Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Михаил Швыдкой

Специальный представитель президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству, посол по особым поручениям, член РСМД

"Главные - инженеры" - с таким подзаголовком в минувшую субботу вышла в эфир на ОТР программа "Ректорат с Анатолием Торкуновым". Ведущий - профессиональный дипломат, многоопытный ректор МГИМО, академик, прекрасно ориентирующийся в проблемах высшей школы, вел диалог в студии с ректором МГТУ имени Н. Э. Баумана Михаилом Гординым и председателем Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле, первым заместителем председателя Союза машиностроителей России Владимиром Гутеневым. Речь шла о подготовке инженеров для современной российской индустрии.

О необходимости качественно совершенствовать профессиональный уровень выпускаемых инженеров неоднократно говорил и ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко. Немалое число вузов, где выпускают инженеров разных специальностей, в свое время без особой охоты присоединялось к Болонскому процессу, предполагающему двухуровневую - бакалавриат и магистратура - образовательную структуру, полагая, что традиционный для нашей страны пятилетний срок подготовки специалиста, обладающего необходимым набором компетенций для работы в индустрии, не нуждается в пересмотре. Неслучайно в субботней программе "Ректорат с Анатолием Торкуновым" упоминали о том, что у большинства инженеров в США, которые выходят на рынок труда после бакалавриата, уровень подготовки сопоставим с тем, каким обладают наши выпускники техникумов. При четырехгодичном сроке подготовки инженеров студентам не хватает времени на приобретение практических навыков и компетенций.

"Главные - инженеры" - с таким подзаголовком в минувшую субботу вышла в эфир на ОТР программа "Ректорат с Анатолием Торкуновым". Ведущий - профессиональный дипломат, многоопытный ректор МГИМО, академик, прекрасно ориентирующийся в проблемах высшей школы, вел диалог в студии с ректором МГТУ имени Н. Э. Баумана Михаилом Гординым и председателем Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле, первым заместителем председателя Союза машиностроителей России Владимиром Гутеневым. Речь шла о подготовке инженеров для современной российской индустрии.

О необходимости качественно совершенствовать профессиональный уровень выпускаемых инженеров неоднократно говорил и ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко. Немалое число вузов, где выпускают инженеров разных специальностей, в свое время без особой охоты присоединялось к Болонскому процессу, предполагающему двухуровневую - бакалавриат и магистратура - образовательную структуру, полагая, что традиционный для нашей страны пятилетний срок подготовки специалиста, обладающего необходимым набором компетенций для работы в индустрии, не нуждается в пересмотре. Неслучайно в субботней программе "Ректорат с Анатолием Торкуновым" упоминали о том, что у большинства инженеров в США, которые выходят на рынок труда после бакалавриата, уровень подготовки сопоставим с тем, каким обладают наши выпускники техникумов. При четырехгодичном сроке подготовки инженеров студентам не хватает времени на приобретение практических навыков и компетенций.

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в своем Послании Федеральному Собранию 21 февраля 2023 года большое место уделил вопросам образования - общего, профессионально-технического и высшего, подчеркнув, что качественное образование должно стать одним из важнейших элементов суверенного развития нашей страны. В этом смысле важно не столько то, что Путин предложил отказаться от участия в Болонском процессе, сколько то, какие подходы к реформе высшего образования представляются ему наиболее перспективными. "Необходим синтез всего лучшего, что было в советской системе образования, и опыта последних десятилетий. В этой связи предлагается вернуться к традиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов с высшим образованием. Срок обучения может составить от 4 до 6 лет. При этом даже в рамках одной специальности и одного вуза могут быть предложены разные по сроку подготовки программы, в зависимости от конкретной профессии, отрасли и запросов рынка труда".

Замечу, что в ведущих вузах страны, например, в МГУ, никогда не отказывались от "специалитета" в тех профессиях, где это было необходимо. Равно как и сегодня, когда начинается широкое обсуждение проблем, которые возникнут при намеченной реформе высшего образования, вузы должны получить возможность создания гибких программ, способных отражать возникающие запросы рынка труда, не только в индустрии, но и в науке. При этом важно понимать, что отдача от любых реформ в сфере образования имеет отложенный результат.

Неслучайно в уже упомянутой программе ОТР участники заговорили о ЕГЭ, который, с точки зрения руководителей технических вузов, должен включать в себя не только математику, но и физику. А для этого необходимо качественно улучшить преподавание физики в средней школе, что потребует недешевого лабораторного оборудования.

...Не могу отказать себе в удовольствии сделать совсем короткое отступление. Один из лучших кабинетов физики, который мне довелось увидеть уже в зрелом возрасте и который взволновал меня как мальчишку, был в знаменитой Симбирской гимназии, где директором был Ф. М. Керенский, а учениками А. Ф. Керенский и В. И. Ульянов. Эта гимназия - поистине жемчужина музея-заповедника в современном Ульяновске...

Но помимо лабораторного оборудования потребуются и высокопрофессиональные преподаватели физики, которые и сейчас, что называется, нарасхват. Равно как и педагоги, которые должны обучать школьников основам искусственного интеллекта, - и это тоже запрос нынешнего времени. Как и в целом учителя-предметники, которые должны поспевать за тенденциями развития науки. Реформа обучения в вузах неизбежно заставит заглянуть в программы общеобразовательной школы - за десять-одиннадцать лет обучения в ней они будут вынужденно изменяться вместе с меняющимся миром вокруг. И что особенно сложно - реформа образования должна включать в себя прогностическое знание о том, какие специальности окажутся востребованы социально-экономической и научной реальностью через пять, десять, пятнадцать лет. То есть, занимаясь реформированием образования в 2023 году, необходимо представить себе, что будет происходить и в области знания, и на рынке труда к 2040 году. Задача в высшей степени непростая, требует комплексного междисциплинарного решения. При понимании того, что вероятность неверных ответов весьма высока. Тем более что реформа должна дать результат в краткосрочной перспективе, ответив на запросы текущего момента.

И еще одно немаловажное обстоятельство. Высокое качество российского образования по-прежнему притягивает в высшие учебные заведения нашей страны и их филиалы за рубежом большое количество иностранных студентов, прежде всего из СНГ, стран Азии, Африки, Латинской Америки. И все они имеют право рассчитывать на то, что российские вузы будут выдавать им дипломы, признаваемые во всем мире. Проводя реформу высшего образования, об этом нельзя забывать.

Поэтому вполне уместно вспомнить слова Гиппократа, что надо следовать такой схеме лечения, которая является благом для пациента.



Источник: Российская газета

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся