Read in English
Оценить статью
(Голосов: 19, Рейтинг: 4.95)
 (19 голосов)
Поделиться статьей
Джавахар Вишну Бхагват

Д.и.н. (Университет Мумбая) и к. полит.н., доцент кафедры регионоведения, международных отношений и политологии в Высшей школе социально-гуманитарных наук и международной коммуникации, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова

Наталья Вяхирева

К.полит.н., независимый аналитик

Развитие Северного морского пути — один из ключевых стратегических проектов России, масштаб которого требует международного сотрудничества. В настоящее время предпринимаются попытки привлечь индийских партнеров к сотрудничеству в рамках проекта по развитию СМП и прибрежной инфраструктуры. В совместном заявлении по итогам визита премьер-министра Индии Нарендры Моди в Москву говорится, что стороны поощряют сотрудничество по развитию морских перевозок между странами по СМП. С этой целью они выразили готовность создать совместный рабочий орган в рамках межправительственной комиссии по сотрудничеству на Северном морском пути.

Почему развитие Северного морского пути имеет колоссальное значение на современном этапе? Как развивается международное сотрудничество по СМП после 2022 года? Почему Индия заинтересована в СМП? Каковы результаты визита Н. Моди в Россию, и каковы приоритеты российско-индийского сотрудничества в Арктике? Эти и другие вопросы прокомментировал доктор исторических наук (Университет Мумбая), к.полит.н. доцент кафедры регионоведения, международных отношений и политологии в Высшей школе социально-гуманитарных наук и международной коммуникации САФУ Джавахар Бхагват Вишну.

Развитие Северного морского пути — один из ключевых стратегических проектов России, масштаб которого требует международного сотрудничества. В настоящее время предпринимаются попытки привлечь индийских партнеров к сотрудничеству в рамках проекта по развитию СМП и прибрежной инфраструктуры. В совместном заявлении по итогам визита премьер-министра Индии Нарендры Моди в Москву говорится, что стороны поощряют сотрудничество по развитию морских перевозок между странами по СМП. С этой целью они выразили готовность создать совместный рабочий орган в рамках межправительственной комиссии по сотрудничеству на Северном морском пути.

Почему развитие Северного морского пути имеет колоссальное значение на современном этапе? Как развивается международное сотрудничество по СМП после 2022 года? Почему Индия заинтересована в СМП? Каковы результаты визита Н. Моди в Россию, и каковы приоритеты российско-индийского сотрудничества в Арктике? Эти и другие вопросы прокомментировал доктор исторических наук (Университет Мумбая), к.полит.н. доцент кафедры регионоведения, международных отношений и политологии в Высшей школе социально-гуманитарных наук и международной коммуникации САФУ Джавахар Бхагват Вишну.

Какие факторы определяют важность Северного морского пути на современном этапе? Какие государства наиболее заинтересованы в его развитии?

Продолжающийся кризис в Красном море, конфликт в Черном море, проблемы с Панамским каналом и блокада Суэцкого канала в марте 2021 г. подчеркнули уязвимость существующих морских путей. Конференция ООН по торговле и развитию опубликовала важный доклад по этому вопросу в феврале 2024 г. Например, закрытие Суэцкого канала из-за застрявшего там контейнеровоза Evergreen повлияло на мировую торговлю, объем которой по этому маршруту составляет около 10 млрд долл. в сутки. «Северное море» является потенциальным альтернативным судоходным маршрутом, особенно в летний навигационный сезон. Российская Федерация намерена обеспечить круглогодичную навигацию по СМП к 2025 году, и это станет важным шагом в реализации его потенциала.

Как развивается международное сотрудничество по Северному морскому пути после 2022 года? Какие страны сотрудничают с Россией в этом проекте, и какие интересы преследуют эти государства?

Очевидно, что СМП имеет критическое значение для России, поскольку она рассматривает его в качестве своего исторического национального транспортного маршрута. Кстати, Канада придерживается аналогичной позиции в отношении Северо-Западного морского пути. Геополитические события последних двух лет усилили его значение для России в связи с санкциями. Он служит одним из основных транспортных путей для развития торговли с Восточной Азией, особенно с Китаем. Товарооборот между Китаем и Россией достиг 240 млрд долл. и продолжает расти. СМП — один из маршрутов, способствующих развитию этой торговли. Например, в 2023 году по этому пути из России в Китай экспортировано 1,5 млн т нефтепродуктов. В ходе Петербургского международного экономического форума было подписано соглашение с китайской судоходной компанией Hainan Yangpu New Shipping об увеличении объемов контейнерных перевозок и строительстве контейнеровозов ледового класса. В ходе ПМЭФ «Росатом» также сообщил, что совместная с Китаем комиссия по развитию СМП должна быть создана к октябрю 2024 г. Напомним, что президент В. Путин предложил создать такую комиссию в марте 2023 г. во время визита председателя КНР Си Цзиньпина в Россию. Это явно свидетельствует об оживлении интереса Китая после того, как китайские судоходные компании воздержались от участия в проекте в 2022 г. В ноябре 2023 г. дочерняя компания «Росатома» подписала соглашение с компанией DP World из ОАЭ о развитии логистики по СМП. Таким образом, можно однозначно утверждать, что благодаря согласованным усилиям российского правительства и конкретно «Росатома» международный интерес со стороны дружественных России азиатских стран возродился после 2022 г. Грузооборот увеличился до 36,25 млн, а объем международных перевозок составил 2,1 млн т, что является значительным оживлением по сравнению с почти ничтожным уровнем грузооборота в 2022 г.

Другие страны, которые потенциально могли бы получить выгоду в силу сокращения транспортно-логистического плеча, такие как скандинавские страны, Германия, Нидерланды, Япония и Республика Корея, не хотят использовать СМП в ближайшей и среднесрочной перспективе из-за геополитических соображений.

Чем Северный морской путь интересен Индии?

Важно отметить, что преимущество в расстоянии для азиатских стран заканчивается Вьетнамом. Поэтому для таких стран, как Индия, этот фактор не является привлекательным. Однако для Индии важно изучение изменения климата, которое может иметь потенциально катастрофические последствия для населения, проживающего в пределах 50 км от береговой линии протяженностью более 5700 км. Другой фактор — энергетическая безопасность. Индия импортирует 87% нефти и более 45% газа. Она не только заинтересована в стабильных и экономичных поставках энергоносителей, но и стремится к диверсификации, чтобы избежать чрезмерной зависимости от одной страны и одного судоходного маршрута. Индийские нефтяные компании инвестировали значительные средства в развитие Сибири и Сахалина. Арктика также является перспективным вариантом. Однако, похоже, они тщательно взвешивают все имеющиеся варианты. Индийские компании также осознали важность долгосрочных контрактов и необходимость совместных переговоров для достижения энергетической безопасности Индии, в чем она кровно заинтересована.

Как развивается сотрудничество между Россией и Индией по проекту СМП? Какие конкретно ниши существуют для двустороннего сотрудничества?

В 2023 г. объем торговли между Индией и Россией значительно увеличился и составил около 65 млрд долл., что стало новым рекордом. Арктика и СМП, безусловно, также являются важными сферами нашего сотрудничества. Например, в сентябре 2023 г. было подписано соглашение об обучении индийских моряков судоходству в Арктике. Индия также проявила интерес к совместному строительству дизельных ледоколов. Также сообщалось об инвестициях индийской фармацевтической компании в Мурманске. Здесь я хотел бы подчеркнуть, что, в отличие от США и Европы, Россия — незнакомый рынок для индийских компаний. Он похож на черный ящик. Существуют нерешенные вопросы, такие как стабильный механизм платежей. Более тесное взаимодействие, безусловно, поможет преодолеть этот пробел. Я думаю, что существуют огромные возможности для традиционного индийского экспорта непосредственно в северные российские регионы. Россия также может привлечь индийскую рабочую силу в таких областях, как судостроение, гидрография, компьютерное программирование и медицина, где Российская Федерация испытывает острую нехватку квалифицированных специалистов. В целом, на мой взгляд, сотрудничество Индии с Россией в Арктике и СМП развивается медленно. Это можно объяснить в том числе и геополитическими причинами.

8 июля 2024 г. Нарендра Моди, переизбранный премьер-министр Индии, посетил Россию и провел встречу с президентом РФ Владимиром Путиным. Не могли бы вы прокомментировать этот визит и планы правительства Моди в отношении Арктики и российско-индийских отношений в Арктике?

Нынешнее правительство Индии сделало важный шаг, обнародовав в марте 2022 г. Арктическую политику страны. Однако это лишь первый шаг в данном направлении, поскольку пока нет публично обнародованного плана действий в этой области. Предполагается, что для контроля за выполнением плана будет создана межведомственная рабочая группа. Однако в СМИ нет никаких сообщений о ее заседаниях или инициативах. Кроме того, арктическая программа Индии получает меньше финансирования, чем программа исследований Антарктики. Политика будет эффективной только при наличии конкретного публично обнародованного плана, выполнение которого смогут отслеживать эксперты и СМИ. Например, Комитет кабинета министров Индии по безопасности одобрил строительство полярного исследовательского судна в 2014 г., но спустя 10 лет оно так и не было заказано. Таким образом, финансирование является серьезной проблемой. В целом Индия выделяет на исследования и разработки гораздо меньше средств, чем Китай, Япония и Республика Корея. Это положение должно измениться, если Индия хочет реализовать свой потенциал.

Совместное заявление, подписанное по итогам визита премьер-министра Моди, содержит упоминание о потенциале СМП и создании рабочей группы. Однако, судя по тексту, посвященному этой теме, больше внимания уделяется развитию международного транспортного коридора Север — Юг (МТК Север-Юг). Это очевидно, поскольку в качестве торгового маршрута между двумя странами МТК Север-Юг потенциально короче. Кроме того, он не ограничивается летним сезоном и другими инфраструктурными проблемами, с которыми в настоящее время сталкивается СМП. Несмотря на это, текст более конкретен, если сравнивать его с предыдущими совместными заявлениями. Приведу в качестве примера лишь часть текста: «В этом контексте Стороны выразили готовность вести активную работу по наращиванию логистических связей с акцентом на повышение пропускной способности инфраструктуры, в том числе для запуска морского коридора «Владивосток — Ченнаи» и международного транспортного коридора «Север — Юг» (МТК), а также задействования потенциала Северного морского пути (СМП). Стороны продолжат совместные усилия по активизации использования МТК в целях сокращения времени и стоимости грузоперевозок, а также для продвижения коммуникаций на евразийском пространстве. Сотрудничество в сфере транспорта и логистики будет базироваться на принципах прозрачности, широкого участия, учета местных приоритетов, финансовой устойчивости, а также уважения суверенитета и территориальной целостности всех государств. Стороны поощряют сотрудничество по развитию морских перевозок между Россией и Индией по СМП. В этих целях они выразили готовность создать совместный рабочий орган в рамках МПК для взаимодействия с использованием СМП».

Видите ли Вы возможности для взаимодействия в рамках БРИКС или между странами БРИКС по развитию СМП? Совпадают ли позиции и интересы стран-участниц в отношении необходимости развития этой транспортной артерии?

БРИКС официально расширился в 2024 году. Большинство стран, включая Индию, расположены далеко от Арктики. Только Китай и Индия являются странами-наблюдателями в Арктическом совете. Поэтому я не вижу консолидированного совместного интереса к Арктике или СМП. Хотя, как отмечалось ранее, компания из ОАЭ проявила коммерческий интерес. Однако Эмираты могут быть заинтересованы в конкретных научно-исследовательских работах, предложенных Россией для развития экспертных знаний. Тем не менее я не исключаю инвестиций Нового банка развития в арктические проекты российского Севера в будущем. На мой взгляд, наиболее перспективным проектом для инвестиций стран БРИКС, включая Индию, является Восточный транспортно-логистический узел во Владивостоке, завершение которого запланировано на 2027–2028 гг. Он будет включать в себя перегрузочный терминал для перевалки грузов с судов ледового класса на суда неледового класса. Компания DP World из ОАЭ уже подписала контракт на реализацию проекта с ДВМП (FESCO) и «Атомэнергопромом» (дочерняя компания «Росатома»). Увеличение пропускной способности порта Владивосток до 1,2 млн 20-футовых контейнеров и его назначение отправной точкой «Большого Северного морского пути», безусловно, станет драйвером развития региона и торговли со странами БРИКС. В частности, это придаст импульс предлагаемому судоходному маршруту Висакхапатнам — Ченнаи, что имеет большое значение для Индии. Этот импульс будет усиливаться расширением взаимодействия с индийскими судоходными компаниями, такими как Shipping Corporation of India. Россия также может рассмотреть возможность формирования международной группы экспертов для мониторинга и консультирования по глобальным аспектам дальнейшего развития СМП. Здесь я хотел бы упомянуть, что в Китае существует подобная организация, созданная на основе обратной связи со странами-участницами проекта «Один пояс, один путь». Эта группа могла бы также взаимодействовать с транспортной комиссией БРИКС, предложенной Россией. Еще одним важным направлением является профессиональная подготовка в области транспортной политики и различных аспектов транспорта и логистики. Университету БРИКС необходимо разработать специальные программы в этой области для бакалавров, магистров и докторов наук. Кроме того, необходимо создать краткие курсы для политиков (чиновников), чтобы они знали и понимали тенденции в этих сферах.

Как взаимодействие с Россией по СМП и вопросам освоения Арктики влияет на отношения Индии с Соединенными Штатами? Может ли позиция США и позиционирование России в качестве соперника США, в том числе в Арктике, препятствовать дальнейшему развитию сотрудничества между Россией и Индией с учетом важности сохранения сбалансированных отношений с США для Индии?

Нельзя полностью исключать фактор США, который безусловно влияет на заинтересованность Индии в Арктике и СМП. Индия пытается сбалансировать отношения с важными торговыми партнерами, такими как США, ЕС и Россия. США — единственная развитая страна, с которой у Индии положительное сальдо торгового баланса. США также стали крупным экспортером вооружений в Индию в силу ограниченных возможностей России импортировать индийские товары, поскольку для России в приоритете внутренние потребности, связанные с обеспечением государственной безопасности. Товарооборот Индии с Россией перекошен в пользу России, и нужно предпринять совместные усилия для выправления имеющегося дисбаланса. Например, когда США ужесточили санкции против России и ноябре 2023 г., это сразу сказалось на танкерах Совкомфлота. Некоторые из этих танкеров какое-то время простаивали у берегов Индии, а затем были перенаправлены в Китай. Индийский импорт, особенно нефть-сырец марки Urals, заметно сократился. Индия экспортирует переработанные нефтепродукты — прежде всего, в ЕС. К апрелю 2024 г. Соединенные Штаты, наверно, осознали, что индийский фактор в стабилизации цен на эту продукцию нельзя игнорировать. Поэтому торговые представители США во время визита в Индию сняли опасения индийцев по поводу импорта российской нефти. Вскоре импорт российской нефти достиг уровня, существовавшего до ноября 2023 г. Важно отметить, что в 2023 г. доля России в индийском импорте нефти составляла 35%. Кроме того, индийские государственные нефтяные компании вложили 5,46 млрд долл. в покупку долей в четырех различных российских активах. Среди них 49,9 % акций нефтегазового месторождения «Ванкорнефть» и 29,9% акций месторождения «Таас-Юрях Нефтегазодобыча». Они получают дивиденды от прибыли, получаемой консорциумом за счет продажи нефти и газа, добытых на месторождениях. Второй пример, который я хотел бы привести, — это отказ индийских нефтяных компаний инвестировать в арктические проекты, такие как «Арктик СПГ-2» и проект компании «Роснефть». С точки зрения долгосрочной энергетической безопасности это решение представляется логичным и рациональным. Однако существует и геополитический риск, связанный с санкциями США в отношении проекта «Арктик СПГ-2» и другими санкциями, наложенными на добычу и транспортировку полезных ископаемых. Кроме того, у Индии могут иметься другие законные опасения и нерешенные проблемы — например, проблемы с немецкой дочерней компанией «Газпрома», которая отказалась выполнять условия контракта, а также неспособность репатриировать доходы в виде дивидендов от инвестиций в России. По сообщениям СМИ, речь идет о 600 млн долл. Последний вопрос очень важен, поскольку для его решения можно было бы оперативно экспортировать нефть. По моему мнению, для своевременного решения подобных вопросов необходима отдельная рабочая группа по энергетике при ИРМК. В подтверждение своего анализа хотел бы привести слова представителя Госдепартамента Мэтью Миллера, который заявил журналистам: «Мы достаточно ясно выразили Индии нашу озабоченность по поводу ее отношений с Россией». Кроме того, посол США Эрик Гарсетти заявил: «Я знаю, что Индии нравится ее стратегическая автономия, но во время конфликта не может быть никакой стратегической автономии». Таким образом, США заинтересованы в том, чтобы подорвать особые стратегические отношения Индии с Россией, а также использовать ее в качестве орудия в своих руках против Китая. Недовольство по поводу нашего сотрудничества в Арктике и СМП выражает этот общий тренд во внешней политике США по отношению к Индии. В целом, хотя Индия, безусловно, ценит свое проверенное временем стратегическое партнерство с Россией, она будет продолжать придерживаться многовекторной дипломатии в своих национальных интересах.


(Голосов: 19, Рейтинг: 4.95)
 (19 голосов)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся