В кризис поговорка "своя рубашка ближе к телу" особенно актуальна. Но наступает время, когда общая заинтересованность в совместных проектах должна возрасти, считает директор Института экономики Российской Академии наук Руслан Гринберг.
- Как вы можете оценить текущую экономическую ситуацию в России? Основные угрозы стабильности - они внутренние или внешние?
- Думаю, что угрозы, в основном, внутренние, прежде всего, связанные с неопределенностью экономического развития. В стране очень вялый инвестиционный процесс. Похоже, что главная проблема хозяйствующих субъектов в том, что они не могут прогнозировать даже ближайшее будущее: имеется в виду процентная ставка, стоимость кредита, и самое главное - курс рубля.
По поводу рубля: сейчас начинается динамика, неприемлемая для импортозамещения. Укрепление рубля как длительная тенденция, конечно же, ему будет вредить.
Ну и, конечно же, сокращение спроса. Падает платежеспособность и населения и фирм. Сокращается экономическая активность, трудовые перевозки. В общем, ситуация, надо признаться, близка стагфляции. Из всего этого я не вижу выхода в рамках старой модели экономической политики.
- Кто-то говорит "кризис", а кто-то "окно возможностей". Есть ли у России и ее ближайших партнеров по ЕАЭС реальные шансы что-либо выиграть в сегодняшней ситуации? Что для этого надо делать?
- Для партнеров я вижу больше рисков, чем шансов в связи с ситуацией в России. Российская экономика слишком велика, чтобы быть нейтральной по отношению к другим экономикам, это дело очень серьезное. Чем быстрее она выздоровеет, тем будет лучше для всех.
- Хорошо, а что в этой ситуации мы можем сделать, чтоб начался рост экономики?
- Моя рекомендация простая: общие проекты инфраструктурного характера плюс мегапроекты транспортного характера, транспортные коридоры, железные дороги. Все это должно быть в рамках нашего научно-технического сотрудничества.
- Ну и кто мешает? Бюрократия?
- Проблема согласования интересов. Она очень непростая, потому что своя рубашка ближе к телу, особенно когда кризисная ситуация в мире. Но мне кажется, что наступает такое время, когда общая заинтересованность в общих проектах должна возрасти. Сотрудничество должно победить конкуренцию.
Но я, вообще-то, в этом больше виню россиян, потому что именно они должны сформулировать, я бы сказал, такую инициативную идею и предложить ее всем.
- Вы могли бы навскидку предложить какие-нибудь интересные российско-казахстанские проекты, которые могут поднять экономику наших стран?
- Экономика Казахстана большая и очень неплохая с точки зрения возможностей. Я бы предложил совместные проекты, прежде всего, в машиностроении - они бы сильно повлияли на изменение индустриального ландшафта. И обязательно надо заняться транспортом. Китайскому Шелковому пути нужно ни что-то там противопоставить, а просто иметь подобный же проект, чтобы в нем поучаствовать. Вот только в этом я вижу выход.
Источник: ИА «Новости-Казахстан»