«Ярость Сердца»
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Монголия скачет выше своей головы
Монголия — страна, население которой составляет всего три млн. человек, однако по использованию «мягкой силы» ее можно считать равной странам, где проживают десятки миллионов жителей. В сфере музыки монгольское горловое пение знаменито по всему миру и со временем все активнее популяризируется не только монгольскими, но и зарубежными исполнителями. Становятся все более популярными и различные монгольские музыкальные группы, например «Хангай» (члены группы даже организуют ежегодный музыкальный фестиваль, на который приходят десятки тысяч зрителей) в Китае и «Матиас Дюплесси и Скрипки Мира» в Европе. Представители диаспоры ежегодно проводят культурный фестиваль в Нью-Йорке, страна часто представляется в фильмах и телевизионных сериалах в позитивном ключе. В основном позитивные ассоциации со страной во всем мире демонстрируют способность Монголии создать свой хороший бренд. Слово «Монголия» ассоциируется с Чингисханом, его лучниками, журчанием ручья среди спокойных просторов степи. Монголия открылась миру, как и другие части Восточного блока, в 1991 г. Несмотря на нехватку бюджета и отсутствие государственных институтов политики «мягкой силы» (как например, институты Конфуция Китая или RT у России), Монголия сумела «ускакать» вперед, успешно популяризируя себя в мире. В интервью с Алдаром Энхбаяром были обсуждены аксиомы успеха в прославлении истории страны и патриотизма, трудности на пути молодых киностудий, а также прекрасные пейзажи монгольской степи, проникающие в сердца людей.
«Ярость Сердца» — фильм года
Персонаж Алдара в фильме
О популярности фильма, патриотизме и политике
Вы сказали, что «Ярость Сердца» стала хитом в Монголии, среди каких демографических групп населения картина наиболее популярна?
На фильм идут представители всех групп населения — и пожилые, и молодые, люди, занимающие различные должности, представляющие различные индустрии. Я затрудняюсь ответить, среди каких групп населения фильм представляется наиболее популярным, мне кажется, что он задел струну всего монгольского общества, что нам очень приятно.
В чем ключ к популярности? Как фильму удалось обогнать соперников в прокате?
Мы написали сценарий так, чтобы люди смогли увидеть себя в персонажах фильма, и могли сопереживать им. Я думаю, в этом и заключается секрет популярности. Повесть не об абстрактных концепциях и из ряда вон выходящих поступках, а о переживаниях индивидуумов, в которых мы можем увидеть себя. Мы описали проблемы того периода таким образом, чтобы зрители смогли провести параллели с настоящим временем. И периоды, к сожалению, во многом схожи. Фильм описывает логичные и понятные действия персонажей. Сквозь их каждодневный героизм и видны патриотические обертоны сценария. Таким образом, зритель погружается в фильм и «живет» в нем от вступления до титров.
Рассматриваете ли Вы фильм в качестве инструмента «мягкой силы»? Как лучше всего увеличить интерес к Внутренней Азии в мире?
Фильм сможет показать Монголию и нашу историю с нового угла. Когда я путешествую, и люди узнают, что я из Монголии, я слишком часто слышу только про лошадей и юрты, а моя страна намного более многогранная, с древней историей и разнообразной культурой. Наш фильм — шаг к образованию мира об истории и культуре нашей страны. Я считаю, что кинематограф — это важнейший инструмент мягкой силы.
Повысить интерес к Монголии и региону можно посредством популяризации нашей природы. У нас прекрасные нетронутые и уникальные пейзажи, к тому же природа —ценность универсальная, нет людей, которым не нравится красота необъятных просторов. Когда люди полюбят нашу природу, они поймут, что и народ, и культура, вышедшие из нее, также прекрасны.
О препятствиях и проблемах на пути проекта
С какими сложностями Вы сталкивались, начиная от написания сценария и заканчивая выходом работы в прокат?
Две ожидаемые преграды — бюджет и техника. Бюджет мы собирали сами, скидывались, использовали доход от предыдущих фильмов, брали займы. Нам хватило, и фильм уже окупился, однако путь был не простой. Главная проблема заключалась в сложности закупки лучшего технического обеспечения, камер, микрофонов и прочей техники, использующейся при съемках. Наши коллеги в других странах, не говоря уже об Америке, используют технику последнего поколения, а нам получить ее сложно, хотя в стране есть и талантливые операторы, и энтузиазм к искусству. Техническое обеспечение стало почти самой дорогой частью проекта.
Какие дальнейшие шаги по развитию проекта, а также по выходу на международную арену Вы планируете предпринять?
У нас три приоритета по отношению к международному рынку. Первый — это тур по посольствам Монголии за рубежом и показы фильма монгольской диаспоре. Мы скоро начнем такой тур. Второй приоритет — это перевод на русский и распространение фильма в России, я думаю он будет очень популярным. И наконец, я думаю, что мы сможем показать его на фестивале в Каннах, что было бы очень приятно.
Что бы Вы могли порекомендовать политикам, занимающимся вопросами культуры?
В Монголии нет Фонда кино, как в России, и правительство не помогало финансировать работу. Я бы, конечно, от гранта не отказался, но дело не столько в деньгах, нашему проекту была бы полезна помощь в закупке современного технического оборудования для съемок. Я думаю, политика помощи культурному развитию должна акцентировать внимание на предоставлении возможности деятелям культуры лучше выполнять проекты путем технического обеспечения. Если бы мы могли арендовать современную технику, то это облегчило бы продвижение проекта.
Об Э. Алдаре и его студии
Как Вы пришли к основанию киностудии, и какие у нее дальнейшие планы?
До 2000 г. я жил на Украине, соответственно, там выучил русский язык. Переехав в Монголию, я окончил вуз и начал с друзьями «собирать» нашу студию. В настоящее время мы продолжаем работать над «Яростью Сердца» и надеемся вывести картину на международный уровень.
Расскажите, пожалуйста, про основание вашей киностудии.
В 2008 г. мы основали «Фантастик Продакшин» и начали наш творческий путь. Начали с короткометражного фильма, который длился 20 минут, после его успешного проката мы сняли полнометражную комедию, а потом и боевик. Кстати, наш боевик «Совершенно Секретно», посвященный периоду близких отношений с Россией 1970-х гг. выпущен и с русскими субтитрами. После удовлетворительных успехов с предыдущими проектами мы написали сценарий «Ярости Сердца» с моим другом и коллегой Б. Тамиром, который был режиссером фильма.
Расскажите о процессе съемки «Ярости Сердца».
Написав сценарий, собрав бюджет и подготовив план, мы начали снимать. Мы использовали погодные условия в наших интересах и работали день и ночь. Я считаю это рекордной съемкой — мы начали в январе и к сентябрю фильм был готов.
У фильма есть одноименный роман 1900-х гг., но он о другом. В 1860-х гг. в Монголии была «засуха» культуры из-за постоянных войн и кризисов. Наш фильм описывает то сложное время, а также демонстрирует силу воли наших предков, превзошедших сложности того периода.
Что еще Вы хотели бы рассказать нашей аудитории?
Наша команда ищет неравнодушных в России для помощи с переводом и запуском в прокат. Я хотел бы пригласить заинтересованных читателей интервью написать мне в соцсетях. Буду рад знакомству.
Я бы хотел пригласить всех читателей приехать в Монголию, увидеть нашу природу и познакомиться с нами. Мы тепло принимаем гостей из близкой нам страны, и я полностью уверен, что по приезду вы влюбитесь в нашу древнюю и красивую страну.
Найти Э. Алдара и его студию «Фантастик Продакшин» можно в соцсетях или написав автору статьи.