Могут ли Россия и ЕС конструктивно взаимодействовать на сирийском
направлении? Для того, чтобы это стало возможным, нужно совместное
понимание того, что конкретно и в какой очерёдности требуется от Дамаска
и на какие уступки готов пойти ЕС в случае изменения «поведения
режима». В этом плане роль российской дипломатии в поисках общей почвы
между Брюсселем и Дамаском представляется незаменимой и своевременной.
Могут ли Россия и ЕС конструктивно взаимодействовать на сирийском направлении? Для того, чтобы это стало возможным, нужно совместное понимание того, что конкретно и в какой очерёдности требуется от Дамаска и на какие уступки готов пойти ЕС в случае изменения «поведения режима». В этом плане роль российской дипломатии в поисках общей почвы между Брюсселем и Дамаском представляется незаменимой и своевременной.
После известных событий на Украине 2014 года противостояние, санкции и контрсанкции стали новой нормой в отношениях России со странами – членами Евросоюза. Обе стороны сходятся во мнении, что возвращение к прежней модели партнёрства (business as usual) в ближайшей и среднесрочной перспективе не представляется возможным. Вместе с тем существует взаимопонимание, что в отношениях между Россией и ЕС, находящихся на низком уровне, всё же нет такого отягчающего наслоения взаимных обвинений и претензий, как между Россией и Соединёнными Штатами. Постепенно формируется видение того, что, несмотря на базовые разногласия, у Москвы и Брюсселя есть достаточное пространство общих интересов и общих вызовов, позволяющее вести диалог на официальном уровне и в рамках общественной дипломатии по широкому кругу вопросов внешней политики и двусторонних отношений с целью поисков форм и методов взаимодействия в изменившихся условиях.
В ходе работы Экспертной сети ЕС – Россия
участники пришли к согласию в качестве альтернативы докризисному партнёрству использовать на какой-то временной период такое понятие, как «выборочное сотрудничество». Это рассматривается в качестве процесса, с помощью которого стороны могут намечать области для возможного взаимодействия, чтобы не допустить дальнейшего ухудшения и сохранить неустойчивое статус-кво.
Обсуждение ситуации в Сирии включено в число девяти тем, на которые предложено обратить первоочередное внимание. По целому ряду вопросов позиции России и ЕС расходятся, но в то же время существует общность интересов в борьбе с сохраняющейся террористической опасностью и в восстановлении послевоенной Сирии как территориально целостного государства путём достижения такого урегулирования, которое обеспечило бы межсирийское согласие и региональную стабильность в соответствии с базовыми положениями международно-правовых документов, в первую очередь резолюции 2254 Совета Безопасности ООН. Если Соединённые Штаты не испытывают на себе прямого действия угроз, исходящих от этого многолетнего конфликта, то для Европы и России длительное сохранение взрывоопасной ситуации в Сирии чревато новыми всплесками террористической угрозы, экстремистских идеологий и притоком беженцев не столько по политическим, сколько уже больше по экономическим причинам.
В круг наиболее существенных разногласий входят три группы вопросов, напрямую связанных с условиями «экономической реабилитации» Сирии, режимом санкций и механизмом предоставления ей международной гуманитарной помощи.
Евросоюз напрямую не вовлечён в сирийский конфликт, но является одним из крупных доноров в оказании гуманитарной и экономической помощи Дамаску через свои структуры, по линии ООН и неправительственных организаций. Естественно, ведущие государства – члены ЕС заинтересованы найти своё место также в качестве политического игрока. Эту свою роль европейцы видят в задействовании экономических инструментов на политических условиях и в использовании санкционного давления, хотя спектр санкций со стороны ЕС не такой широкий и болезненный, как со стороны США с учётом недавно вступившего в силу «Закона Цезаря».
Источник: Международный дискуссионный клуб "Валдай".