Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Дмитрий Виницкий

Собкор журнала «Азия и Африка сегодня» в Египте

Алексей Васильев

Почётный президент Института Африки РАН, академик РАН, член РСМД

30 июня 2013 года... Это - новая дата в истории Египта, которая скоро появится в учебниках как пример попытки преодолеть раскол египетского общества, соединить массовые демонстрации одной его половины с применением во­енной силы, чтобы избежать гражданской войны. Одновре­менно этот день станет еще одним красноречивым свидетельством, настолько выбор политического режима связан с позицией и дей­ствиями вооруженных сил. Вновь, как и во время революци­онных событий января-февраля 2011 г., роль армии как элемента государственной структуры в Стране пирамид отнюдь не ограничилась профессиональными рамками.

Вот как объяснил ее действия по отстранению от власти прези­дента Мухаммеда Мурси ми­нистр обороны АРЕ Абдель Фаттах ас-Сиси в своей первой речи после «революции 30 июня»: «Египетские вооруженные силы, как единое целое, включая всех военнослужащих и командова­ние, не колеблясь, приняли реше­ние остаться на службе народу и поддержать его свободную волю, чтобы он мог выбрать то, что для него лучше, поскольку его воля отражает его коллективный ра­зум и мудрость.

Египетская экономика из-за (политических) амбиций, плохо­го управления и нежелания при­знать право будущих поколений достигла рискованного предела разрушения. Социальные стан­дарты и условия жизни большин­ства населения катастрофически упали, ускорив рост социальной напряженности, которая много­кратно умножалась слабым поли­тическим и экономическим про­гнозированием, отсутствием управления, некорректными реше­ниями в то время, как попытки реформ по разным причинам не приносили видимого успеха. Ин­теллектуальный и культурный уровни, которые долгое время де­лали Египет образцом для всего мира, влияние страны и ее статус в регионе ослабли, сказавшись на роли египетского государства в международном сообществе» [1].

Именно эти факты, изложен­ные главой военного ведомства АРЕ, вызвали протест значитель­ной части египтян, которые после революции 25 января 2011 г. по­чувствовали вкус свободы и, уве­ровав в свои силы, надеялись на перемены к лучшему, верили в улучшение своего материального и социального положения в бли­жайшем будущем. Новой силе - Ассоциации «Братьев-мусуль­ман» (АБМ), ранее полузапре­щенной, но самой организован­ной, имеющей поддержку среди населения, проповедующей близ­кие людям ценности, и ее пред­ставителю на посту президента Мухаммеду Мурси было довере­но управление страной. Пусть за М.Мурси голосовало чуть боль­ше половины избирателей, но он стал законно избранным прези­дентом и позиционировал себя как «президент всех египтян». За ним стояла мощная, разветвлен­ная организация, которая надава­ла столько прекрасных обеща­ний.

Однако спустя менее года многие египтяне стали думать, что их просто обманывают, что их мечты о долгожданном улучше­нии жизни не просто тают, они украдены. «Что он (Мурси) сде­лал для нас? - задавалась вопро­сом молодая египтянка, вышед­шая на площадь ат-Тахрир для участия в мирных демонстрациях протеста 30 июня. - За первый год пребывания у власти он не сделал абсолютно ничего для египтян. У нас постоянные проблемы. Мы не можем заправить бензином ма­шины. Мы страдаем от постоян­ных отключений электроэнергии. Некоторые самые необходимые лекарства почти не найти. А эко­номика настолько разрушена, что мы вынуждены думать, получим ли мы зарплату или нет».

Все революции всегда приво­дили к экономическому упадку. Вспомним, что продовольствен­ные карточки впервые в истории были введены в полуголодном ре­волюционном Париже - столице еще накануне революции бога­тейшей страны Европы. Трудно сказать, как бы справилась с ре­шением накопившихся проблем любая другая политическая сила, но раз власть оказалась в руках «братьев», они за все отвечали, и их за все беды винили. Корифей египетской журналистики, изве­стный общественно-политичес­кий деятель Мухаммед Хасанейн Хейкал заявил в одном из телеин­тервью, что последний год на­глядно продемонстрировал «не­способность АБМ взять ответст­венность за управление страной, и для нее пришло время покинуть сцену».

МЕРИЛО РЕВОЛЮЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ

После избрания М.Мурси президентом его политика противопоставила одну часть общества другой, и в ней действительно была видна тенденция к монопо­лизации власти, к рождению «но­вого фараона». Президент факти­чески сосредоточил в своих руках все ветви власти - законодатель­ную, исполнительную и судеб­ную. Напомним, что 22 ноября 2012 г. М.Мурси обнародовал свою Конституционную декларацию, позволяющую ему издавать «любые декреты, направленные на защиту революции», которые не могут оспариваться в суде.

В ходе президентской избира­тельной кампании М.Мурси да­вал множество обещаний, реали­зацию которых увязывал с пред­ложенным «братьями» планом экономического развития, полу­чившим громкое название «Ан-Нахда» («Возрождение»). По су­ти, этот план являлся продолже­нием доказавшей свою состоя­тельность даже во время мирово­го финансово-экономического кризиса либеральной экономиче­ской политики правительства экс-президента Хосни Мубарака. Но в исламском преломлении.

М.Мурси обещал бороться с бедностью и безработицей с по­мощью исламской «милостыни» - закята, благотворительных кре­дитов, экспансии ориентирован­ных на нормы шариата банков­ских услуг и введение исламских банковских облигаций - сукук. Однако реального претворения в повседневную банковскую дея­тельность и жизнь египтян эти меры так и не нашли.

Другим обещанием было при­влечение $200 млрд в виде пря­мых иностранных инвестиций - явное популистское преувеличе­ние, рассчитанное на легковер­ных. Но за первые 9 месяцев по­сле выборов в Египет пришло лишь $1,4 млрд, что всего на $200 тыс. больше, чем за тот же период предыдущего года, самого тяжелого после первой револю­ции. Безработица в стране с быст­ро растущим населением увели­чилась до 13,4% в 1 квартале 2013 г. [2], а среди египетской моло­дежи в возрасте от 15 до 29 лет — достигает 77% [3], хотя к моменту инаугурации Мурси эти показате­ли были ниже. За 6 месяцев эко­номика потеряла 180 тыс. рабочих мест. Примечательно, что по со­стоянию на 2010 год официаль­ный уровень безработицы в Егип­те составлял около 8% и был ни­же, чем в США, Франции, Испа­нии, Польше, Венгрии, Турции, хотя и не отражал скрытой безра­ботицы и частичной занятости.

Падение курса египетского фунта к доллару США (январь 2013 г. - 6,2 : 1, июнь 2013 г. - 7,1 : 1), перебои с поставками дизельного топлива вызвали обвальный рост внутренних потребительских цен. Годовой уровень инфляции подпрыгнул до 8,2%, затронув, в первую очередь, цены на продук­ты первой необходимости, что крайне чувствительно для большей части египтян, живущих в бедности или на краю бедности. Хронические очереди на запра­вочных станциях, нехватка быто­вого газа вызывали все большее раздражение.

Кроме этого, режим потерпел неудачу в получении поддержки и кредита доверия от националь­ного бизнеса. Запрет на выезд из страны членов семьи Нагиба Са-вириса, самой богатой и влия­тельной коптской бизнес-семьи (в 2012 г. Forbes поставил его на 2 место в списке богатейших людей Египта [$2,7 млрд] [4]), заморажи­вание активов 23 наиболее влия­тельных бизнесменов, которые еще не были привлечены к ответ­ственности за те или иные пре­ступления, совершенные во вре­мена Мубарака, а также односто­ронность в принятии решений по принципиальным экономичес­ким вопросам вынудили египет­ских бизнесменов приостановить свою деловую активность и дис­танцироваться от режима. Неуди­вительно, что примирительные попытки, предпринятые влия­тельным бизнесменом из числа «братьев» Хасаном Малеком, правой рукой «серого кардинала» организации Х.аш-Шатыра, по возвращению в Египет бизнесме­нов, которые предпочли остаться за границей после «революции 25 января», также оказались безус­пешными.

Для смягчения экономическо­го кризиса М.Мурси пытался по­лучить от ЕС, США, России, арабских стран кредиты на об­щую сумму в $30 млрд. Однако его усилия не увенчались успе­хом. Никакого «Плана Маршал­ла» со стороны Запада, погружен­ного в ползучий кризис, не могло быть предложено.

Изменить ситуацию не помог­ли и затянувшиеся переговоры с МВФ. Сделка с ним могла бы вернуть доверие инвесторов и нивелировать опасения доноров, порожденных периодом неста­бильности. В ходе переговоров с МВФ правительство Египта обя­залось сократить дотационные субсидии и повысить налогооб­ложение. Список субсидий на продукты первой необходимости министры обещали сократить с 25 до 6. Однако соглашение так и не было оформлено, поскольку египетские власти боялись реа-лизовывать социально чувстви­тельные реформы, а именно - ре­шительно сокращать субсидии, чего требовал Фонд. А без сокра­щения субсидий нельзя было со­здать здоровую рыночную эконо­мику.

Золотовалютные резервы, об­щий объем которых к июню 2013 г. достиг $16 млрд, удалось увеличить только за счет влива­ний со стороны Катара ($3 млрд в апреле 2013 г. и выделенные ра­нее $4 млрд) и Ливии ($2 млрд) [5]. Но нельзя забывать, что эти дота­ции были вовсе не подарками. Рос внешний долг, который еже­годно надо было погашать. Но еще более сложная ситуация сло­жилась вокруг внутреннего дол­га, который достиг 1,5 трлн ег. фунтов (около $217,8 млрд), или 87,5% ВВП по итогам 2012-2013 фин. года [6]. Годом ранее эта сумма составляла 1,1 трлн ег. фунтов, или 68,3% ВВП, а в 2011 г. внут­ренний долг был еще меньше -861 млрд ег. фунтов, или 55,8% ВВП. Был и позитив: рост ВВП за первые 9 месяцев пребывания М.Мурси у власти составил, по официальным данным, 2,2%, тог­да как годом ранее, для сравне­ния, он соответствовал 1,8%. Но для Египта с его быстро расту­щим населением такой «прирост» не решал никаких проблем.

Нестабильность ситуации усугублялась отсутствием безо­пасности и ростом преступности. По данным МВД Египта, в 2012 г. число убийств по всей стране вы­росло на 30%, краж и грабежей -на 250%, похищений людей - на 45%. Полиция явно не справля­лась со своими основными задачами [7].

Таким образом, если прави­тельству «Братьев-мусульман» и удалось привнести какие-либо изменения в социально-экономи­ческую ситуацию, то они носили лишь косметический характер. Принятые исламистским прави­тельством решения в сфере эко­номики были непрозрачными и неожиданными, а зачастую про­сто противоречащими друг другу. Многие помнят, какой эффект произвело решение Мурси о вве­дении пакета новых налогов, при­нятое в декабре 2012 г. и отменен­ное самим же президентом спустя всего несколько часов.

Июнь, последний месяц на­хождения президента от ислами­стов у власти, был наиболее про­вальным, переполнив чашу тер­пения египтян. Теперь уже сказа­лись политические промахи «бра­тьев-мусульман». Ключевой ин­декс EGX30 египетской биржи в одночасье рухнул на 16% на фоне возрастающей напряженности между Каиром и Аддис-Абебой по поводу строительства гигант­ской плотины на эфиопском уча­стке Нила, а также объявленного М.Мурси решения о заморажива­нии отношений с Сирией.

Конечно, часть внутренних проблем носила объективный, можно даже сказать системный характер, но в конкретных обсто­ятельствах вину за все беды воз­лагали лично на президента и ор­ганизацию «Братьев-мусуль­ман».

К существенным внешнеполи­тическим просчетам необходимо отнести также попытки ради­кальной части египетских «брать­ев» экспортировать исламский проект в страны Персидского за­лива. Эйфория в результате по­бед в Египте и Тунисе, опреде­ленных успехов в Иордании и Марокко настроили их против монархий Персидского залива. В ОАЭ в 2013 г. была арестована и предана суду группа египетских исламистов, планировавших, по заявлению властей, «совершить в стране государственный перево­рот» и «распространить свою дея­тельность на Саудовскую Ара-вию» [8]. Ячейки «братьев» были раскрыты в других аравийских государствах. В 2003 г. «братья» осудили согласие аравийских мо­нархий на вторжение войск США и их союзников в Ирак. С тех пор раскол между прежними «друзья­ми» углубляется. Все это вызыва­ет заметную напряженность в от­ношениях между монархиями За­лива и «братьями».

Важно напомнить, что на «первых демократических» пре­зидентских выборах за М.Мурси проголосовали 13,2 млн из 51 млн избирателей, т.е. всего чет­верть имеющих право голоса египтян. Поэтому вряд ли можно утверждать, что он был «всена­родно избранным». Президент­ские выборы также показали, что исламисты не имеют в Египте всеобщей поддержки. И в этом заключается основное «слабое место» М.Мурси и египетских исламистов различного толка. Он выиграл только потому, что его соперником во втором туре оказался бывший премьер-ми­нистр обанкротившегося режима Х.Мубарака.

АРМИЯ И РЕВОЛЮЦИЯ

В Египте вооруженные силы традиционно были существенной составляющей и государствен­ной, и социальной структуры. Ни один житель Страны пирамид не мог представить своего государ­ства без армии. Но если многие с готовностью принимали ее руко­водящую роль, то «братья» пола­гали, что в мирное время ее место - в казармах. Конфликт заклады­вался еще во времена королевско­го режима и принял форму бес­компромиссного противостояния в период правления Гамаля Аб-дель Насера.

За три десятилетия правления Хосни Мубарака крупнейшая в Африке армия (440 тыс. человек) значительно упрочила свое при­сутствие в государственном аппа­рате и в экономике Египта. С 1997 по 2010 гг. бюджет воору­женных сил Египта вырос с $2,6 млрд до $4,5 млрд. В течение по­следних 40 лет египетская армия ежегодно получала помощь от США как поставками вооруже­ний, так и «наличными» в разме­ре $1,3 млрд [9]. Армейское руко­водство было и остается вправе распоряжаться прибылью пред­приятий «военной экономики», доля которой в ВВП страны вы­сока. Исламистские власти, при­нимая в декабре 2012 года новую конституцию, были вынуждены считаться с этими факторами и сохранить все армейские приви­легии. Казалось, что с армией был достигнут компромисс.

«Рыночные отношения» и приход новых хозяев, однако, диктовали свои условия. М.Мурси и стоящие за ним «братья» ста­ли заглядываться на находящие­ся под контролем военных сферы экономики, что вызвало крайне негативную реакцию генералов и офицеров.

Помимо этого, с первых не­дель пребывания на посту прези­дента Мурси предпринял ряд ша­гов, чтобы если не взять воору­женные силы под контроль, то хо­тя бы сделать армейское коман­дование более или менее лояль­ным. Прежде всего он отправил в отставку министра обороны мар­шала Мухамеда Хусейна Тантави, начальника генштаба генера­ла Сами Анана и некоторых гене­ралов рангом пониже.

А уже 12 августа 2012 г. прези­дент назначил генерал-майора Абдель Фаттаха ас-Сиси минист­ром обороны и, минуя звание ге­нерал-лейтенанта, присвоил ему звание генерал-полковника.

Абдель Фаттах ас-Сиси ро­дился в Каире 19 ноября 1954 г. После окончания в 1977 г. Еги­петской военной академии слу­жил в пехоте. Дослужился до по­ста командующего механизиро­ванных войск. Занимал долж­ность начальника отдела инфор­мации и безопасности секретари­ата министерства обороны, был военным атташе в Саудовской Аравии, возглавлял военную раз­ведку. В 2006 г. генерал ас-Сиси проходил обучение в Военном колледже сухопутных войск в Карлайле, штат Пенсильвания (США).

Генерал ас-Сиси слыл идей­ным сторонником исламистов. Поговаривают, что его дядя был одним из основателей египетской АБМ. Однако пути военного ко­мандования и исламистов разо­шлись. В июне 2013 г. ас-Сиси резко меняет свою позицию, под­держав выступивших против ис­ламистов оппозиционных демон­странтов.

ХОД СОБЫТИЙ

С 26 июня практически всю страну начали сотрясать крово­пролитные столкновения против­ников и сторонников президента М.Мурси. 29 июня гражданские активисты, организовавшие мо­лодежное движение «Тамарруд» («Бунт»), заявили, что собрали 22 миллиона подписей египет­ских граждан, требующих отстав­ки главы государства. Оппозиция обвинила М.Мурси в монополи­зации власти «братьями-мусуль­манами», в ускоренной исламиза-ции страны, неисполнении своих предвыборных обещаний и в не­способности управлять страной, что и стало причиной экономиче­ского и политического кризиса в Египте.

Утром 30 июня, в день годов­щины инаугурации Мухаммеда Мурси, в акциях протеста по всей стране приняло участие несколь­ко миллионов египтян (по ут­верждениям оппозиции - до 30 млн) с требованием его отстав­ки. В ночь на 1 июля противники президента захватили штаб-квар­тиру Ассоциации «Братьев-му­сульман» в столичном районе Мукаттам.

В этих драматических услови­ях командование вооруженных сил, стремясь предотвратить гражданскую войну, выдвинуло политикам ультиматум: урегули­ровать политический кризис в течение 48 часов [10]. В случае не­выполнения этого требования военные обещали принять свои меры по стабилизации ситуации в стране.

В ответ М.Мурси заявил, что, несмотря на все призывы оппози­ции уйти в отставку, он останется на своем посту в соответствии с конституцией страны и будет за­щищать конституционную закон­ность «ценой своей жизни». Глав­ными виновниками проблем Египта он назвал сторонников ре­жима экс-президента Хосни Му-барака, которые, по его словам, всячески саботируют реформы новой, законно избранной власти. Лишь 3 июля, осознав серьез­ность положения, М.Мурси пред­ложил создать коалиционное правительство и независимую ко­миссию для внесения поправок в конституцию. Однако маховик революции уже невозможно было остановить.

Вечером 3 июля с телевизион­ным обращением к нации высту­пил министр обороны Египта А.Ф.ас-Сиси, заявив, что Мухам­мед Мурси более не является президентом. Он также заявил, что временно приостанавливает­ся действие конституции и что в нее будут внесены поправки «в соответствии с требованиями на­рода».

Генерал ас-Сиси выступал от имени совета, в который, кроме него, входили: лидер либераль­ной оппозиции Мухаммед аль-Барадеи, главный имам мечети аль-Азхар Ахмед ат-Тэйиб, копт­ский папа Теодор II. При этом ас-Сиси подчеркнул, что военные не намереваются управлять страной, а пытаются предотвратить граж­данскую войну в Египте. Ми­нистр обороны обещал в ближай­шее время создать временное коа­лиционное правительство и ко­миссию по разработке проекта новой конституции и подготовке досрочных президентских выбо­ров.

Военные предложили низло­женному президенту «доброволь­но» подать в отставку в обмен на гарантии безопасности и судеб­ную неприкосновенность. Одна­ко Мурси этого предложения не принял и был помещен под до­машний арест. Были арестованы: лидер движения «Братьев-му­сульман» Мухаммед Бадиа, его заместители Рашад аль-Байюми и Хейрат аш-Шатыр, спикер пар­ламента Саад эль-Кататни и ещё около 300 активистов. Были за­крыты контролируемые исламис­тами СМИ.

Примечательны позиции, ко­торые заняли организации, идеологически близкие «братьям-му­сульманам». В то время как исла­мистская группировка «Аль-Га-маа аль-исламия» заявила, что поддерживает президента Мурси, консервативное исламистское движение «Салафитский при­зыв» во главе с политической партией «Ан-Нур» высказались за досрочное проведение в стране президентских выборов и форми­рование правительства технокра­тов, которое в кратчайшие сроки подготовит парламентские и пре­зидентские выборы. Отметим, что салафиты были конкурента­ми «братьев» на политическом поле Египта и пользовались под­держкой Саудовской Аравии. Многочисленные свидетельства говорят о том, что военные коор­динировали свои действия с Сау­довской Аравией и ОАЭ.

ВРЕМЕННЫЕ ВЛАСТИ

Скорость, логичность и проду­манность действий, которые по­следовали за объявлением об от­ставке главы государства, дают весомые основания утверждать, что «события 30 июня» были тщательно спланированы. Чтобы минимизировать обвинения в за­хвате власти военными, уже позд­но вечером 3 июля исполняющим обязанности президента на пере­ходный период был назначен председатель Высшего конститу­ционного суда Адли Мансур. Тем самым, с одной стороны, было продемонстрировано, в первую очередь, возвращение весьма зна­чимого для египетского народа уважения к судебной системе, ко­торое было попрано экс-прези­дентом. С другой стороны, миро­вому сообществу был послан сиг­нал о том, что все, что отныне происходит в Египте, будет яко­бы соответствовать букве закона и укладываться в нормы между­народного права.

4 июля 2013 г., приняв прези­дентскую присягу, Адли Мансур выступил с краткой речью, при­ветствуя армию, судебную систе­му и полицию. Он также поблаго­дарил египетские СМИ за «осве­щение неудач предыдущего ре­жима» и высоко оценил участие всех революционных сил в «слав­ной революции 30 июня».

Вскоре была издана новая конституционная декларация, определившая «дорожную карту» переходного периода. Согласно ее положениям, через два месяца после утверждения на референ­думе поправок к действующей конституции должны состояться парламентские выборы (ориенти­ровочно в феврале-марте 2014 г.). Президентские выборы предпо­лагается провести через неделю после выборов парламентских.

После непродолжительных, но напряженных консультаций была согласована кандидатура премьер-министра. Им стал 77-летний либеральный эконо­мист Хазем Бабляуи. Вскоре он обнародовал состав правительст­ва, в который вошли 34 министра, представлявших технократов и светских либералов. Представи­тели исламистов, несмотря на приглашения, отказались выдви­нуть своих представителей в ка­бинет министров.

Стоит особо остановиться на двух вице-президентах - Мухаммеде аль-Барадеи и Зияде Баха-эддине. Оба - выходцы из либе­ральной среды: партии «Дус-тур» и Египетской социал-демо­кратической партии, соответст­венно.

Аль-Барадеи, сыгравший за­метную роль и в «революции 25 января», и в «революции 30 ию­ня», пользовался уважением в молодежных прозападных кру­гах Египта. Кроме того, он имел большой опыт в международной политике и пользовался довери­ем ее акторов. Не удивительно в этой связи, что он был назначен куратором внешнеполитическо­го направления. «Большинство египтян были воодушевлены призывом аль-Барадеи к Мурси добровольно уйти, а также его активной ролью по организации демонстраций 30 июня. Поэтому вполне закономерно, что теперь он должен был продолжить свою миссию и помочь революции по­лучить международное призна­ние», - прокомментировал его назначение видный египетский политический аналитик Хасан Нафаа.

Что касается 49-летнего Ба-хаэддина, его назначение ответ­ственным за экономический блок ознаменовало подключение наиболее опытных и ответствен­ных практиков к разрешению многочисленных проблем в эко­номике.

Генерал ас-Сиси стал первым вице-премьером. По оценкам ана­литиков, это назначение означало признание роли армии и лично ас-Сиси в «революции 30 июня», а также стало сигналом того, что военные будут играть активную роль на египетской политической арене в обозримой перспективе и смогут воздействовать на курс правительства.

На начальном этапе перед правительством стояли три ос­новные задачи. «Они заключают­ся в плановом переходе к истинно демократическому правлению, восстановлению порядка на ули­цах и обеспечению безопасности на Синае, а также к возрождению экономики», - отметил экономи­ческий аналитик исследователь­ского центра «Аль-Ахрам» Ахмед Сейид ан-Нагар. Конкретизиро­вал эти задачи Хасан Нафаа, ука­зав на важность «подготовки в ближайшие 6 месяцев новой кон­ституции и проведения свобод­ных парламентских и президент­ских выборов».

ПРОТИВОСТОЯНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

19 июля 2013 г. Адли Мансур призвал население страны к на­циональному примирению и диа­логу, обещая «навести полный порядок, предотвратить в стране хаос и насилие, отстоять завоева­ния революции и продолжать движение к свободе и стабильно­сти». При этом, очевидно, имея в виду, в первую очередь, исламис­тов, он отметил, что «рамки наци­онального примирения открыты для всех политических сил без исключения» [11].

Однако АБМ отвергла воз­можность компромисса с новыми властями. По словам аналитика Камаля Захрана из Университета Суэцкого канала, «братья-му­сульмане» рассматривают лишь два возможных сценария разви­тия обстановки в стране: возвра­щение Мурси во дворец аль-Ит-тихадия и превращение Египта в воинствующее исламистское го­сударство, либо Ассоциация сде­лает все возможное, чтобы втя­нуть страну в затяжную и крова­вую гражданскую войну.

Как показали события, лиде­ры АБМ были полны решимости оказать сопротивление новой власти. Их многочисленные сто­ронники уже начали демонстра­ции протеста с требованием вер­нуть «законно избранного прези­дента». Столкновения начались сразу после выступления 5 июля Верховного наставника (муршида) АБМ Мухаммеда Бадиа. Первым вспыхнул Синай, где джиха-дисты, накопившие за год нахож­дения у власти «братьев» значи­тельный людской, финансовый и боевой потенциал, начали напа­дения на полицейские патрули и военные блокпосты. В Каире наи­более ярким и кровопролитным началом столкновений стала по­пытка штурма штаб-квартиры Республиканской гвардии в ночь на 8 июля, когда исламисты при­менили оружие и коктейли «Молотова», а военные открыли огонь на поражение. В итоге столкновения было убито более 50 и ранено почти 500 человек.

Одновременно с призывами к уличным беспорядкам и демонст­рациям, нападениям на армей­ские и полицейские подразделе­ния «братья» широко задейство­вали современные средства ин­формации и телекоммуникации, а также ряд иностранных СМИ, в первую очередь, дружеский им катарский телеканал «Аль-Джазира» и американский CNN. На экранах перед многомиллионной аудиторией они называли себя «жертвами военного переворота». Был задействован весь много­кратно опробованный арсенал воздействия на общественное со­знание - от преувеличений и «вы­резок из контекста» до откровен­но смонтированных кадров «рас­прав и жертв». «Аль-Джазира» вскоре был запрещен в Египте.

Массовые демонстрации под­держки свергнутого президента не прекращались и постепенно пере­росли в сидячие забастовки на площади у мечети Рабиа аль-Ада-вия в каирском районе Мадинат Наср и на площади Нахда перед Каирским университетом в Гизе.

Эти две площади стали цент­ром сопротивления исламистов новой власти. На них круглосу­точно находились многие тысячи сторонников свергнутого прези­дента. Со временем лидеры «бра­тьев-мусульман» решили превра­тить их в оборонительные пунк­ты и укрепрайоны и готовились к длительной осаде и отражению возможных атак со стороны сил правопорядка и военной поли­ции. Вокруг были разобраны вы­мощенные плиткой тротуары, вы­корчеваны бордюрные камни, из которых по периметру были вы­строены баррикады и загражде­ния. Вскоре там начало появлять­ся оружие, подвозились бутылки с зажигательной смесью, в землю закапывались баллоны с газом, готовые к подрыву. В качестве «живого щита» исламисты ис­пользовали женщин с малолетни­ми детьми, которые сутки напро­лет сидели на площадях. О какой-либо санитарии говорить не при­ходилось. Жители прилегавших к площадям домов становились объектами нападок, зачастую прямой агрессии. Появились со­общения о похищениях против­ников исламистов и пытках, ко­торым они якобы подвергались.

Призывы властей начать диа­лог, прекратить забастовки и на­силие не находили отклика. Ста­ло ясно, что под угрозой находит­ся сама устойчивость новой влас­ти. Тщательно спланированная операция по «зачистке площа­дей» началась 14 августа. В тече­ние дня египетские силовики ра­зогнали митинги в Каире. Снача­ла была очищена площадь перед Каирским университетом, а к ве­черу занят и лагерь у мечети Рабиа аль-Адавия на востоке горо­да. «Зачистки» сопровождались многочисленными жертвами.

После ухода сторонников Мурси на Рабиа аль-Адавия были найдены 23 трупа, погребенных под главной трибуной. Как эти люди погибли, пока неизвестно, утверждалось, что на телах были видны следы пыток.

Столкновения не стихали не­сколько часов на расположенной поблизости площади Эс-Саа. На транслировавшихся в прямом эфире кадрах египетского телеви­дения можно было видеть, как ис­ламисты ведут огонь из автома­тов по силам безопасности.

После разгона демонстраций сотни вооруженных сторонников Мурси совершили серию нападе­ний на полицейские участки, госучреждения, объекты инфра­структуры, а также коптские церкви и школы. Известно, что атакам подверглись около 15 хри­стианских храмов, а также дома коптов. Настоящую резню исла­мисты устроили в расположен­ной в пригороде Каира недалеко от Гизы деревне Кердасса. Они атаковали участок и расстреляли всех полицейских, которые там находились. По официальным данным, в тот день в Египте по­гибли порядка 150 человек и око­ло 1,5 тыс. пострадали. «Братья» утверждали, что убиты 2,6 тыс. их сторонников и десятки тысяч по­страдали. Как сообщил глава МВД АРЕ Мухаммед Ибрагим, среди погибших были 43 поли­цейских, в т.ч. 18 офицеров. Еще 211 стражей порядка получили ранения. Аль-Барадеи подал в от­ставку.

Акции протестов на этом не прекратились, и число жертв и пострадавших с обеих сторон рос­ло постоянно.

РУКА ВАШИНГТОНА?

Роль США в событиях до и после 30 июня в АРЕ оценивается экспертами далеко неоднозначно. Диапазон этих оценок настолько широк - от планирования до пол­ного незнания, - что необходимо проследить реакцию американ­ских политиков, чтобы составить сколько-нибудь реалистичное представление о вовлеченности Белого дома в египетские собы­тия. При этом смело можно ут­верждать, что проект политичес­кого ислама - сотрудничество Ва­шингтона с «братьями-мусульма­нами» - во многом отвечал инте­ресам американской внешней по­литики. Высказывания и дейст­вия представителей США под­тверждают такую оценку.

Президент США Барак Обама выразил глубокую озабоченность смещением президента М.Мурси и приостановкой действия кон­ституции страны, призвав египет­ских военных как можно скорее вернуть всю полноту власти гражданскому правительству и не подвергать М.Мурси и его сто­ронников судебному преследова­нию. 16 июля заместитель госсе­кретаря США Уильям Бернс по­явился в Каире для переговоров с премьер-министром и новым ви­це-президентом. С «братьями» он не встречался. США угрожали приостановить военную помощь Египту, если смена власти будет признана государственным пере­воротом. Это и произошло через несколько недель. Однако реак­цию официальной администра­ции Белого дома многие полага­ют вялой и не совсем определен­ной. Гораздо более примечатель­на и показательна «волна эмо­ций» сената США.

С момента «июньской рево­люции» и вплоть до силового раз­гона сидячих забастовок на пло­щадях Рабиа аль-Адавия и Нахда в середине августа республикан­цы требовали от Обамы прекра­щения помощи АРЕ при условии, если новые египетские власти по­терпят неудачу в быстром восста­новлении стабильности и возвра­щении в «демократические рам­ки», которые включали, помимо прочего, освобождение Мурси и других лидеров АБМ из-под стражи. По мнению сенаторов Джона Маккейна от Аризоны и Линдси Грэхэма от Южной Каро­лины, события в Стране пирамид были ничем иным, как «перево-ротом» [12], что подпадало под дей­ствие американского закона о прекращении помощи любой стране, где военные захватили власть путем переворота.

Оба сенатора в августе приез­жали в Каир и пытались заставить ас-Сиси, как затем цитировали мировые СМИ, «восстановить де­мократию и освободить Мурси и других «братьев-мусульман», ко­торые были арестованы после во­енного переворота» [13].

Главным проводником этой линии «на месте» была посол США в Египте Энн Патерсон, ко­торая накануне последних собы­тий откровенно игнорировала египетские светско-либеральные силы, сосредоточив усилия аме­риканского диппредставительства в Каире на укреплении отно­шений Вашингтона с АБМ. Она открыто консультировала лиде­ров «братьев» по вопросам урегу­лирования внутреннего социаль­но-политического кризиса, не принимая при этом во внимание важность достижения консенсуса с оппозицией. Как представляет­ся, ее открытая поддержка АБМ через прямые тесные контакты с Х.аш-Шатером могла дать «бра­тьям» ложную надежду, что аме­риканская позиция станет сигна­лом для армии и оппозиции не предпринимать каких-либо ак­тивных действий против законно избранного президента и его ко­манды.

Поэтому и демонстрации 30 июня, и последовавшие события многие политологи рассматрива­ют как провал американской дип­ломатии в Египте. Вашингтон по­пытался «удержаться на ногах» после такого удара. Но создава­лось впечатление, что, как в Егип­те, так и Сирии и Ираке, Вашинг­тон попросту заблудился, попал в ловушку собственной пропаган­ды. Ведь демократия - это не только выборы, но и конкретная политика после выборов, а в ее осуществление вмешивались ис­торические и цивилизационные факторы.

В итоге, в Белом доме возоб­ладали опасения, что события в Египте и затягивание периода не­стабильности как результат пре­кращения материальной помощи вызовут «эффект домино» на всем Ближнем Востоке и в итоге отразятся на Израиле. Админист­рация Обамы была вынуждена сбавить тон и в дальнейшем избе­гала употребления в отношении Египта слова «переворот». Но­вый глава американской дипло­матии Джон Керри говорил уже в другом ключе, тщательно подби­рая слова. Глава госдепартамента заявил, что «миллионы египтян обратились к военным с просьбой вмешаться», чтобы остановить сползание страны в хаос, и «еги­петская армия восстановила де­мократию», когда отрешила от власти первого законно избран­ного президента, «а не захватила власть путем переворота» [14].

Египетские наблюдатели по­лагают очевидным, что новая революция в Египте спутала карты Вашингтона и нарушила его пла­ны. В первой реакции Белого до­ма чувствовалась смесь негодова­ния, ущемленного самолюбия, желания отомстить и вернуть утерянное.

Однако многочисленные внеш­ние факторы и пришедшее со вре­менем осознание реально навис­шей угрозы потерять еще больше вынудили США смириться с не­удачей, срочно разработать новую тактику, не забывая о стратегичес­ких целях и интересах.

История египетско-американ­ских отношений свидетельствует, что стратегическое партнерство двух стран основано на несколь­ких краеугольных камнях, кото­рые не способны сдвинуть ника­кие политические турбулентнос­ти. Во-первых, египетские воен­ные являются гарантом сохране­ния мирного договора с Израи­лем. Во-вторых, в геополитичес­ком плане отношения Египта и США тесно увязаны Суэцким ка­налом, который является главной артерией для оперативного пере­базирования американского фло­та из одного региона в другой. Отдельно стоит напомнить и о военно-техническом сотрудниче­стве, в рамках которого основной объем запланированных на 2013 г. сделок уже был реализо­ван к моменту революции.

С 1982 г. США предоставляют Египту помощь на сумму в мил­лиарды долларов, значительная часть которой расходуется на нужды египетской армии. А точ­нее, для того, чтобы эта армия ни­когда не пыталась воевать против стратегического партнера США Израиля. Другими словами, аме­риканская помощь Египту - это цена лояльности его руководства по отношению к США и Израи­лю.

Однако пребывание у власти в Египте исламистов, даже таких сравнительно умеренных, как «братья-мусульмане», не гаран­тировало их лояльности ни к США, ни к Израилю. И, разуме­ется, это также не гарантировало, что египетская армия будет про­водником американского влия­ния как в Египте, так и в ближне­восточном регионе. Кроме этого, с большой тревогой Вашингтон, Тель-Авив и арабские монархии Персидского залива восприняли сближение Тегерана с Каиром. Не могла радовать Израиль так­же довольно существенная под­держка, которую администрация М.Мурси оказывала палестин­цам, точнее, движению ХАМАС -филиалу АБМ в секторе Газа. По­сле «революции 30 июня» ХА­МАС лишился поддержки своего «старшего брата», военные за­крыли границу с Газой, начали разрушать «секретные» туннели.

РЕАКЦИЯ МИРОВОГО СООБЩЕСТВА

Реакция на новый виток еги­петской революции в мире была различна. Одни его осуждали, другие поддерживали, были и та­кие, кто занял нейтральную пози­цию.

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун заявил, что «с возра­стающим беспокойством следит за событиями в Египте», призвав Каир учитывать интересы всех политических сил при формиро­вании новых органов власти [15]. Африканский Союз приостано­вил участие Египта в деятельнос­ти этой организации до восста­новления конституционного по-рядка [16]. Лига арабских госу­дарств безоговорочно поддержа­ла революцию.

Позиция Евросоюза была не­однозначной и нечеткой. Евро­пейцы постоянно контактирова­ли с египетскими властями, пыта­лись взять на себя роль посредни­ка, чтобы склонить конфликтую­щие стороны к диалогу. 17 июля Верховный комиссар ЕС по внешним связям и политике бе­зопасности Кэтрин Эштон при­была в Каир, где встретилась с временным президентом Мансу-ром, временным премьер-минис­тром Бабляуи, представителями политических партий и граждан­ского общества, призывая их к «скорейшему проведению демо­кратических трансформаций». По словам К.Эштон, «Европей­ский союз окажет помощь египет­скому народу на его пути к насто­ящей свободе и экономическому развитию в будущем» [17].

Министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле на­звал события в Египте «серьез­ным прецедентом», представляю­щим опасность для демократии в Египте и создающим негативные последствия для всего ближнево­сточного региона [18].

Наиболее резким стало совме­стное заявление премьер-минист­ра Англии Д.Кэмерона и прези­дента Франции Ф.Олланда, в ко­тором они фактически поддержа­ли «братьев-мусульман», осуди­ли «действия египетских влас­тей», призвали к «выработке об­щей твердой позиции ЕС в отно­шении Египта» [19]. Складывалось впечатление, что Лондон и Па­риж попали в ловушку собствен­ной риторики.

Анкара и Тегеран жестко осу­дили смену режима в Египте. Премьер-министр Турции при­звал срочно созвать Совет Безо­пасности ООН в связи с событи­ями в Египте [20]. Вмешательство военных в политический процесс в Египте вызвало крайнее беспо­койство турецкого руководства. Ведь в самой Турции еще 15 лет назад армия совершила перево­рот (правда, бескровный), сверг­нув исламистское правительство Эрбакана. Через пять лет через избирательные урны умеренно исламистская Партия справедли­вости и развития (ПСР) во главе с Эрдоганом опять пришла к вла­сти и закрепилась на волне эко­номических успехов. Сотни гене­ралов и офицеров были отправле­ны за решетку. «Братья-мусуль­мане» даже свою политическую организацию назвали Партией свободы и справедливости и с симпатией относились к турец­кой политической модели, хотя и были разногласия.

Отстранение от власти М.Мурси стало болезненным ударом по внешней политике Ка­тара, основным направлением ко­торой была поддержка «братьев-мусульман» во всем мире с само­го начала серии «арабских рево­люций». Катар был главным спонсором правительства исла­мистов, выделив на его поддерж­ку миллиарды долларов. Катар после переворота в этом эмирате якобы начинает подстраиваться под общую линию стран Залива.

В то же время безоговорочную поддержку «революции 30 июня» выразили основные монархии Персидского залива - Саудовская Аравия, ОАЕ и Кувейт. Весьма ярко их позицию прокомменти­ровал Набиль Абдель Фаттах из Центра социальных и историчес­ких исследований «Аль-Ахрам»: «Саудовские власти сегодня смо­трят на АБМ как на подрывное движение и обеспокоены тем, что египетские «братья-мусульмане» и их сторонники на Аравийском полуострове нацелены на разру­шение очень хрупкой конструк­ции общества в «нефтяном королевстве» и ССАГПЗ в целом и уничтожение правящих в них мо­нархий». В итоге эти три араб­ских государства выделили Егип­ту общий пакет помощи на $12 млрд.

«Поддержка крупнейшего в мире экспортера нефти, страны-хранительницы величайших ис­ламских святынь, нейтрализова­ла давление США и ЕС, - заявил лидер либеральной Партии ре­формирования и развития Анвар Садат. - Это также прямой выпад против режимов в Катаре и Тур­ции, которые являются сегодня опорой международной организа­ции «братьев-мусульман».

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Анализируя происходящие в Египте изменения, можно сде­лать вывод, что «братья-мусуль­мане» переоценили свои силы и готовность взять на себя управле­ние Египтом и обеспечить его стабильность и развитие. Они не­дооценили противостоящие им силы, несмотря на то, что многие десятилетия работали в разных социальных слоях египетского общества, создавая себе широкую социальную базу. Деятельность в подполье далека от умения руко­водить государством, требующе­го не только религиозных знаний, идеологических установок, но и практического опыта, навыков, последовательности, умения со­четать жесткость и гибкость, на­ходить компромиссы, завоевы­вать доверие внешних партнеров.

Тем не менее, египетская Ас­социация «братьев-мусульман», вновь оказавшись в оппозиции на полулегальном положении, полу­чила колоссальный опыт и сейчас изучает свои ошибки, промахи, и не откажется от стремления вновь взять власть. Даже с учетом начавшихся против нее гоне-ний [21], запрещения ее партии, ее уже нельзя просто игнорировать, рассматривать вне политической жизни. Лишь полное уничтоже­ние этой структуры позволило бы списать ее со счетов. Но разве возможно уничтожить движение, имеющее за плечами 80-летнюю историю подпольной борьбы и миллионы последователей?

Вместе с тем, полусветский формат государственного устрой­ства, как наглядно продемонстри­ровали миллионные демонстра­ции в июне, ближе значительному числу египтян. Важным этапом будут новые парламентские выбо­ры, которые продемонстрируют симпатии и антипатии египтян. Трудно предсказать, насколько весомой окажется представитель­ство исламистов в высшем зако­нодательном органе. Очевидно, что армия не уйдет с политичес­кой сцены. Она будет выполнять не только функции обороны стра­ны, но и пытаться обеспечить вну­треннюю безопасность и стабиль­ность государства.

Генералы и офицеры просто не могут допустить возвращения исламистов во власть. На кону стоит их личная безопасность и свобода. Можно предполагать, что в Египте устанавливается мо­дель «управляемой демократии».

Проблема в том, насколько долго египетские военные сохра­нят кредит доверия значительной части населения. А это зависит как от реального экономического подъема страны, так и от последо­вательных демократических ре­шений.

Как представляется, «револю­ция 30 июня» в Египте наглядно продемонстрировала, что «араб­ская весна» не ограничивается одним сезоном или даже одним полным годовым циклом.

Запущенный в ближневосточ­ном регионе процесс многовариантен. На него будут воздейство­вать как внутренние, новые и ста­рые социально-политические си­лы разных цветов и оттенков, раз­личные идеологические установ­ки, так и внешние акторы, гло­бальное развитие.

На примере египетских собы­тий можно сделать промежуточ­ный вывод, что за последние де­сятилетия авторитарные тенден­ции отжили свой век, но преобра­зовать политические устои в де­мократию невозможно по мано­вению волшебной палочки. Для этого требуются преобразование и развитие социально-политичес­ких структур нового типа, изме­нения в ментальности и поведе­нии людей.

Время для новых сил, которые пытаются кардинально изменить общественные уклады, еще не пришло. Процесс трансформации запущен. Но он займет не один и не два года. Возможно, лишь бу­дущие поколения создадут «но­вый Египет». Однако со всей оп­ределенностью можно утверж­дать, что египетский народ, как и другие арабские народы, изме­нился, осознал, что в его силах выбирать своих лидеров и управ­лять своей судьбой.

Остается только верить, что здравомыслие и мудрость народа позволят ему определять судьбу своей страны с минимальными насилием и жертвами.


1. http://weekly.ahram.org.eg/News/3407/17/The-facts-could-not-be-ignored'.aspx

2. http://www.bloomberg.com/news/2013-06-24/egypt-s-unemploy-ed-target-mursi-after-toppling-mubarak-jobs.html

3. http://www.egyptindependent.com/news/final-issue-problem-unemployment-likely-worsen-egypt

4. http://www.forbes.com/profile/naguib-sawiris/

5. http://rebeleconomy.com/economy/egypts-real-reserve-level-behind-the-headline-numbers/

6. http://english.ahram.org.eg/NewsContent/3/12/84709/Business/ Economy/Egypts-gross-domestic-debt-jumps—in-FY-.aspx

7. http://english.alarabiya.net/en/News/middle-east/2013/05/04/Crime-rate-soars-in-post-revolutionary-Egypt-amid-security-woes.html

8. http://www.theguardian.com/world/2013/jul/02/uae-sentences-coup-plotters-jail

9. http://www.jadaliyya.com/pages/index/13186/us-military-aid-to-egypt-lost-value

10. http://www.lefigaro.fr/flash-actu/2013/07/01/97001-20130701 FILWWW00471-egypte-l-armee-donne-48h-aux-politiciens-pour-trouver-un-accord.php

11. http://www.smh.com.au/world/adly-mansour-interim-egyptian-president-makes-first-tv-address -while-cairo-braces-for-more-protests-20130719-2q7xl.html

12. http://www.theguardian.com/world/2013/aug/06/john-mccain-egypt-mohamed-morsi-coup

13. http://thehill.com/video/in-the-news/315751-mccain-graham-in-cairo-press-egypts-military-to-release-political-prisoners-

14. http://www.bbc.co.uk/news/world-middle-east-23543744

15. http://www.un.org/apps/news/story.asp/story.asp?NewsID-45352&Cr=Egypt&Cr1=#.UrCHbUArjMg

16. http://english.ahram.org.eg/NewsContent/1/64/75764/Egypt/ Politics-/BREAKING-African-Union-suspends-Egypt-from-all-act.aspx

17. http://eeas.europa.eu/top_stories/2013/30072013_ca_egypt_ en.htm

18. http://www.spiegel.de/international/world/european-leaders-warn-of-setback-to-democracy-after-egypt-coup-a-909447.html

19. http://www.foxnews.com/world/2013/08/16/hollande-cameron-call-for-strong-european-message-on-egypt/

20. http://english.ahram.org.eg/NewsContent/1/0/79092/Egypt/0/ Turkey-PM-urges-UN-Security-Council-meeting-over-E.aspx

21. http://english.ahram.org.eg/News/82304.asp

Источник: http://asiaafrica.ru/images/AA_nomers/2014/201401/Vasil%27ev,%20Vinitskij.%20
Egipetskaya%20revoljutsiya.pdf

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся