1 октября 2024 г. произошла смена генерального секретаря НАТО — Йенса Столтенберга на этом посту сметил Марк Рютте. Йенс Столтенберг проявлял определенный интерес к Арктическому региону и призывал усилить присутствие НАТО в Арктике. Понятно, что он — официальное лицо и это не только его личное мнение, а позиция Альянса и главного члена Альянса — США. Тем не менее что известно о персоналии нового генерального секретаря и его взглядах на роль НАТО в Арктике? Об этом мы поговорили с заведующим отделом европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрием Даниловым. Беседовала программный менеджер РСМД Наталья Вяхирева.
1 октября 2024 г. произошла смена генерального секретаря НАТО — Йенса Столтенберга на этом посту сметил Марк Рютте. Йенс Столтенберг проявлял определенный интерес к Арктическому региону и призывал усилить присутствие НАТО в Арктике. Понятно, что он — официальное лицо и это не только его личное мнение, а позиция Альянса и главного члена Альянса — США. Тем не менее что известно о персоналии нового генерального секретаря и его взглядах на роль НАТО в Арктике? Об этом мы поговорили с заведующим отделом европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрием Даниловым. Беседовала программный менеджер РСМД Наталья Вяхирева.
Окажет ли смена руководства Альянса какое-либо влияние на развитие арктического направления политики НАТО?
Здесь мы входим в область политической психологии. Конечно, генеральные секретари НАТО — фигуры международной политики, международные чиновники. Но разве кого-то может удивить, что генеральный секретарь НАТО норвежского происхождения демонстрирует свою приверженность линии на продвижение Альянса на север? Конечно же, нет. Марк Рютте, на мой взгляд, в современных условиях — безальтернативная фигура в качестве генерального секретаря для НАТО. Уж очень много здесь срослось мотиваций. В данном случае, Рютте — мастер договариваться. В этом его очень заметное преимущество перед Столтенбергом, который был, так скажем, технократом, не выходившим за рамки четко определенных политических установок, в том числе конкретных моментов подготовки и проведения саммитов.
Марк Рютте был премьер-министром Нидерландов на протяжении 10 лет, при этом его рейтинг в политике был не очень высоким. Правительства уходили в отставку, партия Рютте проигрывала, складывались новые коалиции, но Рютте всех устраивал и вновь занимал пост премьер-министра. Значит, он устраивает политические элиты, и это его несомненное достоинство для политического истеблишмента в НАТО. Он будет договариваться. Давайте с этих позиций сначала посмотрим на то, как и о чем он будет договариваться.
Прежде всего, он будет договариваться по поводу извечного вопроса, особенно на фоне американских выборов, о том, зачем Европа нужна Америке. Этот вопрос звучал и ранее, иногда очень прямо, в такой формулировке: «Зачем Европа нужна Америке? Зачем Америка нужна Европе?». Но теперь вопроса «Зачем Америка нужна Европе?» уже нет в повестке, а вот вопрос «Зачем Европа нужна Америке?» остался. И звучит достаточно серьезно с учетом нынешней кризисной ситуации не только на Украине, но и, шире, перманентного кризиса на европейской территории, в европейских государствах. Это многопрофильный кризис: социально-политические, экономические проблемы и т.д. Рютте предстоит решить эту задачу — продемонстрировать зачем Европа нужна Америке. В этом смысле, он, конечно, будет искать новые аргументы для того, чтобы убедить европейских союзников увеличивать свой вклад в НАТО, что соответствует стратегическим установкам Соединенных Штатов. Причем убедить таким образом, чтобы это было интересно Северной Америке, США.
Арктика может войти в список интересов США и НАТО при Рютте?
Войдет ли арктическая повестка в матрицу этих интересов, пока не ясно. Однако понятно, что войдет Север Европы: Балтийский регион, Север с учетом вхождения Финляндии и Швеции в НАТО и укрепления там возможностей Альянса. Нельзя исключать, что и европейцы, и американцы будут, прежде всего, заинтересованы в том, чтобы именно в этих регионах обеспечить сдерживание, включающее потенциальные системы ограничения возможностей российских средств противовоздушной и противоракетной обороны. Вероятно и парирование дефицитов, связанных с обеспечением НАТО информационного, разведывательного, радиоэлектронного и т.д. покрытия северо-арктического пространства. Здесь есть о чем поговорить для военных. Продвижение НАТО в этом направлении вполне возможно, но зависит от того, насколько США будут заинтересованы в этих ресурсах, или они по-прежнему будут использовать традиционные каналы и рассуждать следующим образом: давайте обойдемся без НАТО и без генерального секретаря, мы сами разберемся с нашими партнерами в Северной Европе и обо всем договоримся. Поэтому, с точки зрения Рютте, ему важно просчитать, насколько эти амбиции вообще продуктивны для него как генерального секретаря. Если будет интерес, то да, он может действовать в этом направлении достаточно активно. Если нет, то как успешный менеджер, как я уже говорил, он может отложить в сторону эту повестку.
Дмитрий Александрович, Вы отметили, что М. Рютте устраивает политические элиты. Чем именно он удобен в современных условиях?
Рютте — представитель Нидерландов. А Нидерланды — это возможность связки, упрощенно: Нидерланды — Великобритания, Нидерланды — Германия, Нидерланды — Бельгия и Люксембург (не стоит говорить, что Люксембург —маленькое государство, это очень важное государство в рамках НАТО). «Северный профиль» Рютте достаточно заметен. А с учетом того, что Рютте всегда играл очень важную роль с точки зрения обеспечения баланса внутри Европейского союза, ясно, насколько важны теперь его взаимоотношения или взаимоотношения Нидерландов с Великобританией, которая не входит в Европейский союз. Дальше мы заходим на отдельную тему взаимоотношений ЕС и НАТО, выходящей за пределы этого интервью, но крайне важной с точки зрения анализа. Рютте, в данном случае, очень подходящая фигура для того, чтобы выступить программным руководителем реализации оперативных планов НАТО по укреплению северного фланга. Очень удобная политическая фигура. В том числе и для того, чтобы немного снизить сопротивляемость некоторых членов Альянса, которые видят в этом направлении определенные, если не вызовы, то конкурирующие интересы со стороны партнеров по НАТО. Речь прежде всего идет о южных средиземноморских государствах. Речь идет и о Турции. Рютте в этом плане может снизить уровень конфликтности на пути продвижения НАТО в деле оперативного укрепления северного фланга.
Интервью подготовлено в рамках записи подкаста с Дмитрием Даниловым по вопросам безопасности в Арктике.