Россия и Турция – лидеры среди стран Черноморского региона по численности военно-морских сил, однако их морской потенциал отличается. И Москва, и Анкара имеют планы по увеличению своего военно-морского флота в течение следующего десятилетия, что подчеркивает растущую роль ВМС в регионе Черного моря. Военно-морские силы Турции находятся в лучшем состоянии. Черноморский флот России остро нуждается в модернизации и замене морских платформ советских времен. В 2012 г. в распоряжении Черноморского флота находилось 12 кораблей первого ранга и 1 подводная лодка общим тоннажем около 63 тыс. тонн, 90 % из которых были дислоцированы в Крыму. Турция в 2012 г. имела 35 кораблей первого ранга и подводных лодок общим тоннажем около 97 тыс. тонн. Однако сирийский кризис продемонстрировал способность российского Черноморского флота действовать в Средиземном море на полупостоянной основе и оказывать поддержку российским ВМС, а также поставлять военную технику сирийскому режиму. За последние три года российским экипажам удалось нарастить опыт действий на море, что способствовало повышению их боевого духа. Греция, третий по величине морской игрок на Черном море, столкнулась с финансовыми трудностями и была вынуждена сократить военные расходы, планы по модернизации и закупку вооружения для устранения бюджетного дефицита.
ВМС Анкары наиболее эффективные в регионе и функционируют не только в Черном, но и в Средиземном море, и не стоит забывать о том, что кадровые чистки в рядах высокопоставленных военных чиновников, проводимые в течение последнего десятилетия,
оказали сильное влияние на ВМС Турции. Турецкие ВМС включают 14 классических подводных лодок, поставленных Германией (6 единиц проекта 209-1200 и 8 единиц проекта 209-1400), при этом часть из них дислоцируется на военно-морской базе Бартын на турецком побережье Черного моря, которая относится к командованию Северной военно-морской зоны Турции. В июле 2009 г. Анкара разместила в немецкой компании Howaldtswerke-Deutsche Werft GmbH (HDW) и британской компании Marine Force International LLP (MFI) заказы на строительство еще 6 подводных лодок проекта 214, срок ввода в эксплуатацию которых планировался на период с 2018 г. по 2023 г. Сделка оценивается в 2,5 млрд евро, а подводные лодки будут строиться на турецкой военно-морской верфи в Гёльджюке, где уже было изготовлено 11 из 14 турецких подводных лодок проекта 209. Что касается надводных боевых кораблей, в составе турецких ВМС находятся американские и немецкие платформы: 8 немецких фрегатов типа МЕКО 200, включая 4 модернизированные единицы, и 8 американских фрегатов типа «Оливер Хазард Перри». Анкара приняла решение о наращивании объема средств противолодочной обороны (СПО), и в 2004 г. начала строительство 12 боевых корветов береговой охраны MILGEM (от Milli Gemi — «национальный корабль»), предназначенных для прибрежного патрулирования и противолодочной обороны. Первый из них, корвет «Хейбелиада», был построен на турецкой военно-морской верфи в Стамбуле и вошел в боевой состав в 2011 г., в то время как второй был введен в эксплуатацию в 2013 г. Первые четыре корабля будет построены на турецкой военно-морской верфи, при этом стоимость единицы не должна превысить 220 млн евро. Таким образом, первая партия из 6 корветов MILGEM обойдется Турции примерно в 1,4 млрд евро. Что касается десантной техники, турецкие ВМС располагают 5 танкодесантными судами проекта LST (Landing Ship Tank), 49 малыми танкодесантными судами проекта LCT (Landing Craft Tank) и LCM (Landing Craft Mechanized). Анкара планирует увеличить число десантных судов и приобрести один десантный корабль-док (LPD), два новых LST и 8 быстроходных новых LCT. В то время как все новые LCT были построены с 2010 г. по 2013 г., строительство LPD и LST еще не началось. LPD должны заполнить пробелы в ресурсах, располагаемых ВМС Турции, и в декабре 2013 г. Анкара подписала контракт на 3 млрд евро с местной судостроительной компанией Sedef Gemi Insaati A.S. и испанской компанией Navantia для выполнения указанного проекта. Первую единицу планируется принять на вооружение в 2021 г. В мае 2011 г. турецкое Министерство обороны и судостроительная компания ADIK Furtrans подписали контракт стоимостью 370 млн евро на строительство двух новых LST: первая единица
будет введена в эксплуатацию в 2017 г. Благодаря новым LST и LPD Турция сможет осуществлять транспортировку на дальние расстояния и поддерживать действия ВМС при конфликтах, схожих с ливийским.
На сегодняшний день российский Черноморский флот остается «прибрежным флотом» советских времен с ограниченными возможностями действия в открытом море. В его состав входит 1 гвардейский ракетный крейсер «Москва», являющийся флагманом флота, 1 классическая подводная лодка, 3 фрегата, 7 больших десантных кораблей и несколько малых противолодочных судов, ракетных и артиллерийских катеров. Примерно 90 % тоннажа флота дислоцируется в портах Крыма, преимущественно в Севастополе (80 %), а также в Феодосии (9 %). В 2014 г. средний возраст около 40 боевых единиц достиг 36 лет, что подчеркивает необходимость их замены. Черноморский флот обслуживается 13 тыс. военнослужащих, дислоцированных преимущественно в Крыму, а также на других военно-морских и авиационных базах, например, в Темрюке (единственная военно-морская база России в Азовском море), Новороссийске, а также Очамчире и Гудауте в Абхазии. Флоту не хватает средств воздушной обороны и воздушного нападения, и этот пробел восполняется при помощи наземных объектов. По имеющимся данным, еще в марте 2014 г., вскоре после начала военной операции, завершившейся аннексией полуострова, Москва
развернула в Крыму ЗРК С-300. С другой стороны, в первой половине 2000-х была начата реализация плана по модернизации Каспийской флотилии, и этот процесс все еще не закончен. Эти подразделения ВМС соединяет Волго-Донской канал, через который можно осуществлять быструю доставку малых артиллерийских судов и ракетных корветов из одного моря в другое по территории России, а точнее — ее южной части. В Каспийскую флотилию уже поступили 2 новых фрегата (проекта 11661): «Татарстан» (вступил в строй 2003 г.) и «Дагестан» (сдан в 2012 г.), а также 3 корвета (проекта 21630): «Астрахань» (сдан в 2006 г.), «Каспийск» (2011) и «Махачкала» (2012). В рамках Государственной программы вооружения на 2011—2020 гг. Каспийская флотилия получит еще 4 ракетных корвета (проекта 21631) с крылатыми ракетами «Калибр». Две первых корабля, «Град Свияжск» и «Углич», были сданы в июле 2014 г., а третий, «Великий Устюг», был введен в строй в декабре 2014 г. Следующие корабли также поступят в Черноморский флот. Расширение Черноморского флота является одним из важнейших приоритетов государственной программы вооружения, и до 18 новых единиц должны быть сданы до 2020 г. Москва также планирует расширить свое присутствие в регионе Черного моря, создав новые военные объекты в Абхазии и Южной Осетии, а также развернув дополнительные мобильные береговые ракетные комплексы. Новые морские платформы будут включать 6 многоцелевых фрегатов проекта 11356М, в настоящее время строящихся на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде. Головное судно, «Адмирал Григорович», было спущено на воду в середине марта 2014 года, и должно войти в состав флота в конце 2015 года. Новые фрегаты проекта 11356М, созданные на основе советских фрегатов типа «Кривак», будут оборудованы противокорабельными (ракета П-800 «Оникс», ракета «Клуб») и противовоздушными (ЗРК «Штиль») ракетными комплексами. Первая партия из трех фрегатов уже была оснащена двигателями, однако ввод в эксплуатацию следующих трех единиц кажется проблематичным, так как их поставщиком являлось украинское предприятие «Зоря-Машпроект». Вследствие украинского кризиса для изготовления двигателей России пришлось воспользоваться услугами отечественного производителя «Сатурн», что привело к задержке ввода в строй последних трех кораблей проекта 11356 на 2—3 года. Шесть новых классических подводных лодок (проекта 0636.3, класс «Кило»), построенных на Адмиралтейских верфях (Санкт-Петербург), также ожидают ввода в строй. Первая из них, Б-261 «Новороссийск», была спущена на воду в ноябре 2013 г. Ожидается, что она войдет в состав Черноморского флота к концу 2015 г. Новые платформы позволят России существенно расширить свои возможности преграждения доступа/блокирования зоны (A2/AD) и
укрепить южный фланг страны. Более того, аннексия Крыма Россией, скорее всего, станет существенным стимулом для развития Черноморского флота. Москва объявила о планах по пересмотру всей системы базирования флота, а также по развертыванию новых единиц в краткосрочном периоде. Помимо этого, необходимо в ближайшее время решить проблему недостатка обслуживающей инфраструктуры: по имеющимся сведениям, Россия разработала планы по развитию и переоснащению
верфей Севастополя.
До присоединения Крыма к России Украина обладала наиболее мощным военно-морским потенциалом на Черном море. Владея Крымом, Киев располагал лучшим портом на Черном море — Севастополем, а также самой длинной береговой линией и крупнейшим участком континентального шельфа в регионе. Тем не менее на военно-морскую мощь Украины отрицательное влияние оказывали структурные проблемы и недостаток финансирования. Флот Киева является результатом раздела советского Черноморского флота в 1997 г. и характеризуется очень низким уровнем эксплуатационной пригодности. Украинский флот располагает только одним судном, способным выходить в открытое море, «Гетман Сагайдачный», а его единственная подводная лодка, советский «Фокстрот», не подходит для боевых действий. Однако Украина планировала провести модернизацию своего флота посредством реализации программы по строительству корветов с бюджетом 1,5 млрд евро, утвержденной украинским правительством в марте 2009 г. Изначально планировалось заказать 10 корветов проекта 58250, но ввиду финансовых трудностей в 2010 г.
Киев урезал программу до 4 единиц . Головное судно «Владимир Великий» находится в процессе строительства на Черноморской верфи (г. Николаев), осуществляющегося с участием нескольких западных компаний, включая немецкую Rheinmetall. Планировалось, что корабль войдет в строй в 2015 году, и еще 3 единицы будут добавлены во флот к 2021 году. Тем не менее реализации этой программы препятствуют продолжающийся кризис и критическая экономическая ситуация в Украине. Помимо этого, основная часть украинского флота базировалась на крымских военно-морских объектах, и в результате военных действий на полуострове Россия захватила 70 украинских военных кораблей. Однако, учитывая довольно плачевное состояние кораблей, Москва начала возвращать их Украине, и 11 апреля 2014 г. первая партия украинских военных кораблей прибыла в Одессу. В июле 2015 г. Россия заявила о готовности
вернуть Украине последние 20 из 70 судов, захваченных в марте 2014 г. Потеря Крыма оказала пагубное влияние на военно-морскую мощь и потенциал Украины. Поскольку в ближайшем будущем возвращение Крыма Украине маловероятно, Киеву следует изменить размер своего флота, списав старые и ненужные единицы. Более того, в связи с сокращением береговой линии численность военно-морской авиации Украины стала избыточной, и для нее также актуален вопрос списания единиц (Украина располагает 72 противолодочными вертолетами, но большинство из них не пригодны для боевых действий).
С 2009 г. в Грузии отсутствует флот — в этом году грузинские ВМС были объединены с Береговой охраной, входящей в состав пограничной полиции Грузии. После грузинско-российского конфликта 2008 г. Анкара передала Грузии 2 патрульных судна (2008—2009) в целях укрепления способности Тбилиси контролировать свои границы с Турцией . Что касается количества морских платформ, силы Грузии сравнимы с силами Азербайджана, Болгарии и Украины и преимущественно состоят из судов второго и третьего ранга, предназначенных для береговой охраны и патрулирования. Несмотря на то, что ВМС Румынии вдвое больше сил предыдущей группы стран — она располагает 4 корветами и несколькими патрульными катерами — они пригодны только для береговой охраны. Более того, у Румынии нет военно-морской авиации, и она не может осуществлять воздушное патрулирование или противолодочную оборону, как и Грузия с Азербайджаном.