ - вуз молодой, ему еще расти и расти. Но достойные условия для достойного образования он обеспечивает уже сейчас.

Владимир Таюрский

Источник: Российская Газета

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся