К России присоединился Крым. По совету Минобрнауки детям всю значимость этого момента объяснят в школе, студентам - в вузе
Может, пора и единый учебник истории дополнить парой-тройкой правильных акцентов? Этот вопрос я задала главе комиссии по разработке единой концепции будущего учебника академику Александру ЧУБАРЬЯНУ, директору Института всеобщей истории РАН.
Пока готова только основа учебника - историко-культурный стандарт. Это список всех значимых дат и событий в нашей истории. Он заканчивается 2012 годом. Может, стоит его продлить?
- Не думаю, что учебник надо продлевать, - считает Александр Чубарьян. - Может быть, надо будет отдельно упомянуть о присоединении Крыма в послесловии. Может быть, написать об этом в будущих учебниках. Наверное, надо уточнить кое-какие вещи в едином учебнике. И, может быть, расширить освещение истории Крыма в контексте отношений России с другими странами.
...В тексте стандарта я наткнулась на слово «Крым» трижды. Крымская война 1853 - 1856 годов, разгром Врангеля в Крыму в 1920-м и оборона Севастополя в Великую Отечественную. И ни слова про то, как Крым из российского стал украинским!
- Педагогам предложили проводить политинформации по ситуации на Украине и в Крыму...
- Если Министерство образования решит проводить такие уроки - я бы не называл их политинформациями, это звучит очень казенно и по-советски, - то мы готовы как-то рассказывать учителям о современных событиях, - предполагает Александр Оганович.
Кстати, не так давно для российских читателей выпустили целый учебник по истории Украины. А для украинских - учебник по истории России. Правда, дальше первого тома дело пока не зашло.
- У нас уже несколько лет развивается активное сотрудничество с историками СНГ, и в частности Украины, - объясняет академик. - Я это говорю в связи с тем, что в вашей газете опубликовали интервью со мной и там был не очень удачный заголовок, который может создать впечатление, что мы недооцениваем развитие исторической науки на Украине. Мы очень уважительно относимся к истории Украины - каждый народ имеет свою историю.
Но одной Украиной зарубежная история, которую готовят в России, не ограничится.
- Мы создали группу экспертов. Они проверят учебники по всеобщей истории и посмотрят, какие там есть недостатки, - говорит Александр Оганович. - Это не будет совершенно новый учебник, как тот, что готовится по отечественной истории. Но эти книги надо будет привести в соответствие с концепцией, над которой мы сейчас работаем.
- А с крымскими ребятами как быть? Они-то учили совсем другую историю...
- Крымские абитуриенты учились по другим учебникам, с другими концептуальными вещами, - считает Александр Чубарьян. - Эта тема требует обсуждения. Я пока не могу сказать, как она будет решаться. Пока в Крыму можно использовать действующие российские учебники.
- Вы говорили, что новый учебник будет учить мыслить. Как тут удержаться от политической ангажированности?
- Учебник перестал быть единственным источником информации. Прежде всего есть интернет. Но это очень относительный материал. Я вставал утром с головной болью, когда читал, что пишут обо мне и концепции учебника. Социальные сети - это показатель общественного мнения, но к нему надо относиться очень аккуратно.
Источник: Комсомольская правда