Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Сергей Лавров

Министр иностранных дел Российской Федерации, председатель Попечительского совета РСМД, член РСМД

Ключевым движением на нынешнем этапе остается движение к многополярному миропорядку. Это исторический по масштабам процесс, связанный с объективными тенденциями появления на карте мира новых центров силы из числа стран Мирового большинства. Многие из них добиваются впечатляющих успехов в различных областях, прежде всего в экономической и социальной сферах. Проводят национально ориентированный внешнеполитический курс, берут на себя все больше ответственности за положение дел в своих регионах.

Наши партнеры на Глобальном Юге и Востоке представляют самобытные цивилизации, культуры и религии, входят в самые разные интеграционные объединения. Всех их объединяет стремление к поступательному мирному развитию без внешнего диктата и давления. Как и мы, они выступают за демократизацию международной жизни, уважение естественного права народов самим определять свою судьбу. На мировой арене формируется общность подобных государств, что проявляется в укреплении таких механизмов сотрудничества, как БРИКС и ШОС. Безусловно, это положительная тенденция.

Одновременно констатируем, что страны «коллективного Запада», хотя на словах и начали соглашаться с многополярными реалиями, но на деле по-прежнему стремятся обеспечить себе привилегированное положение, сохранить остатки былого доминирования. На Западе пока не готовы рассматривать и применять принципы Устава ООН во всей их совокупности и взаимосвязи. Трактуют этот базовый документ международного права сугубо выборочно, выдергивая из него нужный им на данный исторический момент «элемент», игнорируя остальные.

Выступление и ответы на вопросы Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в ходе «правительственного часа» в Государственной Думе, Москва, 19 февраля 2025 года.

Уважаемый Вячеслав Викторович,

Уважаемые коллеги,

Рад очередной возможности выступить перед депутатами Государственной думы в рамках «правительственного часа».

Хотел бы подчеркнуть, что мы дорожим установившимся между дипломатами и законодателями профессиональными, товарищескими отношениями, которые позволяют плодотворно обмениваться мнениями по тем вопросам, которыми занимается Министерство иностранных дел. Для нас большая выгода от того, что вы регулярно общаетесь со своими избирателями и чувствуете, какие темы внешнеполитического характера их волнуют.

Главной задачей нашей дипломатической службы было и остается, как закреплено во всех версиях Концепции внешней политики (включая последнюю от 31 марта 2023 г.) содействие созданию безопасных, благоприятных внешних условий для обеспечения поступательного развития нашей страны, ее экономического и технологического суверенитета, повышения благосостояния и качества жизни россиян.

Обсуждение всех насущных вопросов с депутатами Госдумы мы начали 6 февраля с.г. Меня пригласили на совместное заседание трех Комитетов. Мы в неформальном ключе довольно подробно «сверили часы» по отдельным аспектам внешнеполитической деятельности и международной обстановки. Сегодня у нас продолжение – в полном составе Государственной Думы в рамках «правительственного часа».

Хотел бы также отметить, что мы подготовили и передали в Госдуму объемный «сборник» наших ответов на многочисленные вопросы от различных фракций и комитетов в дополнение к тем, которые еще непосредственно здесь прозвучат.

Не буду долго говорить о том, как мы действуем на международной арене. Нам Президентом В.В.Путиным были поставлены задачи. Он неоднократно и подробно их излагал на недавней Большой пресс-конференции по итогам года и в том числе в многочисленных своих интервью.

Ключевым движением на нынешнем этапе остается движение к многополярному миропорядку. Это исторический по масштабам процесс, связанный с объективными тенденциями появления на карте мира новых центров силы из числа стран Мирового большинства. Многие из них добиваются впечатляющих успехов в различных областях, прежде всего в экономической и социальной сферах. Проводят национально ориентированный внешнеполитический курс, берут на себя все больше ответственности за положение дел в своих регионах.

Наши партнеры на Глобальном Юге и Востоке представляют самобытные цивилизации, культуры и религии, входят в самые разные интеграционные объединения. Всех их объединяет стремление к поступательному мирному развитию без внешнего диктата и давления. Как и мы, они выступают за демократизацию международной жизни, уважение естественного права народов самим определять свою судьбу. На мировой арене формируется общность подобных государств, что проявляется в укреплении таких механизмов сотрудничества, как БРИКС и ШОС. Безусловно, это положительная тенденция.

Одновременно констатируем, что страны «коллективного Запада», хотя на словах и начали соглашаться с многополярными реалиями, но на деле по-прежнему стремятся обеспечить себе привилегированное положение, сохранить остатки былого доминирования. На Западе пока не готовы рассматривать и применять принципы Устава ООН во всей их совокупности и взаимосвязи. Трактуют этот базовый документ международного права сугубо выборочно, выдергивая из него нужный им на данный исторический момент «элемент», игнорируя остальные. Например, в случае с Украиной выпячивают уважение суверенитета и территориальной целостности государств. При этом задвигают на второй план такие краеугольные принципы Устава ООН, как право народов на самоопределение и необходимость уважать права человека и основные свободы всех людей – без различия расы, пола, языка и религии. Кстати, именно эти фундаментальные положения попирали колонизаторы. И никогда не соблюдал неонацистский киевский режим при попустительстве его внешних покровителей.

У нас нет сомнений, за кем будущее в международных делах. Налицо объективно сложившийся разлом, где по одну сторону оказалось прогрессивное Мировое большинство, а по другую – «коллективный Запад», который, как вы сейчас можете наблюдать ежедневно, не может сплотить свои ряды и отказаться от этих эгоистичных привычек, которыми он руководствовался в течение последних пяти столетий, когда правил всем миром.

Убеждены, что нашему внешнеполитическому курсу, утвержденному главой государства В.В.Путиным, не может быть разумной альтернативы. Он опирается на национальные интересы. Россия всегда была и остается открытой к равноправному, уважительному сотрудничеству со всеми, кто готов работать с нами на основе честного баланса интересов, будь-то в сфере безопасности, политики, экономики, культуры или контактов между людьми. Всегда будем готовы разговаривать взаимоуважительно с любой страной.

В числе наших региональных приоритетов - укрепление «пояса добрососедства» путем последовательной интеграции со странами ближайшего зарубежья, нашими соседями, и поддержания стабильности в Большой Евразии. Эту задачу мы решаем как на двусторонней основе с соответствующими государствами, так и в рамках таких структур, как ОДКБ, СНГ, ЕАЭС, ШОС и других многосторонних структур. Еще один важный формат, который охватывает наши связи с партнерами в Центральной Азии – «5 + 1». В этом ряду и форум прибрежных государств Каспийского моря. И в этом же ряду – «Каспийская пятерка», куда входят Россия, Азербайджан, Иран, Казахстан и Туркменистан.

14 июля 2023 г. Президент В.В.Путин, выступая в МИД, выдвинул стратегическую инициативу создания архитектуры евразийской безопасности на смену обанкротившейся евроатлантической модели. Евразийская архитектура будет открыта для всех государств объединения всего нашего континента, включая его европейскую часть.

Мы считаем, что все должны иметь возможность внести свой вклад в благополучие общего единого континента. Самого большого, самого населенного и, наверное, самого перспективного с точки зрения экономического развития. В Африке есть Африканский союз, объединяющий все страны Африки, в Латинской Америке есть Сообщество латиноамериканских и карибских государств, а в Евразии такой организации нет. Есть ОБСЕ, построенная на основе евроатлантической концепции, есть многочисленные субрегиональные структуры (которые я уже перечислил). АСЕАН, ССАГПЗ, есть много объединений, но не существует единого форума. Поэтому будем продвигать концепцию, о которой сказал Президент России В.В.Путин.

Уже начали эту работу. Заключили договоры с нашими соседями и развиваем связи с их объединениями. В этом ряду я первым делом упомяну Межгосударственный договор о гарантиях безопасности России и БелоруссииДоговор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве с КНДР. В этом же русле наше взаимодействие в военно-политических многосторонних объединениях – ОДКБ, ШОС и со всеми конструктивно настроенными государствами Евразии. Всегда будем рады их видеть.

Недавно заключили всеобъемлющий договор о партнерстве с Ираном. Совместно с белорусскими друзьями, которые уже два года подряд созывали конференцию в Минске по евразийской безопасности, мы подготовили проект «Евразийской хартии, многообразия и многополярности в XXI веке», которая должна заложить нормативный фундамент новой геополитической реальности на нашем континенте. И на очередной, третьей Минской конференции по евробезопасности этот документ будет предоставлен.

Из страновых направлений я упомянул Белоруссию – это наш приоритет в контексте строительства Союзного государства и упрочения координации на международной арене.

Продолжают углубляться и развиваются по восходящей отношения всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия с Китаем, которые, по оценке наших руководителей, находятся на беспрецедентно высоком уровне и превосходят по своему содержанию любые классические в прежние годы союзы. В этом году ожидаем дальнейшее развитие совместной дипломатии в том числе на высшем уровне: Председатель КНР Си Цзиньпин приурочит свой очередной визит в Москву к торжественным мероприятиям в честь Победы в Великой Отечественной Войне – 9 мая, а Президент В.В.Путин посетит Китай в привязке к 80-й годовщине окончания Второй Мировой войны и победе над японским милитаризмом в конце августа – начале сентября 2025 г.

Поступательно развиваются отношения особо привилегированного стратегического партнерства с Индией. В рамках обмена ежегодными визитами на высшем уровне Премьер-министр Н.Моди в 2024 г. посетил Москву. Состоялись переговоры, которые вылились в новый «пакет» решений. Работаем над их реализацией.

Интенсивный политический диалог поддерживается со всеми членами ОДКБ, ЕАЭС, СНГ, Ираном, Турцией, Саудовской Аравией, ОАЭ. Всех не перечислить.

На всех континентах у нас много постоянных партнеров. С рядом государств отношения вышли на уровень стратегического партнерства.

Существенно укрепилось российско-африканское взаимодействие – в ноябре 2024 г. с успехом прошла первая в истории министерская конференция  Форума партнерства Россия-Африка. Она проводилась по решению Второго саммита Россия-Африка в Санкт-Петербурге в 2023 г. и была весьма результативна. Совместно с африканскими друзьями продолжаем работать над практической реализацией договорённостей обоих саммитов и министерской конференции. Трудимся над раскрытием обширного потенциала нашего сотрудничества с Африкой, которое достаточно продолжительный период после распада СССР было не то, что существенно приостановлено, а сократилось. У нас были другие приоритеты, но сейчас мы возвращаемся к тому, чтобы по заслугам оценить наших африканских друзей, так же ,как они оценивают наш вклад в освобождение от колониального гнёта. Перспективы у нас весьма и весьма хорошие. Надо их активно и без задержки использовать.

Отдельно хотел бы остановиться на наших усилиях в ООН. В 2024 г. мы дали старт стратегически важному, рассчитанному на перспективу антинеоколониальному проекту. В его рамках партия «Единая Россия» выступила инициатором создания Международного движения сторонников борьбы с современными практиками неоколониализма – «За свободу наций!». В свою очередь МИД обеспечил в декабре 2024 г. принятие резолюции ГА ООН «Искоренение колониализма во всех его формах и проявлениях». Следующим шагом должно стать принятие решения ООН об объявлении 14 декабря 1960 г. (это дата принятия Декларации о предоставлении независимости колониальным народам) Международным днем борьбы с колониализмом.

Используем площадку ООН для продвижения коллективных подходов к обеспечению биологической и международной информационной безопасности. Важным успехом стало согласование по инициативе России первого в истории международного договора – Конвенции против киберпреступности. Она согласована и открывается к подписанию в июне 2025 г. во Вьетнаме.

Отдельно выделю нашу работу в рамках БРИКС, который превратился в центр согласования интересов ведущих стран Мирового большинства, одну из несущих опор многополярного миропорядка.

Мы председательствовали в БРИКС в 2024 г. Считаю, что цели, поставленные в нашей программе, были достигнуты. В Казанском саммите объединения приняли участие делегации 35 государств и шести многосторонних организаций, включая ООН.

В ходе российской «вахты» согласовано решение о приеме в полноправные участники БРИКС крупнейшей мусульманской страны и одного из лидеров Движения неприсоединения «Группы 77» – Индонезии. Важным было решение об учреждении категории стран-партнеров объединения. Их уже с десяток. И это только те, которые подтвердили свое желание стать партнером БРИКС. Достигнуты договоренности о продвижении сотрудничества на всех направлениях. В том числе, что принципиально значимо для нынешнего этапа становления многополярности, в финансово-экономической области.

На схожих принципах работает и ШОС. Ее мы рассматриваем в качестве прочной, материальной базы для формирующейся архитектуры равной и неделимой безопасности в Евразии.

Из других многополярных площадок отмечу «Группу двадцати». Заседания министров иностранных дел в этом формате состоятся буквально завтра и послезавтра в южноафриканском Йоханнесбурге. В «двадцатке» совместно с единомышленниками по БРИКС и из других государств Глобального Юга и Востока нам удается купировать попытки Запада «украинизировать» повестку дня, навязывать неравноправные дискриминационные решения в области экономики, финансов, торговли и климата. Необходимо и дальше использовать данную площадку с целью призвать наших западных коллег к продуктивной совместной работе, а не к навязыванию своих односторонних подходов и «рецептов».

Серьёзное внимание уделяем культурно-гуманитарной, общественной дипломатии. В прошлом году в нашей стране с успехом прошёл Всемирный фестиваль молодёжи. Состоялся первый международный мультиспортивный турнир «Игры будущего», проведены Спортивные игры БРИКС. На сентябрь этого года у нас в Подмосковье запланировано проведение первого международного песенного конкурса «Интервидение», участие в котором подтвердили многие государства Азии, Африки и Латинской Америки. Рассчитываем, что это будут крупные культурные события мирового уровня.

В фокусе нашего постоянного внимания – защита и продвижение позиций русского языка за рубежом. Имеем в виду по максимуму задействовать потенциал Международной организации по русскому языку, которая создаётся по инициативе Президента Казахстана К.-Ж.К.Токаева, под эгидой СНГ, но это особо отмечено в ее уставе – открытой для всех стран мира. Надеемся, что все необходимые для полноценного запуска этой структуры процедуры будут завершены до конца года.

Среди важнейших приоритетов - защита традиционных духовно-нравственных ценностей, общих для всех мировых религий и цивилизаций. Мы тесно взаимодействуем с Международным движением русофилов, которое объединяет представителей общественных кругов, политиков, деятелей культуры, бизнесменов из более чем 100 стран, расположенных и на Востоке, и на Западе, и на Юге. Особое внимание уделяем соработничеству с Русской Православной Церковью и взаимодействию с исламскими, буддистскими и иудейскими объединениями приверженцев традиционных конфессий России.

Отстаиваем законные права наших граждан за рубежом, оказывая помощь и поддержку. Подчеркиваем на постоянной основе, что своих не бросаем ни в каких ситуациях. Работаем с организациями наших соотечественников, которые сохраняют культурные, языковые, духовные связи с исторической Родиной. Многим из них крайне непросто выживать в условиях разнузданной русофобии, которая развернулась на Западе. В прошлом году, по указанию Президента В.В.Путина стартовал важный проект привлечения в Россию всех людей, исповедующих традиционные ценности и испытывающих гонения со стороны властей стран своего нынешнего пребывания. Наше Министерство, посольства, консульства активно включились в реализацию этого начинания.

Стараемся прицельно использовать дипломатический инструментарий для содействия российскому бизнесу в интересах выработки с зарубежными партнерами неподконтрольных нелегитимному внешнему давлению механизмов финансовых расчетов, транспортно-логистических цепочек.

Нынешний год проходит под знаком 80-летия Великой Победы и 80-летия создания ООН. Как прежде, будем уделять постоянное внимание объединению международных усилий по противодействию любым проявлениям неонацизма, русофобии, другим формам расовой, религиозной нетерпимости. Беспокоит необузданный рост таких проявлений на территориях, подконтрольных киевскому режиму, в прибалтийских и целом ряде других стран Евросоюза, в Канаде, где осела многомиллионная диаспора гитлеровских коллаборационистов. Обнадеживает, что нашу непримиримую позицию против возрождения нацизма разделяет подавляющая часть мирового сообщества, что наглядно продемонстрировало принятие резолюции о борьбе с героизацией нацизма на Генеральной Ассамблее ООН в декабре 2024 г. При подготовке внешнеполитического сопровождения и других торжественных мероприятий, посвященных Великой Победе, будем тесно координировать шаги совместно с друзьями из СНГ. 2025 г. объявлен в Содружестве Годом 80-летия Победы в Великой Отечественной войне - Годом мира и единства в борьбе с нацизмом. Добиваемся признания преступлений немецко-фашистских захватчиков и их пособников геноцидом народов Советского Союза. Будем в этих вопросах, как и во всех остальных, рассчитывать на тесное взаимодействие с Федеральным Собранием.

С темой Победы над нацизмом неразрывно связана задача достижения целей специальной военной операции. Совместно с нашими коллегами в парламенте показываем мировому сообществу безальтернативность искоренения первопричин украинского кризиса.

Этот важнейший момент Президент В.В.Путин особо подчеркнул в своем телефонном разговоре 12 февраля с.г. с Президентом США Д.Трампом. Мы уделили этой теме особое внимание вчера в ходе встречи с Госсекретарем США М.Рубио, Советником Президента США по национальной безопасности М.Уолтцем, Спецпосланником Президента США по Ближнему Востоку С.Уиткоффом. Подчеркну, что речь идет об устранении угроз безопасности России, которые долгие годы создавались путем втягивания Украины в НАТО и о необходимости самым жестким образом пресечь действия киевского режима по истреблению всего, что связано с Россией, русской культурой и Русским миром – русского языка, культуры, СМИ, канонической православной церкви.

Задачи, поставленные перед Министерством Президентом В.В.Путиным – масштабные. Продолжим делать все необходимое для того, чтобы организационная структура нашей внешнеполитической службы активнее и быстрее адаптировалась к современным требованиям. Мы перебрасываем кадровые ресурсы на наиболее востребованные, «горячие» внешнеполитические участки, прежде всего в страны Африки и другие государства Мирового большинства. Создали новое подразделение – второй Африканский департамент. Расширяем дипломатическое присутствие в странах СНГ, Азии и Латинской Америки. В Африке открыто уже три новых посольства, еще семь планируется открыть за предстоящие два года. Эта работа поставлена на системную основу и будет последовательно продолжаться.

Подчеркиваю, что утвержденная Президентом Российской Федерации В.В.Путиным внешнеполитическая линия носит долгосрочный, стратегический характер. Она не подвержена внутриполитической конъюнктуре, не зависит от капризов наших недоброжелателей. Пользуется, как мы убеждаемся, поддержкой наших ведущих политических сил, представленных в Государственной Думе, за что вам искренне признательны. Через вас ощущаем поддержку наших граждан. Мы это хорошо чувствуем и высоко ценим. Это придает нам сил и энергии.

Хотел бы поблагодарить за сотрудничество и за товарищескую помощь. Подтвердить нашу готовность работать в таком же ключе и в будущем.

Вопрос: От «команды» Президента США Д.Трампа исходит довольно много новостей. Есть крайне любопытные. Внедряя запреты в сфере миграции, Д.Трамп вдруг приглашает в США белое население ЮАР, обещает самые благоприятные условия. Кстати, можно вспомнить и о преференциях властей США для кубинских мигрантов на протяжении десятков лет. Вашингтон видит в этом способ возбуждать недовольство внутри Кубы.

Не наступает ли и для России время более гибко использовать миграционное регулирование для реализации наших национальных интересов? Какова позиция МИД России и Ваше мнение?

С.В.Лавров: В октябре 2024 г. был принят перечень поручений Президента В.В.Путина об оптимизации процедур, связанных с трудовой миграцией из стран ближнего зарубежья. МИД России является одним из соисполнителей. Ведущую роль играют головные ведомства, прежде всего МВД России и его департамент, занимающийся миграционными вопросами.

Исходим из того, что какое-либо «ужесточение» наших подходов к трудовым мигрантам из стран Центральной Азии, прежде всего Закавказья, других бывших республик, не будет способствовать нашим долгосрочным интересам. Конечно, за порядком необходимо следить. Было зафиксировано много нарушений по целому ряду географических направлений, откуда приезжают мигранты. Считаем, что надо ужесточать контроль за их поведением, но не ставить барьеры, тем более не вводить визовый режим.

Да, в сравнении с ранее существовавшим порядком сейчас принимаются дополнительные меры. Они именно нацелены на ужесточение контроля, а не на создание преград для трудовой миграции.

Мы специально провели несколько встреч с послами стран-членов ЕАЭС, подробно ответили на их вопросы, объяснили логику, которой мы руководствуемся. Действительно, в основополагающих документах о создании ЕАЭС записано, что граждане всех стран-членов Союза имеют равные права. Могут приезжать без всяких приглашений, не подтверждая, где будут работать и т.д. Теперь это придется конкретизировать. Приезд мигрантов должен контролироваться. Соответствующие органы должны понимать, где находятся эти люди, приехавшие работать, кто предоставляет им работу и, соответственно, отвечает за соблюдение ими законов Российской Федерации. Убежден, что можно все это сделать, не устраивая каких-то искусственных препятствий в отношениях с нашими ближайшими союзниками.

Встречи, которые мы провели с послами стран ЕАЭС, показали, что они понимают эту ситуацию. Действительно, законы у всех есть, но они эволюционируют в соответствии с требованиями жизни.

Вопрос: Посольства России призваны владеть полнотой информации о процессах в стране пребывания. Это – экономика, политика, культура и та же миграция. «Козыревская» линия привела к урезанию в штатах и даже закрытию посольств в ряде стран. Каковы перспективы нормализации работы загранучреждений России в США, учитывая Ваш визит в Эр-Рияд? Есть ли планы расширить число наших дипломатических работников в странах Азии, Африки и Латинской Америки?

С.В.Лавров: Я уже упомянул, что мы открываем дополнительные посольства. Создан второй африканский департамент.

До 2026 г. планируется открытие посольств в Гамбии, Либерии, на Коморах, в Нигере, Сьерра-Леоне, Того и Южном Судане – семь посольств. Это достаточно серьезная цифра. Нам идут навстречу, но мы изыскиваем и «внутренние резервы», чтобы не слишком обращаться за помощью со стороны бюджета.

С коллегами из Минэкономразвития и Минпромторга обсуждаем также увеличение количества торговых представительств на африканской территории. Сейчас их только пять, а надо больше.

Вопрос: Приднестровско-молдавский регион, недавний кризис в Приднестровье, неспокойная ситуация в Гагаузии. Прошедшие выборы в Молдавии показали, как действующий президент избран во втором туре в основном благодаря голосам диаспоры за рубежом. Как Вы оцениваете развитие двусторонних отношений с учетом всех произошедших событий за последнее время?

С.В.Лавров: Вопрос актуальный. Прежде всего, нас интересует судьба приднестровцев. Более 200 тыс. из них являются также российскими гражданами. Политика создания искусственных препон на пути элементарной жизнедеятельности этого региона со стороны Кишинева вызывает неприятие. Будем с ней жестко бороться.

М.Г.Санду – румынская гражданка. Как Вы сказали, последняя история с выборами была поразительна. За рубежом было открыто 234 участка для голосования, а в России, где самая большая трудовая и в целом диаспора из Молдавии, было всего два участка, которые не смогли физически обеспечить голосование более, чем 10 тыс. чел. Наши просьбы обеспечить доступ для всех желающих проголосовать из тех, кто живет в России, отвергались.

Это издевательство над здравым смыслом и над самим понятием «демократия». Об этом вице-президент США говорил на конференции в Мюнхене. Он привел пример грубого манипулирования выборными процедурами в Румынии. Эта практика широко применяется. Нынешнее молдавское руководство перенимает соответствующий опыт у своих румынских «собратьев/сестер».

Сейчас нас, прежде всего, волнует снабжение Приднестровья электроэнергией. Этим занимается заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.В.Новак и Министерство энергетики.

Со стороны Кишинева и Евросоюза чинились жесткие препятствия. Они не хотели, чтобы Приднестровье обеспечивалось электроэнергией по схеме, предполагающей непосредственное участие Российской Федерации. В итоге они продвигали свой вариант, который все равно состоит в поставках российского газа, но таким образом, чтобы роль России была преуменьшена, а то и вовсе вычеркнута. Это нечистоплотные методы. Нас не удивляет, что ЕС действует таким образом. Мы за то, чтобы страны руководствовались своими национальными интересами, а не указаниями бюрократии, которую, кстати, никто не выбирал.

Вопрос: Публичные внешнеполитические заявления членов «команды» Д.Трампа на Мюнхенской конференции демонстрируют значительную трансформацию американского взгляда на будущий механизм обеспечения безопасности и стратегической стабильности во всем мире. Можно констатировать, что в трансатлантическом партнерстве США и Европы возникла существенная напряженность. Согласны ли Вы с тем, что возвращение к вопросу о многостороннем евразийском контроле над вооружениями, условном СНВ-4, а также гарантиях равной и неделимой безопасности в Европе и в мире на возможных будущих переговорах с американцами будет способствовать смещению украинского вопроса условно на второй план и снижению европейского влияния на их ход?

С.В.Лавров: Это актуальный вопрос. Отвечая на предыдущий, я сослался на выступление вице-президента США на Мюнхенской конференции. Это «команда», которая мыслит иначе, прежде всего, категориями американских интересов, разумеется, как они их понимают.

Вчера эта линия была подтверждена на наших переговорах с Госсекретарем М.Рубио. Открывая дискуссию, он подчеркнул, что команда Д.Трампа исходит из того, что все международные отношения во всех своих аспектах должны опираться на признание факта наличия у каждого государства национальных интересов, и именно с этих позиций надо вести диалог. Национальные интересы никогда не совпадут полностью. В большей части они расходятся по отдельным направлениям, важным для каждой страны. Но там, где они совпадают, надо делать все, чтобы извлечь из этого максимум взаимной выгоды. А там, где расходятся, как сказал Госсекретарь США, ответственные державы, включая Россию и Соединенные Штаты, обязаны не допустить, чтобы эти расхождения сваливались в конфронтацию, тем более такую, которая пагубна для многих остальных стран мира.

Этот принципиальный подход отражает размежевание между командой Д.Трампа и брюссельской бюрократией. Они сейчас в «разобранном состоянии», потому что курс явно взят на развитие отношений с отдельными государствами, разделяющими философию отстаивания национальных интересов. Считаю, что это полезная тенденция.

Что касается переговоров о безопасности и стратегической стабильности, то мы надеемся, что условия для этого будут созданы. Пока, как показали вчерашние переговоры, начинается движение к нормализации отношений на всех направлениях. Есть, по крайней мере, декларированная готовность начать это движение. И решать не только украинский кризис, но создавать условия для восстановления и наращивания партнерства в торгово-экономической, геополитической сфере между Российской Федерацией и Соединенными Штатами.

Пока надо разгрести «наследие» администрации Дж.Байдена, который делал все, чтобы разрушить даже первые признаки фундамента долгосрочного партнерства между нашими странами.

Вопрос: Не можем обойти стороной вчерашние переговоры в Саудовской Аравии. Президент США Д.Трамп ранее заявлял о необходимости как можно скорее договориться с Российской Федерацией по украинскому урегулированию и пригрозил в противном случае ввести тарифы и санкции в отношении российского экспорта в США. Про первичную оценку переговоров мы уже услышали.

Каковы ваши ожидания от возможной политики новой Администрации Д.Трампа в области международной безопасности, в том числе в контексте проблем с расширением НАТО и ситуации в Восточной Европе?

С.В.Лавров: Исхожу из того, что слова имеют важное значение, подчас радикально меняя ситуацию. Будем оценивать заявления о намерениях, сопоставляя эти заявления с конкретными делами.

Что касается заявлений Президента США Д.Трампа. Вы упомянули расширение НАТО. Он первый и пока, по-моему, единственный из западных лидеров, кто публично и громко сказал, что одной из первопричин украинской ситуации явилась «нахрапистая» линия предыдущей администрации по втягиванию Украины в НАТО. Такого никто из западных лидеров никогда не произносил, а Д.Трамп несколько раз эту мысль провел. Это уже сигнал, что он понимает нашу позицию.

Президент России В.В.Путин в телефонном разговоре с ним еще раз акцентировал, что нам важно не перемирие, которое позволит довооружить Украину в очередной раз и опять натравить ее на нашу страну, а долгосрочный устойчивый мир, опирающийся на устранение первопричин конфликта: натовский аспект и истребление всего русского в нарушение обязательств Украины по Уставу ООН и многочисленным конвенциям.

Мы вчера вместе с Помощником Президента Российской Федерации Ю.В.Ушаковым разговаривали с Госсекретарем США М.Рубио и Помощником Президента по национальной безопасности США М.Уолтцем.

Исхожу из того, что они заинтересованы устранять искусственные препоны на пути потенциально очень перспективных, взаимовыгодных проектов, прежде всего в экономике. Они также настроены на возобновление диалога по внешнеполитическим делам, по международной ситуации и по конфликтам. Мы это только приветствуем. Раньше мы пользовались такой практикой, хотя она и была не без проблем, но они будут всегда. Главное – встречаться, слушать и слышать. И принимать свои решения, которые будут реалистичными по отношению к тем партнерам, которых они касаются.

Мы начали отход от края пропасти, куда наши отношения завела администрация Дж.Байдена. Но это только первые шаги. Атмосфера позитивная, намерения правильные. Будем смотреть, как ситуация сложится дальше, какие шаги будут предприняты.

Вопрос: Какие, на Ваш взгляд, наиболее знаковые акции и мероприятия в связи с юбилеем Великой Победы и 80-летием окончания Второй мировой войны планируют проводить в этом году МИД России и Россотрудничество за рубежом?

Также хочу проинформировать, что совместно с коллегами из МИД России начали подготовку к проведению международной экспедиции «Память сильнее времени». Она посвящена разгрому Квантунской армии и 80-летию Парада Победы в сентябре 1945 г. в Харбине, КНР. На полях увековечения общей истории двух народов в рамках экспедиции планируется проведение мероприятия по установке в г.Харбине мемориальной доски памятного горельефа, посвященной Параду Победы в сентябре 1945 г.

Просим Вас поддержать это начинание и оказать со стороны ведомства политическое, дипломатическое содействие в его реализации.

С.В.Лавров: Мы уделяем особое внимание 80-летию Победы не только потому, что это священная для нас дата, священная Победа наших отцов, дедов, подвиг наших матерей, бабушек. Это еще и один из наиболее актуальных вопросов современной международной политики, когда пытаются возродить нацизм, неонацизм.

Мы будем использовать свои возможности в теснейшем сотрудничестве с партией «Единая Россия», которая инициировала это международное движение с другими фракциями. Примерно в 120 зарубежных странах активно действуют советы российских соотечественников, планирующие целую серию мероприятий, включая кинопоказы, дискуссии, встречи политологов. Они планируют организацию своих мероприятий в рамках «Бессмертного полка», «Георгиевской ленточки», «Свечи памяти», «Сада памяти». Россотрудничество и школы при посольствах готовят проведение «Диктанта Победы». Есть основания полагать, что желающих будет много.

Все посольства и консульства занимаются вопросами бережного отношения к мемориалам и захоронениям за рубежом. Каждый год ко Дню Победы проводятся специальные субботники, выделяются деньги. Это важно, что Правительство заботится о такого рода памятниках.

В Китае зарегистрировано около 80 памятников и захоронений советских воинов, за которыми китайская сторона, как и предусмотрено в соответствующем соглашении, осуществляет надлежащий уход, своевременный ремонт и т.д.

В августе-сентябре 2025 г. по линии Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» планируется экспедиция «Память сильнее времени», посвященная, как Вы и сказали, 80-летию разгрома Квантунской армии. Как понимаю, планируется установление мемориальной доски в г.Харбине. Но это требует согласования с китайскими коллегами. Мы готовы поддержать.

Вопрос: Россия – ведущая арктическая держава. У нашей страны самая протяженная береговая линия, самые большие неразведанные запасы природных ресурсов. В водах российских арктических морей проходит Северный морской путь – трасса, имеющая мировое значение.

Демарш арктических государств во время председательства России в Арктическом совете не должен остаться без внимания. Заявление других стран о территориальных притязаниях в регионе, коалиции в вопросах обороны и безопасности побуждает нас занять более активную позицию.

Что МИД России планирует предпринять в качестве ответных действий для расширения сотрудничества в Арктике с дружественными странами, в том числе с ключевыми наблюдателями Арктического совета – Китаем, Индией (которую недавно посетила наша делегация Государственной Думы во главе с В.В.Володиным)?

С.В.Лавров: Вы собственно ответили на свой вопрос.

Нам надо работать, а не вставать в позу «обиженных». Это ни к чему не приведет. Мы не хотим никому причинять вреда, но и «своего» не отдадим.

Мы самая крупная арктическая держава. У нас наиболее протяженная береговая линия, наиболее развитая инфраструктура, которая составляет собой Северный морской путь, на который некоторые страны, входящие в Арктический совет, поглядывают с завистью. Этот факт дает нам сильное основание для продвижения своей позиции.

Президент России В.В.Путин и Правительство России уделяют огромное внимание дальнейшему обустройству арктической зоны, делают все, чтобы люди там жили комфортно и ни в чем не нуждались. Это стратегический ресурс нашей страны.

Что касается Арктического совета. Нас никто оттуда не выгонял. Это невозможно сделать. Когда мы были председателями, остальные семь стран координировали свои позиции. Тем более, что при администрации Дж.Байдена и координировать было не надо, – все «слушались». Да, министерский уровень не был задействован, но собирались технические и экспертные группы, как собираются сейчас и работают в составе восьми государств.

Считаю, самое главное – это делать свое дело: продвигать свои планы, реализовывать их. А остальные пускай наблюдают за тем, что мы можем и в одиночку развивать свою территорию, воды, не только территориальные, но и на шельфе, где у нас хорошие позиции в Комиссии ООН по границам континентального шельфа с точки зрения одобрения наших заявок.

Позиции сильные. Этому помогает наличие договоров, регулирующих наши территориальные отношения. Такие договоры практически со всеми соседями у нас существуют. Поэтому надо делать свое дело. У наших партнеров по Арктическому совету не будет другого выхода, кроме как возобновить нормальное сотрудничество.

Тем временем Китай и Индия заинтересованы в том, чтобы содействовать развитию Северного морского пути. Они признают нашу ведущую роль в Арктике. Обязательно будем продолжать сотрудничество с этими странами.

Вопрос: По результатам 2024 г. архитектура взаимодействия между Российской Федерацией и Республикой Казахстан в части предотвращения и профилактики чрезвычайных ситуаций, к сожалению, на мой взгляд, дала небольшую «трещину». Наши регионы, граничащие на сегодняшний день с Казахстаном, в 2024 г. испытали сильнейшие наводнения. Это было связано в том числе с недостатками этого взаимодействия на страновом, правительственном уровне. Губернаторы этих регионов даже не вовлечены в соответствующую комиссию. Насколько можно скорректировать формат нашего взаимодействия, включив в эту работу губернаторов?

С.В.Лавров: Эта комиссия не подотчетна МИД России. Но российско-казахстанская комиссия по совместному использованию и охране трансграничных водных объектов существует. Более того, она собиралась на очередное заседание 7 ноября 2024 г. в г.Волгограде. По его итогам сформирована (на тему Вашего вопроса) Совместная рабочая группа по взаимодействию при пропуске половодий и паводков. Этой проблеме внимание уделяется, как и всем другим вопросам, связанным с нашей общей границей с Казахстаном.

Что касается состава комиссии, – мы готовы. Чем больше структур будут включать в себя представителей (как раньше говорили) «с мест», тем они будут более эффективно работать, более конкретно «погружены» в тематику, которой занимаются.

Вопрос: Вы подробно рассказали о многополярном мире, о Мировом большинстве. Какие приоритеты Вы видите в сотрудничестве внутри объединения БРИКС, с точки зрения экономики как базы всего: платежная система, финансовые институты, перспективы, общая валюта?

С.В.Лавров: На саммите БРИКС по предложению Президента Бразилии Л. да Силвы обсуждалась тема валютных проблем, которые возникают в связи со злоупотреблением тогдашней администрацией США позициями доллара как резервной валюты.

Президент США Д.Трамп недавно высказался и на эту тему, сказав, что это была грубейшая ошибка предыдущей администрации. Она пошатнула позиции доллара и вынуждает все больше стран (даже те, что используют доллар) на всякий случай готовить себе альтернативные варианты расчетов. Национальные валюты, создание соответствующих платформ – это все обсуждается в БРИКС.

По инициативе Президента Бразилии Л. да Силвы в решении предыдущего саммита была записана необходимость разработать по линии Министерств финансов и центральных банков предложение об альтернативных платежных платформах. Такие предложения были внесены. Они предполагают создание «трансграничной платежной инициативы», перестраховочной кампании и расчетно-депозитарной инфраструктуры BRICS Clear.

В этих инициативах, в которых российская сторона активно принимает участие. Они повысят устойчивость БРИКС к различным внешним «шокам». Желающих «затормозить» развитие потенциально мощного объединения немало. Но если они будут действовать в рамках честной конкуренции, – это будет правильно. Если же будут санкции, тарифы, «отлучение» от банковских систем, которые контролирует Запад, то это будет уже не конкурентная борьба, а нарушение всех норм ВТО.

Так что ситуация «подвижная». Тенденция направлена в сторону обеспечения надежных систем расчетов и ведения бизнеса на все случаи жизни.

Вопрос: Как Вы оцениваете стратегическое партнерство между Россией и Китаем в контексте глобальной политической динамики? Какие совместные инициативы с Китаем Вы считаете наиболее важными для укрепления наших двусторонних отношений?

С.В.Лавров: Мне и часа не хватит, чтобы ответить на этот вопрос. Как уже сказал в своем вступительном слове, наши отношения находятся на беспрецедентно высоком, продвинутом уровне. По своей сути и содержанию они далеко превосходят понятие «союз», как оно существовало в «холодную войну» и после.

Это отношения абсолютно нового типа – равноправные, взаимовыгодные. Они определяются доверительным, регулярным, товарищеским диалогом на высшем уровне, в ходе которого определяются базовые условия дальнейшего развития партнерства, прежде всего в экономической, торговой, инвестиционной, транспортной, логистической сферах.

Нет такой области жизнедеятельности любого государства, в которой у нас не существовали бы механизмы для координации наших шагов. Достаточно сказать, что главы правительств ежегодно встречаются. Накануне ежегодной встречи премьеров проводятся пять заседаний специальных комиссий, во главе каждой из которых находятся два вице-премьера. Это говорит о том, какой объем повестки дня представляет собой наше взаимодействие с КНР.

Приграничное сотрудничество. Тоже есть специальные комиссии. У нас много общего и в гуманитарной, культурной, образовательной сферах. Растет число как китайцев, которые приезжают к нам учиться, так и россиян, которые едут получать образование в Китай.

На днях выходит совместный кинофильм (и это не единичный случай). Он называется «Красный шелк». Это результат договоренности в ходе одной из предыдущих встреч Президента России В.В.Путина и Председателя КНР Си Цзиньпина о том, чтобы наладить системное совместное сотрудничество в сфере кинематографа.

У нас много интересных планов. Гуманитарные вопросы, концертная деятельность, культурные обмены – все это обогащает и ставит наши отношения на прочный «фундамент» повседневной жизни простых людей. Можно говорить долго про внешнеполитическое сотрудничество, но оно является практически образцовым.

Вопрос: Сотрудничество России, а ранее СССР, с Сирийской Арабской Республикой длится уже более 80 лет. Каковы перспективы дальнейших отношений между Российской Федерацией и Сирией в свете недавно состоявшегося телефонного разговора между Президентом Российской Федерации В.В.Путиным и Президентом переходного периода А.Шараа?

С.В.Лавров: Телефонному разговору Президента В.В.Путина и руководителя нынешней администрации в Дамаске А.Шараа предшествовала поездка межведомственной делегации во главе с заместителем министра иностранных дел, спецпредставителем Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку и странам Африки М.Л.Богдановым.

Поездка состоялась за несколько дней до телефонного разговора. Ее результаты весьма позитивные. Они были приняты г-м А.Шараа с участием министра иностранных дел и рядом глав других ведомств. Публично нынешние сирийские руководители подтверждают необходимость уважать исторический, стратегический характер наших отношений. Сейчас одной из центральных тем для них является недопущение повторения ливийского сценария, когда в результате агрессии НАТО. Страна потеряла свою государственность, оказалась расколотой и с тех пор не может собрать себя воедино. Уже 15 лет.

В Сирии тоже есть такие угрозы. Пришедшие к власти люди это понимают. Есть и такие факторы, как внутриклановая борьба, в том числе в движении «Хайят Тахрир аш-Шам». Оно не гомогенно – в него входят разные фракции.

Есть и проблемы, связанные с незаконным присутствием Соединенных Штатов на сирийской территории и с политикой, которую проводила администрация Дж.Байдена по стимулированию создания курдского квазигосударства. Мы твердо выступаем за суверенитет, территориальную целостность Сирийской Арабской Республики.

На ближайшие несколько дней и следующую неделю запланированы очередные контакты с сирийскими коллегами на высоком уровне. Будем вам потом рассказывать.

Вопрос: «Платформа 3+3» подразумевает сотрудничество России, Турции, Ирана, Азербайджана, Армении и Грузии в целях обеспечения мира и стабильности на Южном Кавказе. На нашей прошлой встрече вы подчеркнули перспективность данного формата. Изменения во внешнеполитическом курсе Грузии, которые происходят благодаря позиции нынешних грузинских властей, политических партий, таких как Солидарность во имя мира, Коммунистическая партия Грузии, дают основание надеяться, что в будущем формат «3+3» заработает полноценно с участием Грузии. На парламентском уровне у нас налажены хорошие контакты со всеми государствами-участниками платформы.

Как вы оцениваете идею создания межпарламентской комиссии в рамках формата «3+3» для создания дополнительных механизмов сотрудничества по линии парламентской дипломатии?

С.В.Лавров: Я с вами полностью согласен с точки зрения перспектив развития «3+3».

Инициатива была совместно выдвинута президентами Азербайджана и Турции и поддержана Президентом В.В.Путиным. Это было в 2021 г. С тех пор состоялось три встречи в формате «3+3», в том числе две на министерском уровне, последняя – в октябре 2024 г. в Турции. С самого начала все согласились, что у нас формат «3+3». Понимаем сомнения и нюансы позиций Грузии, но «кресло» для грузинских представителей всегда будет находиться в зале заседания этого формата.

И это было подтверждено на последней встрече министров в Турции. В ходе переговоров было принято решение сделать более структурированную организацию из этой консультационной платформы. По итогам той встречи через коллег из этого формата подтвердили грузинской стороне, что двери открыты и «кресло стоит».

Рассчитываем, что сегодняшние власти в Грузии поддержат необходимость опираться на национальные интересы. Не вызывает сомнений, что формат «3+3» действует в интересах всех участников. Замечу, создание этой инициативы вызывало зависть, а не сомнения у предыдущей администрации США, которая пыталась продвигать формат «3+1» вместо «3+3» (три закавказские стороны и «люди Д.Байдена», которые стали бы ими руководить).

Насчет парламентского измерения, если Вы выступите с такой инициативой, мы подкрепим такой разговор по линии Министерства иностранных дел. Это было бы полезно.

Вопрос: В 2026 г. наступит очередной период продления договора между Россией и Таджикистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства, который был заключен для того, чтобы вернуть русских в Россию, от 300 до 400 тысяч вернулись, но сегодня в Таджикистане проживает полпроцента. Согласно Договору, новые граждане России получают известные преференции, социальное обеспечение, образование, другие, как и россияне, уехавшие в Таджикистан, сколько их, я сказал выше. Однако, с учётом СВО, главный вопрос вызывает положение договора о воинской службе и мобилизации, который позволяет избегать службы в Вооружённых силах Российской Федерации, что несправедливо, на наш взгляд. Какова дальнейшая судьба Договора и насколько актуальна пролонгация данного договора в современных условиях?

С.В.Лавров: Договор был заключен ещё в 1996 г., по завершении внутреннего кровопролитного конфликта в Таджикистане. Он сыграл и продолжает играть роль в обеспечении надёжной основы союзничества с Таджикистаном.

Насчёт освобождения от воинской службы. Как я понимаю, это сделано на основе взаимности. Как бы ни было мало граждан России в Таджикистане они пользуются теми же правами, что и граждане Таджикистана в Российской Федерации. Не могу высказать чёткую позицию. Но договор действует, он полезный, равноправный, отвечает не только интересам граждан Таджикистана, работающих на территории России, но и интересам россиян, живущих в Таджикистане. Нам дорог каждый гражданин.

Вопрос: Перенесёмся с Запада на Восток. На Дальний Восток. Регионы и муниципалитеты Дальневосточного федерального округа активно сотрудничают с муниципалитетами и регионами стран Юго-Восточной Азии. Все вопросы (может быть, за исключением некоторых финансовых) Министерством иностранных дел оперативно решаются, и за это они благодарят Вас. Как Вы оцениваете перспективы развития всего комплекса направлений, в том числе межпарламентского и межпартийного сотрудничества, в условиях специальной военной операции и в контексте стратегического сотрудничества между КНДР и Российской Федерацией?

С.В.Лавров: Вы начали с Юго-Восточной Азии, а КНДР – это Северо-Восточная Азия. Но нам вся Азия дорога.

У нас разветвленная система отношений со странами АСЕАН. Ежегодно проводятся встречи на уровне министров иностранных дел, участвующие в мероприятиях, которые это объединение проводит со своими партнерами на уровне глав внешнеполитических ведомств, минобороны, Форуме по архитектуре региональной безопасности. Но регион АСЕАН не имеет общеконтинентального охвата. Поэтому мы не видим перспективы движения к цели – объединению усилий существующих субрегиональных структур, включая АСЕАН.

Ситуация в Северо-Восточной Азии, на Корейском полуострове не менее важна. Это вплотную к нашим границам. Россия имеет с КНДР совместный участок границы. Все, что делается на Корейском полуострове нам небезразлично. Мы выступаем за устранение любых рисков.

С Корейской Народно-Демократической Республикой в ходе исторического визита Президента В.В.Путина летом 2024 г. был подписан Договор о стратегическом всеобъемлющем партнерстве. Если внимательно читать, он, по сути дела, охватывает все направления: экономику, гуманитарную сферу, образование, культуру, военное взаимодействие, военно-техническое сотрудничество. В нем содержится важная статья, которая гласит, что в случае нападения или агрессии против одного из участников этого Договора со стороны третьих стран вторая сторона окажет все необходимое содействие, что предполагает использование военных методов. Договор дословно воспроизводит соглашение между Китайской Народной Республикой и КНДР, заключенное десять лет назад. При его ратификации Государственная Дума отметила, что это положение о взаимной военной помощи осуществляется в соответствии с законами и конституциями каждой страны-участницы.

Вопрос: На прошлом «правительственном часе» задал вопрос о создании на базе БРИКС организации "БРИКС Туризм". В прошлом году в рамках года БРИКС были проведены такие мероприятия, как "Игры будущего", "Всемирный фестиваль молодежи", в будущем году запланировано "Интервидение". Что Вы думаете по поводу того, чтобы эти события проводить ежегодно? Тогда "БРИКС Туризм" мог бы выступать основной организацией в сфере организации туристических потоков этих мероприятий.

Сегодня мы видим довольно устойчивый запрос в странах БРИКС на такой вид туризма, как медицинский. Наши медучреждения готовы удовлетворить этот спрос как по цене, так и по качеству. Что Вы думаете о целесообразности появления в России «медицинской визы»? Это бы существенно увеличило въездной поток в Российскую Федерацию иностранных туристов и повлияло бы на имидж России за рубежом. А также помогло бы повысить конкурентоспособность в этой части с лидерами медицинского туризма, такими как Израиль, Германия и Южная Корея.

С.В.Лавров: Туризм как новое измерение в деятельности БРИКС – мы только «за».

Чем больше контактов между людьми, тем прочнее фундамент взаимоотношений. Вы упомянули целый ряд культурных мероприятий, которые действительно привлекли огромное количество участников далеко за пределами стран БРИКС как таковых. Если наши соответствующие структуры, прежде всего занимающиеся развитием туризма, предложат «добавленную стоимость» к тому, что сейчас наша страна может предложить, то тогда будет разумно вести речь о формализации этого направления в рамках повестки дня самой БРИКС.

Сейчас количество туристов из стран БРИКС и других государств, которые посещают Россию, устойчиво и быстро растет. Надо посмотреть, чем эта структура будет заниматься. Если она просто будет фиксировать и заниматься рекламой - подобные функции уже выполняют туристические агентства. Надо понять конкретную функцию. Звучит красиво. Мы бы поддержали.

Относительно «медицинских виз». Пока не видим целесообразности. Уже действуют электронные визы, которые выдаются по упрощенной форме гражданам стран БРИКС и нескольких десятков других государств. Попрошу своих коллег из Консульского департамента посмотреть профессиональным взглядом, что нам это может добавить.

Вопрос: В конце 2024 г. - начале этого года Исламская Республика Иран завершила процедуру ратификации Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве стран Каспия. Как продвинулось решение вопроса о ратификации Исламской Республикой Иран Конвенции о правовом статусе Каспийского моря?

Каковы перспективы и возможно ли положительное решение данного вопроса в обозримом будущем, в том числе с учетом результатов работы экспертов высокого уровня в рамках рабочей группы на этот счет?

С.В.Лавров: Вопрос важный. Конвенция отражает важнейшие, серьезные задачи по обеспечению безопасности на Каспии и фиксирует особую ответственность прикаспийских государств за все происходящее, исключает военное присутствие третьих стран на Каспийском море и в Каспийском регионе.

Четыре страны из пяти уже ратифицировали ее. Иран пока этого не сделал. Когда мы завершали работу над Конвенцией, увязывались вопросы разделения Каспийского моря, территориальных вод и прилегающих зон между странами-участницами. Принципы разделения моря в Конвенции отражены, но детали очень серьезные, поскольку это зависит от формы береговой линии каждой страны. У Ирана она такая, что если просто «поровну взять и поделить», то он окажется в проигрыше.

Иранская сторона сейчас занимается ратификацией Конвенции и решением вопроса о том, как выстраиваются прямые исходные линии, определяющие параметры национальной зоны каждого государства.

На экспертном уровне предложили целую серию решений. Иранские коллеги их рассматривают. В ближайшее время у меня будет встреча с иранскими представителями. Эти вопросы каждый раз на таких встречах ставим. Президент России В.В.Путин в ходе своих контактов с предыдущим президентом, покойным И.Раиси, делал некоторые предложения, которые помогут достичь взаимоприемлемой договоренности.

В 2023 г. под моим председательством была создана российская Межведомственная комиссия по прикаспийскому сотрудничеству. В ходе заседаний вырабатываем инициативы, которые должны помочь иранским друзьям завершить процесс ратификации.


Источник: Министерство иностранных дел Российской Федерации

(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся