В рамках проекта «Электронная интернационализация российских университетов» Российским советом по международным делам (РСМД) было подготовлено интервью с проректором по развитию, инновациям и цифровизации Дипломатической академии МИД России Александром Улановым. Беседовала программный координатор Александра Терзи.
Недавно Вы заняли должность проректора по развитию, инновациям и цифровизации Дипломатической академии МИД России. Какие ключевые обязанности на этой позиции Вы выполняете?
В соответствии с возложенными на меня задачами я отвечаю за разработку и реализацию стратегии развития Дипломатической академии и вопросы цифровой трансформации. В мои обязанности также входит оказание содействия научным коллективам академии в подготовке заявок на гранты и реализация специальных проектов. Кроме того, в настоящее время перед Академией поставлены задачи по развитию культурной и цифровой дипломатии в целях поддержки деятельности Министерства иностранных дел.
Ранее Вы работали в этой сфере в МГИМО МИД России. Можно ли выделить различия в деятельности в двух вузах?
Дипломатическая академия и МГИМО входят в единую образовательную систему подготовки кадров Министерства иностранных дел, взаимно дополняя друг друга. Между представителями обоих вузов существует тесное взаимодействие, поскольку их деятельность сосредоточена на вопросах международных отношений и мировой политики. Основное различие между вузами заключается в ключевых задачах, стоящих перед ними. Так, для Академии приоритетны подготовка высших дипломатических кадров, профессиональная переподготовка и повышение квалификации, что определяет основной фокус ее деятельности. Вместе с тем в Академии реализуются программы бакалавриата и магистратуры, которые, хотя и не столь масштабны и многочисленны, как в МГИМО, вместе с тем играют важную роль, обеспечивая полный цикл подготовки дипломатических кадров.
Можно ли отметить какие-либо различия между двумя университетами с точки зрения Вашей работы в сфере цифровизации?
Безусловно, различия существуют, поскольку специфика каждого вуза отражается в работе с виртуальным пространством. Например, перед Дипломатической академией стоит задача активного привлечения слушателей на программы дополнительного профессионального образования. У МГИМО акцент смещен в сторону большого количества программ бакалавриата и магистратуры, что требует применения иных методик и подходов. В целом, однако, можно отметить, что в этом смысле общие черты преобладают, поскольку все вузы сталкиваются с похожими задачами в работе с сайтами и социальными сетями. Речь идет о необходимости предоставления информации, упрощения доступа к ней и облегчения поиска, чтобы абитуриенты могли легко узнать о процедуре поступления и особенностях обучения.
До Вашего прихода, что лежало в основе стратегии продвижения вуза на зарубежные образовательные рынки? Как выстраивалось взаимодействие с иностранными студентами и с зарубежными партнерами?
Дипломатическая академия представляет собой классический вуз, тесно связанный с Министерством иностранных дел, что, в свою очередь, определяет специфику методов ее продвижения, которые носят во многом дипломатический характер. Основной акцент сделан на личные контакты — взаимодействие с делегациями и посольствами и использование традиционных каналов коммуникации. В данном контексте работу можно разделить на два основных направления: образовательное и научно-экспертное.
В образовательной сфере сайт и цифровые инструменты применялись преимущественно в информационных целях, позволяя потенциальным студентам ознакомиться с данными об Академии и самостоятельно принять решение о поступлении. Однако на текущем этапе возникает необходимость активного продвижения вперед, таргетированной работы, выстраивания более тесной коммуникации с будущими студентами как основных, так и дополнительных образовательных программ. Это предполагает использование современных цифровых технологий для привлечения аудитории с учетом ее запросов, потребностей и интересов.
Что касается научной деятельности, то здесь ситуация схожая. Встречи с послами и руководителями международных экспертных центров, преимущественно из дружественных стран, традиционно строились на основе личных контактов, что характерно для дипломатической практики. Дипломатия — очень личная сфера, поэтому в этом контексте цифровые технологии выступают как вспомогательный инструмент. При этом Дипломатическая академия обладает развитой базой соглашений с научно-экспертными центрами дружественных стран, включающей около 65 договоров о совместных деятельности и исследованиях. Сегодня наша задача заключается в том, чтобы, сохраняя это наследие, дополнить его современным цифровым инструментарием для дальнейшего развития Академии.
Какие первые шаги Вы собираетесь предпринять, чтобы вывести цифровизацию на новый уровень?
Первые шаги всегда лежат в плоскости проведения аудита и исследования возможностей учебного заведения, затем выстраивается дорожная карта дальнейших действий. Дипломатическая академия обладает качественной инфраструктурой, поэтому главная цель в современных условиях — постоянно актуализировать цифровые ресурсы в соответствии с запросами и потребностями работников и слушателей Академии. В противном случае можно отстать от текущих тенденций развития отрасли образования и науки. Профессорско-преподавательский состав и научное сообщество вуза подтвердили заинтересованность в работе с нейросетями и искусственным интеллектом (ИИ), что вновь обращает внимание на важность постоянной актуализации рабочего инструментария. Так, сейчас создается лаборатория по ИИ, в рамках которой будут обеспечены специальные вычислительные и программные мощности для прикладных исследований в области международных отношений, мировой экономики и международного права.
Среди ключевых задач Дипломатической академии на современном этапе — завершение разработки стратегии цифровой трансформации, которая должна охватить как уже реализуемые проекты, так и новые перспективные инициативы, направленные на удовлетворение потребностей студентов, преподавателей, исследователей и административно-управленческого персонала. Результатом станет документ, который призван стать рабочий инструментом для гибкого управления цифровым развитием Академии.
Какие ключевые цели в рамках своей профессиональной деятельности Вы ставите?
С точки зрения долгосрочного планирования, ключевая цель заключается в инновационном технологическом развитии Дипломатической академии, при сохранении ее богатого наследия и уникального опыта. Учебное заведение всегда было на передовой, начиная с советских времен, и сегодня важно не только сохранить эту традицию, но и дополнить ее современными цифровыми инструментами и практиками, которые востребованы в текущих реалиях. Как говорил австрийский композитор Густав Малер: «Традиция — передача огня, а не поклонение пеплу». Это высказывание особенно актуально для Академии, которая имеет глубокие исторические корни, начиная с дореволюционного периода, когда она носила название Катковского лицея, и продолжая советской эпохой, когда в ее стенах готовили блестящих дипломатов, защищавших интересы страны. Многие известные авторитетные сотрудники МИД — выпускники Академии. Сегодня необходимо обогатить наследие современными технологиями, такими как активное использование социальных сетей, генеративного искусственного интеллекта для аналитики, обучения и поддержки дипломатической работы. Важно интегрировать лучшее из того, что предлагает современность, при этом не теряя связь с историческими корнями.
Каким образом планируется внедрять технологии? Выработаны ли какие-либо метрики или параметры для оценки этой работы?
Руководству Академии еще предстоит выработать метрики, и это касается не только цифрового направления, а всего комплекса управления вузом. На этом треке ведется разработка системы ключевых показателей эффективности. Этот процесс основан на уже существующих подходах Министерства иностранных дел, определяющем соответствующие показатели для Академии и МГИМО. Они относятся к образовательному процессу, что подразумевает количество студентов и другие метрики, а также различные характеристики научной деятельности, связанные научными статьями, журналами и исследовательскими направлениями. Сейчас планируется внедрить детализацию этих показателей в том числе в части цифровизации.
Если речь идет о развитии интернет-ресурсов, то важно обращаться к единицам измерения в цифровой среде. Например, важно отслеживать уровень охвата в социальных сетях, число подписчиков, а также количество публикуемых новостей и материалов и их оценки аудиторией.
На сайте вуза была опубликована новость о запуске новых цифровых программ дополнительного профессионального образования. С какой целью они реализуются? На кого они рассчитаны, в чем заключаются их особенности?
Мы планируем запустить целый комплекс новых программ ДПО с цифровым уклоном, востребованность которых подтвердилось в результате проведенного исследования. Первые из них посвящены цифровым технологиям в области международного банкинга; инновациям и технологиям в международных отношениях и глобальном управлении; цифровизации искусства, новому ландшафту культурных медиа. Бесспорно, сейчас наступило время развития междисциплинарных контактов, поэтому все курсы реализуются совместно со стратегическими партнерами. Например, к работе над программой по искусству приглашена директор фонда «АТОМ» Елена Мироненко, которая руководит музеем атомной энергетики на ВДНХ и на практике знает, что такое цифровизация искусства. Экспертный состав преподавателей из Академии и внешних участников позволяет рассчитывать на уникальный результат.
Целевая аудитория ДПО достаточно широка, курсы разрабатываются таким образом, чтобы заинтересовать как отраслевых специалистов, так и других слушателей. Программа по цифровым технологиям международного банкинга предназначена для сотрудников банковского сектора, в том числе для ИТ-специалистов, руководителей и менеджеров высшего звена. В этой связи важно подчеркнуть, что опыт Дипломатической академии по подготовке управленческих кадров и цифровой компонент в совокупности должны сделать курсы очень востребованными. Что касается программы по международным отношениям, Дипломатическая академия может выступить авторитетным экспертным центром и способствовать пониманию того, как использовать современные технологии, как практически собирать данные, как их анализировать и как на их основе принимать эффективные для государства и общества решения. Это будет полезно для представителей международных и межправительственных организаций. Курс по искусству может заинтересовать специалистов в области культурного менеджмента и медиа индустрии, а также в образовании.
Какие исследования Вы проводили, чтобы разобраться в данной отрасли?
Как и в любом подобном исследовании, необходимо было изучить, какие вузы предлагают те или иные программы и в каком формате. В результате выяснилось, что существуют ниши, которые либо не заполнены, либо заполнены лишь частично. Одним из таких перспективных направлений можно назвать использование современных цифровых технологий в гуманитарной сфере, особенно в формате ДПО.
Это направление представляется крайне актуальным, поскольку сегодня широко распространена концепция обучения на протяжении всей жизни. В условиях постоянных вызовов и изменений нам необходимо непрерывно осваивать новые знания и навыки, чтобы оставаться конкурентоспособными. Формат ДПО, благодаря своей гибкости и адаптивности, имеет большой потенциал для дальнейшего развития.
Изучая программы различных вузов, мы заметили, что технические университеты делают акцент на цифровизации, в то время как гуманитарные вузы зачастую уделяют этой теме недостаточно внимания. Таким образом, сочетание гуманитарного подхода с цифровыми технологиями представляет собой новую и перспективную нишу, которая пока остается недостаточно освоенной.
На Ваш взгляд, какая роль отводится сайту в работе с иностранными студентами или зарубежными партнерами?
Сайт — базовая необходимость любого учебного заведения, можно сказать, классика. Сегодня, конечно, все больше внимания уделяется социальным сетям и мессенджерам, но портал остается важным элементом статуса. Его наличие и содержание всегда проверяют, чтобы понять, насколько организация открыта и профессиональна. В нашем случае сайт выполняет в первую очередь информационную функцию. На нем представлены сведения об основных и дополнительных образовательных программах, доступна библиотека, где можно подробно изучить материалы в удобном режиме.
Сейчас мы работаем над оптимизацией навигации, чтобы сделать сайт более удобным для пользователей. Хотелось бы отметить, что, когда мы впервые познакомились с сайтом, он уже имел прочную основу: множество автоматизированных процессов, интеграция с внутренними системами, качественная техническая «начинка». Однако визуальная часть требует обновления, так как тенденции и пользовательские привычки меняются очень быстро. Мы планируем актуализировать дизайн, чтобы сайт оставался современным и удобным.
Почему у Дипломатической академии нет портала на английском языке? Планируется ли его создание?
Дипломатическая академия обладает англоязычной версией сайта, и она активно функционирует. Она ориентирована на иностранную аудиторию и доступна по запросу Diplomatic academy на английском языке. Мы предполагаем, что те, кто не владеет русским, скорее всего будут искать информацию именно на английском. Англоязычный портал — часть основного сайта, хотя его функционал несколько ограничен. На нем представлены все основные разделы: информация об Академии, ее богатой истории, почетных докторах, системе управления, студенческой жизни и контактах. В ближайшее время, с началом приемной кампании, появятся кнопки для подачи документов, чтобы иностранные студенты могли легко перейти к оформлению. На портале также подробно описаны программы бакалавриата, магистратуры и профессиональной переподготовки. Особое внимание уделено Центру изучения иностранных языков, где популярна программа «Русский язык как иностранный», активно продвигаемая через сайт и социальные сети.
Англоязычная версия сайта выполняет не только задачи Академии, такие как публикация новостей и основных фактов, но и служит дополнительной площадкой для распространения официальной информации Министерства иностранных дел. Например, там можно найти ссылки на актуальные интервью министра иностранных дел Сергея Лаврова и материалы брифингов официального представителя МИД Марии Захаровой.
Ведется ли работа с социальными сетями и мессенджерами университета? Как Вы считаете, насколько они важны?
На мой взгляд, это крайне важный инструмент, и каждый подписчик — дорогой гость и читатель. У Дипломатической академии выстроена целая сетка Telegram-каналов, посвященных разным направлениям деятельности. Основной канал публикует ключевые новости, а также есть отдельные каналы для приемной комиссии, молодежных организаций и Центра иностранных языков. Это мощная система, где собирается информация о жизни студентов и деятельности Академии. Все каналы взаимосвязаны и поддерживают друг друга, что позволяет развивать информационное направление в едином ключе.
Целевая аудитория наших каналов и социальных сетей очень широка. Среди подписчиков абитуриенты, слушатели программ дополнительного профессионального образования, государственные служащие, представители бизнеса и эксперты. Поэтому мы стараемся делать контент интересным для всех этих групп. У нас есть четкая рубрикация, увязка материалов и ссылки на предыдущие публикации. Академия, как и любое высшее учебное заведение — комплексное явление, включающее научную и образовательную деятельность, поэтому каждый может найти что-то полезное для себя.
Сайт, как формат, больше ассоциируется с эпохой персональных компьютеров, а социальные сети и мессенджеры — отражение сегодняшнего дня. Однако эти инструменты, выступая в роли визитной карточки учебного заведения, дополняют друг друга и должны развиваться равномерно. Поэтому мы также уделяем большое внимание развитию и актуализации сайта, чтобы он оставался современным и удобным для пользователей.
Зачем Дипломатической академии нужна цифровизация?
Зачем вообще нужна цифровизация? Это требование времени. Цифровизация — не самоцель, а инструмент. Главное в Академии — образование, наука и экспертная деятельность, а использование технологий призвано помочь в этом. Цифровая среда выступает как средство доставки информации, делая процессы более удобными, повышая качество жизни и позволяя быстрее ориентироваться в большом потоке данных.
Работа ведется также на инфраструктурном уровне. В ближайшее время в Дипломатической академии появятся гибридные образовательные аудитории, оснащенные не просто проекторами и веб-камерами, а специализированным оборудованием с высококачественным звуком и изображением. Это необходимо для проведения образовательных и общественных мероприятий, реализации совместных программ с другими вузами. Благодаря таким технологиям участники, находящиеся в аудитории, будут чувствовать, что преподаватель рядом, даже если он физически находится далеко. Это открывает новые возможности для образовательного процесса, сетевых программ, сотрудничества, круглых столов, конференций и обмена мнениями. Технологии должны служить помощником в этих процессах.
Человеческое общение — роскошь и главная ценность. Цифровые решения должны быть незаметными, но эффективными: сближать людей, упрощать взаимодействие, помогать в научной и образовательной деятельности. Именно для этого Академии нужна цифровизация — чтобы вывести свою деятельность на новый уровень. Например, запланированное создание лаборатории ИИ откроет перед исследователями новые горизонты. Мощные вычислительные системы помогут анализировать большие объемы данных, выявлять скрытые связи, корреляции и строить прогностические модели. Но важно помнить, что технологии — лишь помощник, а в центре внимания всегда остается человек: преподаватель, студент, исследователь. Все остальное существует лишь для того, чтобы помогать людям в работе.