12 марта 2021 г. в ООН был принят доклад Рабочей группы открытого состава (РГОС) по достижениям в сфере информации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности. Мы попросили основателя и президента аналитического центра ICT4Peace Дэниела Штауффахера рассказать, какая работа по вопросам информационной безопасности сейчас ведётся в стенах ООН, какую роль в работе РГОС играет ICT4Peace и как улучшить переговорный процесс по данной тематике в рамках ООН.
12 марта 2021 г. в ООН был принят доклад Рабочей группы открытого состава (РГОС) по достижениям в сфере информации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности. Мы попросили основателя и президента аналитического центра ICT4Peace Дэниела Штауффахера рассказать, какая работа по вопросам информационной безопасности сейчас ведётся в стенах ООН, какую роль в работе РГОС играет ICT4Peace и как улучшить переговорный процесс по данной тематике в рамках ООН.
Не могли бы вы вкратце рассказать о ICT4Peace?
Фонд ICT4Peace — это независимый аналитический центр, расположенный в Женеве (Швейцария). Я основал фонд в 2003 г. при поддержке швейцарского правительства после того, как завершилась первая фаза Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества. Своей главной целью мы видим обеспечение мира и безопасности в киберпространстве и использование ИКТ для решения задач миростроительства, продвижения повестки прав человека при проведении гуманитарных операций. Мы тесно сотрудничаем с ООН, национальными правительствами, деловыми кругами и гражданским обществом посредством исследования политических практик, наращивания потенциала общественной поддержки.
Как вы оцениваете текущую работу ООН по вопросам обеспечения безопасности в ИКТ-среде?
В рамках ООН вопросы содействия миру и безопасности в киберпространстве решаются крайне медленно. Особенно удручает тот факт, что не было сформировано какого-либо механизма, благодаря которому привлекались бы к ответственности государства, нарушающие международное право и общепринятые нормы, а также то, что стороны не готовы согласиться с тем, что нормы международного гуманитарного права распространяются в том числе и на киберпространство. И всё же стоит признать, что недавнее соглашение в рамках переговоров РГОС в ООН стало позитивным шагом, несмотря на то что во всём мире накаляются противоречия, особенно между Россией, Китаем и США.
На данный момент в рамках ООН параллельно действуют две переговорные площадки по вопросам информационной безопасности — Группа правительственных экспертов (ГПЭ) и РГОС. Как вы оцениваете их сосуществование?
Мы положительно относимся к истории и истокам этих двух параллельно развивающихся процессов, однако стоит признать, что пора совместить эти два формата и таким образом создать единую переговорную площадку под эгидой Первого комитета Генеральной Ассамблеи ООН. Подобная межправительственная площадка могла бы вовлечь все государства, при этом оставаясь открытой к предложениям деловых кругов и гражданского общества. Нам нужно перестать мириться с упущениями и несправедливостями двухуровневой переговорной системы, в рамках которой страны-участницы наделены разными правами, что, по сути, создаёт риск того, что каждая переговорная площадка придёт к своим собственным выводам.
Что вы можете сказать о роли ICT4Peace в работе РГОС?
ICT4Peace — это неправительственная организация, имеющая статус при ЭКОСОС и полностью аккредитованная при ООН. Благодаря этому у нас была возможность участвовать в работе РГОС с первого же дня, в том числе и в рамках неформальных и многосторонних встреч. Наши предложения и комментарии, сделанные во время пленарных заседаний, а также предложения по различным черновым докладам, находящимся на стадии переговоров, можно найти на официальном сайте Управления по вопросам разоружения ООН. Кроме того, ICT4Peace в партнёрстве с ОАГ, УВР ООН и Кенией организовала для дипломатов из стран Латинской Америки и Африки ряд семинаров по вопросам политической и дипломатической практики в киберпространстве.
В пятницу, 12 марта 2021 г., РГОС удалось принять доклад по достижениям в сфере информации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности. Как Вы оцениваете этот документ?
Мы рады, что консенсусный доклад был принят, хотя нужно отметить, что согласия удалось достичь лишь за счёт разделения доклада на две части: 1. окончательный доклад о проделанной работе, по которому был достигнут консенсус; 2. резюме председателя группы. К сожалению, в докладе не признаётся и не осуждается нарастающая милитаризация киберпространства, не предлагаются новые ограничительные меры, касающиеся киберопераций, которые государства проводят за пределами своих границ. Не было достигнуто никакого прогресса в отношении принятия и имплементации Правил, норм и принципов ответственного поведения государств, равно как и по такому спорному вопросу применимости международного права к ИКТ-среде. Стороны, к сожалению, не смогли достичь согласия относительно того, что международное гуманитарное право должно применяться и в киберпространстве. Наконец не было предложено и выработано никаких новых мер, хотя стороны позитивно оценили роль, которую могли бы сыграть меры по укреплению доверия.
Приветствуете ли Вы запуск работы новой РГОС, запланированный на 2021–2025 гг.?
Хотя мы рады, что все государства — члены ООН вновь могут участвовать в переговорах по обеспечению мира и безопасности в киберпространстве, мы бы предпочли, чтобы была принята Программа действий по продвижению ответственного поведения государств в киберпространстве, которую поддерживают около 50 государств. Такая программа позволила бы консолидировать всю будущую работу под эгидой ООН в рамках единого, постоянного органа.
Каковы Ваши ожидания от доклада ГПЭ, выход которого запланирован на конец мая этого года?
Мы надеемся, что благодаря ведущимся в рамках ГПЭ ООН переговорам могут быть достигнуты успехи в решении сложного вопроса применимости международного права в киберпространстве, а также появится практическое руководство, позволяющее понять, как применять и соблюдать достигнутые договорённости. Мы также надеемся, что ГПЭ призовёт государства взять на себя обязательство имплементировать некоторые из этих норм, в особенности в части, касающейся запрета атаковать любого рода критическую инфраструктуру. Подобное ограничение должно соблюдаться при любых обстоятельствах. Для того, чтобы стимулировать соблюдение большей ответственности государств в киберпространстве, ICT4Peace продолжит продвигать своё предложение по созданию специального механизма — Экспертного анализа киберугроз, что позволит государствам обсуждать опасные инциденты, а также масштаб наступательных киберопераций.
Как можно было бы улучшить переговорный процесс по вопросам международной информационной безопасности в рамках ООН?
Позвольте вновь обратить Ваше внимание на Программу действий, которая по структуре своей несколько напоминает Программу действий по предотвращению и искоренению незаконной торговли стрелковым оружием и лёгкими вооружениями, принятую в ООН в 2001 г. В такой Программе очень удачно может быть объединена вся работа по вопросам безопасности в киберпространстве в рамках единой, постоянной площадки, где можно будет проводить регулярные встречи, обзорные заседания, встречи по конкретной проблематике. При этом такая площадка должна пользоваться поддержкой Секретариата. Это предложение стало самым реалистичным и ориентированным на достижение конкретных результатов из всех, что ранее рассматривались в рамках РГОС. Оно полностью созвучно призыву ICT4Peace — институционализировать работу по вопросам безопасности киберпространства, ведущуюся в рамках ООН, и создать под эгидой Генеральной Ассамблеи Комитет по кибербезопасности, наделив его полной поддержкой Секретариата посредством создания Управления ООН по кибервопросам.
Беседовала Анастасия Толстухина.