Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Кирилл Сиренко

Основатель и руководитель Go Latam!

Александра Терзи

Программный координатор, редактор сайта РСМД

В рамках исследования «Цифровизация в Латинской Америке: перспективы сотрудничества с Россией» Российским советом по международным делам было подготовлено интервью с основателем и руководителем компании Go Latam! Кириллом Сиренко. Беседовала программный координатор Александра Терзи.

В рамках исследования «Цифровизация в Латинской Америке: перспективы сотрудничества с Россией» Российским советом по международным делам было подготовлено интервью с основателем и руководителем компании Go Latam! Кириллом Сиренко. Беседовала программный координатор Александра Терзи.

Как бы вы могли охарактеризовать деятельность вашей компании в Латинской Америке? Вы давно работаете на этом рынке?

Компания Go Latam! занимается бизнес–девелопментом или масштабированием бизнеса, бизнес-сопровождением компаний на латиноамериканский рынок. Фирмы, с которыми ведется сотрудничество, успешно работают в России и других странах, в частности, постсоветского пространства, и планируют масштабировать свою деятельность в странах Латинской Америки. Go Latam! оказывает помощь на начальном этапе выхода компании на рынок в проведении исследований, глубинных или проблемных интервью, customer development (методология создания продуктов или стартапов через проверку идеи или прототипа будущего продукта на востребованность с помощью потенциальных потребителей), подборе партнеров, начале продаж и составлении маркетинговых стратегий, а также в решении вопросов юридического характера — регистрации компании и открытии банковских счетов. Многие экспортеры фокусируются именно на открытии юридического лица, но для Go Latam! это, наоборот, скорее технический вопрос, основные области специализации — запуск продаж и маркетинга на новом рынке.

Второй владелец компании бразильского происхождения, Фелипе Буэно, проживает в Бразилии, что позволяет эффективно масштабировать бизнес в этой стране. Также выстраивается эпизодическое сотрудничество вокруг определенных проектов, то есть с теми партнерами, которые не вовлечены в структуру компании, а владеют собственными агентствами, например, в Колумбии и Доминиканской Республике. Таким образом удается покрывать основные и крупнейшие страны Латинской Америки.

Основание бизнеса стало результатом накопившегося опыта и фактически носило органический характер. После проживания в регионе на протяжении четырех лет и деятельности в формате фриланс, нацеленной на вывод на латиноамериканский рынок определенных продуктов, появился бизнес со штатом сотрудников. Первый проект был связан с внедрением российского приложения для выдачи микрозаймов в Колумбии и Доминиканской Республике. После его завершения не было желания уезжать из Латинской Америки, поэтому после погружения в местную культуру и испанский язык и кооперации с другими компаниями, заинтересованными в масштабировании в регионе, было принято решение о создании собственного бизнеса.

С каким запросом к вам обращаются компании чаще всего? Как вы отвечаете на него?

Главный вопрос со стороны клиентов всегда заключается в следующем: «Как наладить продажи?». Как правило, те предприниматели, кто пытался идти в регион своими силами, делали это на английском языке, не понимая латиноамериканской специфики. Использование английского языка в Латинской Америке неизбежно понижает конверсию продаж. Поэтому необходимо познакомить их с региональными особенностями и помочь в составлении стратегии.

Другой вопрос связан с выбором подходящей юридической структуры для компании. Множество запросов направлено на открытие собственных фирм, при этом зачастую представители компаний, с которыми проводятся консультации, не обладают пониманием, какие шаги должны быть сделаны после открытия юридического лица, каким образом добиться успеха на местном рынке. Это вновь подтверждает тезис о том, что вопрос о запуске продаж и их поддержании значительно важнее, чем юридические тонкости.

При этом соотношение запросов с целью масштабирования бизнеса через открытие представительства и заказной разработки программных продуктов приблизительно равное. Этот процесс практически идентичен в обоих случаях, так как ключевыми задачи ставятся достижение понимания, какие программное обеспечение и услуги будут востребованными на местном рынке и каким образом их наиболее эффективно продвигать на рынке, и последующая качественная локализация продуктов. Для этого, помимо языковых особенностей, в Бразилии, например, необходимо добавлять возможность оплаты через популярную платежную систему Pix, аналог российской системы быстрых платежей.

Компании, которые уже работают на латиноамериканском рынке какое-то время, обращаются с целью продвижения. В этих целях предоставляется услуга инфлюенс-маркетинга: сотрудник подбирает блогеров с целевой аудиторией под конкретный запрос, эта подборка передается клиенту, формируется бюджет и запускается рекламная кампания. Этот метод эффективен в тех случаях, когда фирма стремится немного увеличить охват присутствия на рынке, но не тогда, когда ставится цель точечного привлечения клиентов. Для ее достижения, помимо инфлюенс-маркетинга, необходимо заказывать рекламу в Google или социальных сетях, тогда человек, который уже увидел рекламу у блогера, при повторном просмотре в других источниках более вероятно согласится кликнуть на точечную рекламу и купить этот продукт.

С какими сложностями вы столкнулись на первых этапах выстраивания бизнес-процессов? Как вы думаете, с чем это связано?

Можно предположить, что все предприниматели, которые строят бизнес в Латинской Америке, в начале пути сталкиваются с непониманием принципов и механизмов работы в регионе, специфика, культура и ментальность которого значительно отличаются от привычной российской действительности. Например, в России сейчас все пользуются сервисами, предназначенными для покупки товаров посредством нажатия на одну кнопку, не выходя из дома, что было бы неактуально в латиноамериканском регионе в связи с культурными особенностями. Вначале всегда неочевидно, что именно живые встречи — это наиболее «продающая» техника в Латинской Америке. Поэтому первые шаги на рынке воспринимаются как стадии принятия — развитие через «торг» и «депрессию».

Также можно выделить сложность в реализации продаж в ИТ–сфере, которая заключается в неготовности компаний выходить на латиноамериканский рынок. Зачастую их представители, заинтересованные в масштабировании в Латинской Америке, обращаются за консультацией, но им необходимо много времени на принятие решения о том, в каком регионе будет выгоднее начать работу. Соответственно, они не могут приобрести услуги Go Latam!, а компания не может повлиять на продажи в формате «здесь и сейчас». Например, в 2024 г. некоторые фирмы, получавшие коммерческое предложение в 2023 г., возвращаются с готовностью выходить на рынок, фактически спустя год. Другой кейс, когда компания, обладающая достаточными ресурсами и спросом на их предложение в регионе, потратила большие финансовые средства на исследования и составление стратегий продвижения, и в итоге передумала заходить в Латинскую Америку, решив сосредоточиться на рынке СНГ. Действительно сложно убедить некоторых предпринимателей в успехе на латиноамериканском рынке, который многим представляется далеким и пугающим.

Сложно ли вести бизнес в Латинской Америке в условиях санкционного давления на Россию? Какие ключевые трудности вы бы отметили?

Скорее нет, так как латиноамериканский регион — дружественный для России. События 2022 г., наоборот, поспособствовали развитию бизнеса, так как в этот период предприниматели начали переориентацию из европейских стран и США в Латинскую Америку и Юго-Восточную Азию, а те компании, которые только планировали выйти на международный уровень, приняли решение сосредоточиться на дружественных странах. Поэтому 2022 г. для Go Latam! стал временем бума по количеству заказчиков и потенциальных клиентов.

В этой связи важно понимать, что ментальность латиноамериканских партнеров такова, что они очень далеки от российско-украинского кризиса, так как сосредоточены на решении своих внутренних проблем. Поэтому они готовы совместно работать с представителями российского бизнеса, так как это взаимовыгодное сотрудничество. Например, недавно стало известно о запросе местных банков на открытие российских корреспондентских счетов в Бразилии, одной из наиболее дружественных и состоящей в БРИКС стран, потому что возрастает количество двусторонних импортно-экспортных операций, что обуславливает необходимость проведения расчетов в реалах или рублях. Впоследствии бразильский банк собирает всю необходимую информацию о комплаенсе российского банка, зная, что он находится под санкциями западных стран. Главное условие заключается в том, чтобы этот бразильский банк не имел инвесторов из США, иными словами, был локальным. В противном случае он не рискнет инициировать подобную операцию, но локальный бизнес, наоборот, оценивает сотрудничество с российскими компаниями положительно, потому что это взаимодействие будет прибыльным для него.

Как вы считаете, стоит ли привлекать в разработку стратегии по введению бизнеса экспертов-регионоведов, в сферу интересов которых входят правовые, культурные, социальные, этноконфессиональные и другие вопросы? Есть ли у вас в команде кантри-менеджеры?

Да, аккаунт-менеджер Go Latam! выполняет функцию принятия запросов от заказчика, их обработки, добавления во внутреннюю систему CRM (Customer Relationship Management) и перевод на испанский и португальский языки для конечных исполнителей. Также в каждой стране и на каждом проекте присутствует country manager, или, другими словами, BDM (Business development manager), занятый поиском информации, ведением переговоров и организацией интервью. Этот сотрудник принимает информацию от аккаунт-менеджера, обрабатывает ее на своей стороне, возвращает назад, аккаунт-менеджер ее тоже обрабатывает и отдает клиенту. Цепочка действий может варьироваться, но в среднем выглядит именно таким образом. В случае возникновения более сложных узкопрофильных задач к процессу подключаются партнеры, обладающие в своем арсенале необходимыми инструментами.

Работают ли представители вашей компании с органами местной власти? Если да, то насколько эффективно такое взаимодействие? Помогают ли вам в ведении бизнеса представители местного комьюнити или ассоциаций?

В Бразилии выстроено сотрудничество с ассоциацией Sebrae (Serviço Brasileiro de Apoio às Micro e Pequenas Empresas) — крупнейшей государственной ассоциацией в стране, оказывающей помощь предпринимателям в открытии собственного дела и уже функционирующему малому бизнесу, и в организации вебинаров на тему уплаты налогов, например.

В Колумбии осуществляется работа с ассоциацией финтеха (Asociación de empresas Fintech de Colombia), носящей наполовину государственный, наполовину коммерческий характер. Главной задачей организации служит регулирование рынка финансовых услуг в Колумбии, но при этом ее представители также помогают новым компаниям и проводят интересные вебинары.

В Доминиканской республике налажены отношения с Министерством экономики, поскольку страна небольшая, поэтому даже на уровне замминистра возможно легко организовать встречу. Эти контакты способствуют поддержанию коммуникации с местными компаниями, занятыми в сфере финтеха.

Какими инструментами пользуется компания для продвижения своих продуктов в регионе? В чем особенность вашей бизнес-стратегии в данной области?

Наиболее эффективным способом продвижения услуг считается проведение вебинаров. Они могут быть организованы самой компанией, при содействии Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), в котором руководитель Go Latam! выступает экспертом по Латинской Америке и проводит консультации для команд из российского и глобального акселераторов, в Высшей школе экономики и на других площадках. В 2022–2023 гг. состоялась серия вебинаров, где эксперт рассказывал об особенностях запуска бизнеса в регионе, после чего слушатели записывались на консультации и приобретали услуги.

К этому пункту также можно добавить деятельность в рамках бизнеса-клуба, международного сообщества по нетворкингу Heg.ai, где состоят предприниматели из разных сфер, включая руководителя Go Latam!. Взаимодействие между членами клуба в некоторых случаях перерастает в продажу, так что этот инструмент также имеет особое значение для бизнес-стратегии.

Второй инструмент — развитие сайта компании, однако, как правило, запросы на него приходят на открытие юридического лица. Это не та услуга, которой хотелось бы заниматься, поэтому такие запросы чаще всего передаются партнерам, специализирующимся на вопросах юридического характера.

В качестве третьего канала продвижения на латиноамериканском рынке можно назвать взаимодействие с партнерами и BDM, также работающими в регионе. Коллеги, обладающие различной экспертизой, делятся своим опытом, что способствует усилению позиций российских компаний, несмотря на конкуренцию между ними. Однажды даже была озвучена идея создать ассоциацию бизнес-девелоперов в Бразилии или в Латинской Америке в целом, но пока что компании к реализации не приступили.

В последнее время возникло два новых канала продвижения. Первый — портал «Мой экспорт» Торгово-промышленной палаты России, который можно охарактеризовать как интересный и перспективный канал, но на текущий момент им пользуется небольшое количество поставщиков. Руководитель Go Latam! — один из трех экспертов по Бразилии в рамках портала. Компании удалось завершить один успешный заказ, исследование для компании из Орловской области, разрабатывающей системы электронной очереди. Как выяснилось, этот продукт востребован в Бразилии, Чили и Перу.

Второй канал подразумевает общение с компаниями в Бразилии, которые намерены экспортировать свои товары в Россию. Таким образом, уже был запущен обратный процесс, который хоть и нельзя назвать эффективным с точки зрения продвижения российских технологий, но его важность для поддержания коммуникации и надежных взаимовыгодных отношений невозможно переоценить.

Как вы думаете, в чем заключается общая специфика латиноамериканского IT-рынка?

Можно выделить целый ряд особенностей латиноамериканского IT-рынка. Во-первых, речь идет о высоком спросе на новые технологии, на что указывает ежегодный рост объема инвестиций в ИТ–сферу. При этом по уровню развития технологий регион все же еще далек российских показателей. Именно поэтому российские предприниматели имеют высокие шансы на внедрение своих цифровых решений в Латинской Америке. Многие страны, например, Бразилия и Колумбия, охотно перенимают отечественные технологии.

Во-вторых, стоит подчеркнуть объемы латиноамериканского рынка: он довольно крупный, в регионе проживает почти миллиард человек. Также его можно охарактеризовать как открытый для всех конкурентоспособных игроков. Из этого можно заключить, что даже в условиях конкуренции с мировыми гигантами места под солнцем хватит всем.

В-третьих, латиноамериканские бизнесмены условно делятся на два типа: так называемые «семья» и «инноваторы». «Инноваторы» всегда готовы перенимать зарубежные технологические решения, но они не имеют средств для их оплаты, так как уже приобрели какую-то инновацию и тестируют ее. Чаще всего к этой группе принадлежат представители либо молодежи, либо более взрослого поколения, вдохновленные трендами в результате поездок на конференции или с целью обучения в США или Европе и, соответственно, обладающие пониманием того, какие инновации можно привнести на родину. К категории «семьи» относятся владельцы семейного бизнеса старого образца; им сложно продать любую технологическую новинку, потому что они до сих пор пользуются бухгалтерскими книгами.

В-четвертых, продолжая повествование о семейном факторе, следует отметить, что латиноамериканское общество очень традиционное, семейные ценности и связи достаточно сильны, и местные жители сохраняют традиции ходить в церковь по воскресеньям и проводить воскресный семейный ужин. Поэтому на любых переговорах важен small talk, где собеседники обмениваются новостями семьи, личными историями и только потом переходят к деловому общению.

Например, Go Latam! работает с родственниками и знакомыми бразильского партнера Филипе Буэно. Эта ситуация показательна для тезиса о том, что бизнес в Латинской Америке строится таким образом, что центральное место в этом процессе занимают родственные связи и знакомства.

В-пятых, для достижения успеха в переговорах и заключении сделок необходимо иметь в штате сотрудника, владеющего испанским и португальским языками на высоком уровне, способного быстро переводить речь как латиноамериканских, так и русскоговорящих коллег.

Наконец, нельзя забывать о том, что у каждой страны есть определенные микроособенности, они не одинаковы. Успех, которого удалось добиться в Чили, вряд ли повторится в Уругвае при применении идентичного подхода. Важно изучать детали, связанные с маркетингом и каналами продвижения, оценивать деятельность локальных конкурентов. Например, если у компании нет онлайн-консультанта на сайте, но присутствует кнопка для перехода в WhatsApp, то с большой вероятностью это не недоработка, а традиция, потому что все бизнес-процессы выстраиваются вокруг этого мессенджера — в нем используют даже чат-ботов по аналогии с Telegram в России. Из этого можно сделать вывод о том, что элементы, которые могут показаться технологической отсталостью локальных конкурентов, на самом деле зачастую служат их особенностью, имеющей существенное значение для бизнеса.

Какие страны региона, по вашему мнению, являются перспективными для ведения бизнеса в сфере высоких технологий?

Большинство предпринимателей стремится в Мексику, так как это страна с крупной экономикой, где наблюдается активный спрос на финансовые технологии, поэтому выходцы из российского финтеха считают этот сектор перспективным и работают в этом направлении. То же самое можно сказать про сферу medtech и привести в пример популярную в Мексике телемедицину, и также про сервисы доставки и такси.

Следующая страна в условном рейтинге — Колумбия, достаточно развитая страна с устойчивой экономикой и стабильным курсом реала, несмотря на стереотипы о повсеместных употреблении наркотиков и преступности. Примечательно, что родина Пабло Эскобара, город Медельин, на сегодняшний день представляет собой один из крупнейших ИТ–хабов в Латинской Америке. В департаменте (единица административно-территориального деления в Колумбии) Антиокия действуют пониженные налоговые ставки для IT–компаний, а у ранее упомянутой ассоциации финтеха именно там расположена штаб-квартира. В настоящее время принимается широкий ряд мер, направленных на развитие технологий и привлечение инвестиционных потоков в ИТ–сферу.

Далее можно упомянуть Бразилию, где активно идет дискуссия о digital–номадстве, или цифровых кочевниках, создаются различные условия и инфраструктура для повышения уровня развития технологий. Интерес многих компаний к этой стране полностью оправдан.

Чили и Уругвай — небольшие страны и, соответственно, не крупные рынки, но это не значит, что туда не стоит выходить. Чили следует рекомендовать тем, кому удастся найти соответствующий запрос для масштабирования бизнеса в этой стране. Интересно, что это, наверное, самая продвинутая страна региона по уровню владения английским языком. Также Сантьяго тоже относится к ведущим центрам ИТ-мира Латинской Америки, будучи крупным городом с хабом для некоторых региональных компаний. В Уругвае, в свою очередь, наиболее высокий ВВП на душу населения среди латиноамериканских государств. Эта страна первой в регионе запустила номадскую программу и ввела пониженные налоги для цифровых кочевников, а также там действуют свободные экономические зоны (СЭЗ) с практически нулевой налоговой ставкой. При этом СЭЗ присутствуют не только в Уругвае, но и в других странах, однако, если судить по имеющемуся опыту, эта схема выхода на рынок достаточно сложная и, возможно, непрозрачная и коррупциогенная в некоторых случаях.

Среди тех стран, куда не стоит пытаться заходить на настоящий момент, можно отметить Аргентину, Кубу, Венесуэлу и Гаити. В Аргентине сложная нестабильная экономическая ситуация, о чем свидетельствуют два отдельных курса доллара, затрудняющих расчеты с внешними поставщиками. Куба — закрытая страна с непроработанной законодательной базой, которая вообще не была открыта для внешних инвестиций. В работе с Венесуэлой и Гаити также может возникнуть большое количество барьеров, которые сложно будет преодолеть в текущих условиях.

На ваш взгляд, насколько конкурентоспособны российские компании в Латинской Америке? Чего им не хватает?

В регионе можно наблюдать нарастающий спрос на высокие технологии, которые в достаточном количестве присутствуют на российском рынке. Например, был случай, когда бразильская аудитория была поражена платформой онлайн-записи на маникюр, подобной YCLIENTS, что для россиян давно стало обыденностью. На страны Латинской Америки надо смотреть как на государства, которые в технологическом плане примерно на 8–10 лет отстают от России, и с этой мыслью исследовать рынок и продвигать свои продукты.

Недостаток некоторых российских компаний, негативно отражающийся на их конкурентоспособности в регионе, заключается в отсутствии локализации предлагаемых технологических решений. Практически никогда не удается развивать продукт в Бразилии или Колумбии в том же самом виде, как он работает в России, потому что запросы клиентов значительно отличаются на этих рынках. Поэтому настоятельно рекомендуется проводить исследования и начинать работу либо с продуктом на уровне MVP (минимально жизнеспособный продукт), либо с его отдельной функцией, которая будет полезна для потенциальных пользователей. Однако этот совет актуален для работы именно в формате B2B.

Другая проблема — недостаточные объемы бюджета, заложенного для выхода на региональный рынок. Некоторые российские предприниматели убеждены, что Латинская Америка представляет собой отсталый третий мир, в который можно инвестировать сто долларов и приобрести миллион. Это мнение абсолютно ошибочно. Одна из целей деятельности Go Latam! — развеять этот миф, так как в большинстве случаев вложить менее, чем 100 тыс. долл. за первый год экспансии в регион, практически невозможно.

Также нередко компании совершают ошибку, пытаясь зайти на латиноамериканский рынок своими силами, не привлекая экспертов, кантри-менеджеров, местных специалистов и не обращаясь к тем, кто занимается бизнес-сопровождением, вследствие чего не достигают успеха. Например, одна компания обратилась после полугода неудачной экспансии, израсходовав более 70% заложенных инвестиций. Отсутствие стратегии и понимания того, как эффективно выходить на локальный рынок, может погубить одну компанию, которая имеет тот же бюджет, что и другая, но другая обладает необходимыми знаниями и связями.

Видите ли вы перспективы расширения сотрудничества между Россией и странами региона? Если да, то в каких IT–сегментах?

Хочется верить, что в ближайшие годы большее число отечественных компаний сможет выйти на латиноамериканский рынок, но на текущий момент сложно это с уверенностью утверждать. В сравнении с всплеском активности бизнеса в 2022 г., в 2024 г. число желающих значительно сократилось, например, некоторые фирмы переориентировались на Юго-Восточную Азию, в связи с тем, что в короткие сроки в Латинской Америке обосноваться не удалось.

Что касается сегментов, то можно выделить пять технологических отраслей: FinTech, MarTech (маркетинговые технологии, различные аналитические системы для маркетинга, системы сквозной аналитики, таргетинга и т.п.), FoodTech (все, что связано с доставкой готовой еды), EduTech (технологии в образовательной сфере) и MedTech. Про обучающие продукты следует дополнить, что в регионе наблюдается высокий спрос на образование вне его традиционных форматов, поэтому любые онлайн-курсы при соответствующих переводе и адаптации приобретает популярность и легко находят своего клиента.

Если развернуть тезис о цифровых решениях для медицинской сферы, можно отметить, что в Латинской Америке присутствуют серьезные проблемы с записью к врачам и, особенно, их недоступностью в отделенных регионах по причине слаборазвитой транспортной инфраструктуры. Также во многих странах в частных медицинских учреждениях остро стоит проблема дорогостоящих услуг, например, в Доминиканской республике бесплатная медицина полностью отсутствует, а платный сервис требует больших средств. Поэтому системы записи к врачу, электронной очереди и продукты телемедицины российской разработки востребованы в регионе как в частных, так и государственных больницах, однако для внедрения технологий в государственные структуры необходимо сотрудничать с местным Министерством здравоохранения.

В 2024 г. президент НП «Руссофт» Валентин Макаров сказал, что главной проблемой российского IT–рынка является отсутствие государственной поддержки экспорта. Без поддержки на государственном уровне российские компании могут лишиться перспективных рынков сбыта, уступив их иностранным конкурентам. Согласны ли вы с этим утверждением? Если да, то каким образом государственная поддержка могла бы помочь расширить, например, ваш бизнес в регионе?

Для такой большой страны, как Россия, на сегодняшний день объемы государственной поддержки можно охарактеризовать как достаточно скромные и не очень заметные. Основываясь на опыте, можно отметить вклад следующих организаций: ФРИИ, направляющий инвестиции и оказывающий помощь с трекингом и выходом на международный рынок; портал «Мой экспорт», условия сотрудничества с которым подразумевают финансирование 70% расходов масштабирования бизнеса за рубеж со стороны регионального правительства, тогда как 30% компания оплачивает самостоятельно; представительства Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в Бразилии, организующие экспортные вебинары.

Эти меры играют важную роль в поддержке бизнеса, но при этом существует огромное пространство для увеличения и расширения объемов и характера помощи для предпринимателей, что могло бы повысить эффективность отечественного экспорта технологий. Кроме того, необходимо развивать комплексный подход в освещении возможностей латиноамериканского ИТ–рынка для российских компаний, чтобы это проходило в формате большого анонса, а не только отдельных вебинаров для узкой аудитории.

Что бы вы могли порекомендовать компаниям, которые только начинают выходить на IT-рынок в Латинской Америке?

В первую очередь необходимо осуществить должную подготовку. Один из вариантов старта на латиноамериканском рынке, не требующий крупных вложений, подразумевает поиск студентов, обучающихся в России и прибывших из той страны, в которой компания намерена масштабировать бизнес. Например, на сайтах HeadHunter.ru или LinkedIn можно найти колумбийского студента из МГИМО или другого вуза, заинтересованного в работе. Выгода для компании заключается в том, что этот человек, во-первых, владеет испанским и, вероятно, на определенном уровне выучил русский язык, а во-вторых, сможет подробно рассказать о своей родине и созвониться с будущими партнерами, провести первичные переговоры. Также, скорее всего, проживая в России, он будет готов получать зарплату в рублях, соответственно, нет необходимости придумывать, каким образом переводить ему средства.

Второй вариант предполагает поиск латиноамериканских специалистов на местных сайтах для принятия в команду компании, но дистанционно их будет сложно контролировать. Поэтому в таком случае придется либо выделять отдельного сотрудника для осуществления контроля, либо руководитель будет вынужден тратить большое количество своего времени на этот процесс, к чему важно быть готовым.

Третий вариант — нанять HR-специалиста, который поможет найти местного сотрудника, но этот сценарий не будет дешевым для компании. Go Latam! предлагает более выгодные HR–услуги. Можно привести в пример кейс с экзотическим запросом на поиск backend-разработчика в Бразилии со знанием русского и португальского, чтобы он смог локализовать продукт российской компании для бразильского рынка. Запрос удалось удовлетворить.

Также существует опция попробовать найти специалистов в открытых группах и чатах в социальных сетях по типу «Русские в Колумбии», «Русские в Доминикане». В подобных группах, которых множество по любой стране в разных приложениях, активно общаются иммигранты, обладающие необходимыми опытом и контактами и готовые помочь.

Таким образом, начинающим компаниям можно порекомендовать находить местных специалистов, с их помощью переводить предлагаемый продукт на соответствующий язык, проводить исследования и рассчитывать бюджет.


(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся