Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 1)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Константин Косачев

Заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, член РСМД

На личном сайте сенатора-республиканца от Штата Юта Майка Ли опубликован законопроект о прекращении членства США в ООН. Найти следы на сайте Конгресса США пока не удалось, то есть официально он не внесен. Тем не менее, интерес, судя по обращениям журналистов, большой, поэтому прокомментирую.

Законопроектом предлагается отменить Закон США об участии в Организации Объединенных 1945 года (закон № 79-264; 22 U.S.C. 287). В случае принятия законопроекта Президент США будет обязан осуществить прекращение членства США в ООН, включая все ее органы и учреждения.

Не оценивая политическую сторону этого вопроса, отмечу, что с юридической стороны односторонний выход государств-членов из ООН не предусмотрен ее Уставом. Устав ООН предусматривает возможность исключения из членства – это процедура, предусмотренная статьёй 6 главы II Устава ООН, согласно которой государство-член организации, систематически нарушающее принципы Устава, может быть исключено из ООН Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Только одно государство было исключено из организации — Китайская Республика (Тайвань), согласно резолюции Генеральной Ассамблеи № 2758 1971 года.

Это не первый законопроект о выходе США из ООН. Аналогичные документы рассматривались в 2017 и 2019 годах, но были отклонены Конгрессом США.

Учитывая все изложенное, шансы на принятие законопроекта, как мне представляется, невелики. Но поскольку он подготовлен республиканцами, варианты, как говорится, возможны.


На личном сайте сенатора-республиканца от Штата Юта Майка Ли опубликован законопроект о прекращении членства США в ООН. Найти следы на сайте Конгресса США пока не удалось, то есть официально он не внесен. Тем не менее, интерес, судя по обращениям журналистов, большой, поэтому прокомментирую.

Законопроектом предлагается отменить Закон США об участии в Организации Объединенных 1945 года (закон № 79-264; 22 U.S.C. 287). В случае принятия законопроекта Президент США будет обязан осуществить прекращение членства США в ООН, включая все ее органы и учреждения.

Не оценивая политическую сторону этого вопроса, отмечу, что с юридической стороны односторонний выход государств-членов из ООН не предусмотрен ее Уставом. Устав ООН предусматривает возможность исключения из членства – это процедура, предусмотренная статьёй 6 главы II Устава ООН, согласно которой государство-член организации, систематически нарушающее принципы Устава, может быть исключено из ООН Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Только одно государство было исключено из организации — Китайская Республика (Тайвань), согласно резолюции Генеральной Ассамблеи № 2758 1971 года.

За всю историю ООН не было прецедентов одностороннего выхода государств из ООН, если не считать конфликт между ООН и Индонезией в 1965 году и угрозы выйти из ООН со стороны Филиппин в 2016 году.

Однако сам Устав ООН как и любой другой международный договор, может быть денонсирован государством-участником согласно общему международному праву, что вытекает из принципа суверенитета. Из этой же позиции исходит Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года.

Важно отметить также, что законопроектом предлагается выйти из Соглашения между ООН и правительством США относительно месторасположения Центральных учреждений Объединенных Наций 1947 года. На практике это будет означать прекращение правовых оснований пребывания штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке и ее перенос в другую страну.

Это не первый законопроект о выходе США из ООН. Аналогичные документы рассматривались в 2017 и 2019 годах, но были отклонены Конгрессом США.

Учитывая все изложенное, шансы на принятие законопроекта, как мне представляется, невелики. Но поскольку он подготовлен республиканцами, варианты, как говорится, возможны.



Источник: Telegram / Константин Косачев

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 1)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся