Недавно сотрудники РСМД встретились в Москве с представителями Фронта Полисарио. Мохамед Хаддад, продвигающий интересы Фронта при поддержке московского представительства Полисарио, входит в руководство движения. Он возглавил команду активистов Фронта, которая в 1986 г. начала переговоры с Марокко в рамках ООН, приведшие к мирному урегулированию в 1991 г. М. Хаддад работал с рядом личных посланников Генерального секретаря ООН по Западной Сахаре – Джеймсом Бейкером, Питером Ван Валсумом и действующим личным посланником Кристофером Россом. Г-н Хаддад также принимал участие в мирных переговорах с Мавританией в 1979 г.
Недавно сотрудники РСМД встретились в Москве с представителями Фронта Полисарио [1]. Мохамед Хаддад, продвигающий интересы Фронта при поддержке московского представительства Полисарио, входит в руководство движения. Он возглавил команду активистов Фронта, которая в 1986 г. начала переговоры с Марокко в рамках ООН, приведшие к мирному урегулированию в 1991 г. М. Хаддад работал с рядом личных посланников Генерального секретаря ООН по Западной Сахаре – Джеймсом Бейкером, Питером Ван Валсумом и действующим личным посланником Кристофером Россом. Г-н Хаддад также принимал участие в мирных переговорах с Мавританией в 1979 г.
В чем заключаются Ваши основные проекты и инициативы?
Я координатор Миссии ООН по проведению референдума в Западной Сахаре (МООНРЗС), созданной в 1991 г. На первом этапе была поставлена задача обеспечить прекращение огня, которую удалось решить к 6 сентября 1991 г. К сожалению, с тех пор не было никаких подвижек, так как власти Марокко систематически отказывали в проведении референдума. Начиная с 1991 г. я работал с Миссией ООН в Западной Сахаре, сначала в качестве главы так называемой Комиссии по идентификации, которая занималась выявлением лиц, имеющих право на участие в референдуме. В 1996 г. я был назначен старшим координатором ООН и МООНРЗС. Первоначальная задача заключалась в выявлении потенциальных избирателей Западной Сахары, а уже затем речь пошла о достижении полного прекращения огня. После подписания договоренностей о прекращении огня власти Марокко заняли жесткую позицию в переговорном процессе, и обсуждение многочисленных критериев процедуры идентификации состоялось лишь в 1997 г. Этот актуальный и острый вопрос не решен до сих пор.
Изменились ли цели Фронта Полисарио в новом столетии?
Перед Западной Сахарой стоит проблема деколонизации. Она фигурирует в списке несамоуправляющихся территорий ООН (вместе с 17 другими малыми территориями). Данный статус был закреплен еще в 1965 г., когда ООН приняла резолюцию, призывающую к деколонизации Западной Сахары и предоставляющую ей право на самоопределение. Борьбу пришлось возобновить после того, как в 1975 г. Международный суд принял консультативное заключение, в котором указывалось на отсутствие суверенных связей между Западной Сахарой и Марокко и между Западной Сахарой и Мавританией. Марокко полностью проигнорировало данное заключение и вместе с Мавританией и при поддержке Испании и Франции вторглось на нашу территорию. Война продолжалась 16 лет и завершилась тем, что в 1991 г. Марокко признало свое поражение и было вынуждено подписать мирное соглашение. С тех пор существенных изменений в ситуации не произошло.
Какова, на Ваш взгляд, роль России в разрешении этой проблемы?
Россия не только один из важнейших участников международных отношений, но и постоянный член Совета Безопасности ООН, член Группы друзей Западной Сахары – наряду с США, Великобританией, Францией и Испанией. Испания не является постоянным членом, поскольку Западная Сахара была ее колонией. Россия действительно может сыграть важную роль в разрешении конфликта, призвав к выполнению резолюции Совета Безопасности ООН в отношении Западной Сахары. Для населения этого региона Россия всегда служила символом свободы и поддержки либерального движения. Франция же, напротив, ассоциируется с оккупацией и колониализмом.
Во время Вашего пребывания в Москве Вы встречались с представителями МИД России. Что Вы можете сказать о результатах этой встречи?
У нас состоялся очень важный разговор со специальным посланником президента Владимира Путина, в ходе которого мы обсудили ситуацию в Западной Сахаре, перспективы мирного процесса и ожидания, которые мы связываем с предстоящим в апреле 2015 г. заседанием Совета Безопасности ООН. Нам нужно найти выход из тупика. С апреля 2014 г. Марокко отказывалось сотрудничать с ООН и с личным посланником К. Россом. Это сотрудничество было возобновлено совсем недавно, в январе 2015 г., незадолго до очередного заседания Совета Безопасности. Власти Марокко ведут войну против Западной Сахары уже на протяжении 40 лет, однако время сегодня работает против продолжающегося вооруженного конфликта. Марокко не удалось предложить ни военного, ни дипломатического решения, поскольку международное сообщество не признает притязания этого государства на Западную Сахару. Население Западной Сахары ежедневно выражает недовольство политикой Марокко, организуя демонстрации протеста против оккупации и призывая к мирному демократическому урегулированию.
Случай Западной Сахары – это однозначный юридический прецедент, исключающий возможность двойных толкований. В 2001 г. Ханс Корелл, руководивший юридическим отделом ООН в 1994–2004 гг., опубликовал консультативное заключение, в котором, в частности, говорилось: «Даже тот факт, что Испания вывела свои войска в 1975 г. и передала территорию Западной Сахары Марокко и Мавритании, не означает, что у Марокко есть административные полномочия или суверенитет над этой территорией». По мнению Х. Корелла, ведение бизнеса с Марокко в Западной Сахаре незаконно, поскольку Западная Сахара – это несамоуправляющаяся территория. Следовательно, осуществлять коммерческую деятельность на этой территории без учета мнения местного населения не представляется возможным.
Работаете ли Вы с Африканским союзом?
После начала конфликта в 1975 г. Организация африканского единства четко заявила, что рассматриваемый вопрос связан с двумя принципами, имеющими основополагающее значение для Африки. Первый касается соблюдения границ, установленных после падения колониального строя, второй принцип затрагивает вопросы самоопределения. Организация африканского единства (впоследствии ее сменил Африканский союз) приняла активное участие в урегулировании конфликта в период с 1975 по 1984 гг. Она разработала мирный план, который марокканские власти в 1984 г. отказались воплощать в жизнь [2].
Главы африканских государств приняли решение признать Сахарскую Республику в качестве одного из учредителей Африканского союза. Некоторые страны (например, Франция) поддерживают позицию Марокко, однако число таких стран невелико. Африканский союз поддерживает право Западной Сахары на самоопределение и независимость. В Аддис-Абебе работает наше посольство, аккредитованное Африканским союзом. У нас есть официальные представительства в ЮАР, Мозамбике, Зимбабве, Анголе, Замбии, Нигерии, Алжире, Эфиопии, а также в ряде стран Латинской Америки и Азии. Власти Марокко попытались вынести обсуждение этой проблемы на международный уровень, но не получили поддержки ведущих международных акторов. Африканский союз, Европейский союз и ООН не признают суверенитет Марокко над Западной Сахарой.
Как события «арабской весны» повлияли на Западную Сахару?
Профессор Н. Хомский неоднократно говорил о том, что «арабская весна» началась в Западной Сахаре. В конце 2010 г. жители Западной Сахары организовали массовые демонстрации, разбив палаточный городок неподалеку от города Эль-Аюна (столица Западной Сахары). Они призывали к улучшению социальной и экономической ситуации, к соблюдению права на самоопределение. В ответ представители Марокко снесли лагерь и арестовали демонстрантов. Основные призывы «арабской весны» касаются права на самоопределение, уважения человеческой жизни, демократии, экономических и социальных прав. В результате событий «арабской весны» соседние государства стали с большим пониманием относиться к проблеме Западной Сахары. Все больше людей приезжает из Египта и Туниса в Западную Сахару для участия в международных конференциях и форумах, организуемых гражданским обществом. К сожалению, эти события не оказывают мгновенного эффекта на основы арабского общества, которое остро нуждается в трансформации (особенно это касается менее развитых монархий, некоторые из которых финансируют террористов).
Ситуация в Ливии – это следствие неудачного военного вмешательства, которое было санкционировано Советом Безопасности ООН по инициативе Франции и при молчаливой поддержке многих монархий Персидского залива. Очевидно, что арабский мир остро нуждается в дальнейших переменах. Подъем «Исламского государства» – только одно из последствий неграмотной и недальновидной политики государств арабского мира.
1. Народный фронт за освобождение Сегиет-эль-Хамра и Рио-де-Оро в Западной Сахаре (Фронт Полисарио). Официально признан ООН.
2. В 1976 г., непосредственно после вывода испанской администрации, Фронт Полисарио провозгласил на спорной территории независимую Сахарскую Арабскую Демократическую Республику (САДР). Она до сих пор остается частично признанной, ее власти не контролируют 80% территории, являющейся объектом притязания САДР.
Высказанные в настоящей публикации взгляды – личное мнение интервьюируемого и не обязательно отражают точку зрения РСМД и его членов
Беседовали Людмила Филиппова, программный менеджер РСМД, и Мария Гурова, редактор портала РСМД
РСМД выражает благодарность Дугласу Херрику за помощь в подготовке интервью