«Наш мир нуждается в нашей доброте»
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Тува - регион России в самом сердце континента, и этот географический центр Азии отмечен памятником в столице, в Кызыле. Будучи на перекрестке многих цивилизаций, богатая и древняя культура Тувы впитала в себя все самое лучшее от каждого гостя. Тувинские исполнители появились на всесоюзной сцене в начале 60-х годов, и начали представлять свое искусство за рубежом в 80-х. Как и тогда, сейчас Тува продолжает славиться своей культурой, и тувинские деятели постоянно присутствуют на международной арене. Главное музыкальное достояния региона – горловое пение. В настоящее время, горловое пение в процессе признания объектом мирового наследия ЮНЕСКО, и пользуется растущей популярностью в России и за рубежом.
Этим летом мне тоже, наконец, повезло. В Москве был объявлен концерт группы «Хун-Хурту». Я ожидал, что большинство слушателей на концерте будут из диаспоры Тувы в Москве. Ничего подобного! Толпа самых разных людей всех возрастов и национальностей с удовольствием размещалась на скамейках «концертного зала», установленных на помосте в центре пруда на ВДНХ. Люди вне зала заполнили свободное место на близлежащем газоне. Конец каждой песни сопровождался волнами восторженных оваций.
Там я познакомился с музыкантом группы, композитором и мастером горлового пения, Радиком Тюлюшем. Я с гордостью представляю вашему вниманию наше интервью с ним. Коллектив «Хун-Хурту» (в грубом переводе «Солнцеворот») - одна из самых успешных групп народной музыки в мире. Группа выиграла премию BBC, и часто приглашается на концерты по всему миру. Не менее важно то, что группа гастролирует по всей России, везде находя своих фанатов. Между гастролями, Радик работает над своим проектом «Chalama».
О популяризации народной культуры, в России и за рубежом
Как Вы могли бы предложить поддерживать интерес к народной музыке у современной молодежи?
Я не сторонник навязывания каких-либо идей и интересов. Но скажу, что все кроется в семье. Все идёт оттуда. В первую очередь хочется обратиться к родителям для этого. Ведь народная музыка это всего лишь один из элементов традиционной культуры. Она не существует отдельно. Это комплекс. Традиционная культура никогда не научит тебя плохому, в этом отношении на неё можно положиться. Народная педагогика была и остаётся самой гениальной вещью, которая нам досталась от наших предков. Дети с детства вместе со взрослыми должны пробовать петь народные песни, слушать сказки, рисовать, в конце концов работать вместе с ними. Если тебе с детства привили это все, то и искусственно поддерживать что-либо и не нужно. Колыбельная песня впитается в тебя с молоком матери.
Как Вы считаете лучше всего увеличить распространение Тувинской и других видов российской культуры на международной арене?
Понимаете, это сложный вопрос, здесь кроется очень много всего, в том числе и недоработки в государственной политике. Их нужно устранять, а это требует времени и сил. Тесная работа музыканта и государства, понимание его насущных проблем и решение их — это только малая доля общего решения. [Для музыканта] Ощущение и видение того, что тебя понимают и поддерживают является тем, что может увеличить число людей, которые займутся искусством.
Какие элементы Вашего репертуара были самыми популярными в нашей стране и за рубежом?
Элемент тувинского горлового пения в концертной программе — это и есть самый главный козырь нашего коллектива. В тувинском горловом пении содержится вся эссенция нашей культуры. В нем находится основное средоточие звуковой системы тувинца. Когда первые тувинские певцы в начале 80х появились на сцене, то слушатель был шокирован этим событием. Именно тувинское горловое пение дало понимание миру о том, что существует огромный не изученный пласт кочевой культуры. И именно феномен тувинского горлового пения дал толчок к появлению различных этно-музыковедческих научных работ, появлению разных зарубежных и российских коллективов, так или иначе связанных с этим культурным явлением и поныне.
Вы выступали во многих местах по всему миру. Скажите, где приходило больше всего людей, и где Вам больше всего понравилось?
Знаете, в наше время количество зрителей уже не играет большой роли. Бывает приходит много народа послушать нас в Карнеги Холле, или двести человек в клубе "Дом" в Москве. Меня волнует прежде всего качество проходящего концерта. Есть места и залы, в которые хочется вернуться ещё раз, но где бы ты ни выступал, тепло зрительских оваций — это и есть знак того, что ты все делаешь правильно.
О творческом пути Радика
Расскажите, что Вас вдохновило начать карьеру в музыке?
С самого детства я пытался подражать взрослым в нашей семье и петь как они. Для этого уходил петь в тайгу, когда пас наши стада и табуны. И там в далекой тайге, когда я оставался один, я давал волю своему голосу. Наверное, будет правильно сказать, что великим вдохновителем стала Природа Тувы. Эти горы и степи, реки и леса, огромная тайга и великие озера. Наше с вами Вечно Синее Небо и мать Земля.
Когда Вы в чем-то профессионал, порой сложно разделить работу от удовольствия для себя в этой сфере. Замечаете ли Вы это с музыкой? Какие у Вас любимые музыкальные жанры?
Да, для меня музыка — это есть и работа, и удовольствие. Я счастлив что со мной такое случилось. Как говорят, любимая работа — это и есть счастье. Я не понимаю музыкантов, которые не любят свою работу. А такие есть. Для меня дико, когда музыкант играет музыку без чувств и любви к исполняемому произведению. Наверное, это самый худший вариант. Наверное, таким музыкантам нужно искать другую работу. У меня нет определенного любимого музыкального жанра, вся музыка хороша. Но конечно для меня наиболее значимым элементом в музыке является Мелодия. Четко и красиво исполненная мелодия в любом жанре для меня является высоким показателем мастерства исполнителя и композитора.
Заключающий вопрос
Чтобы Вы еще хотели сказать нашим читателям и Вашим (некоторым будущим) фанатам?
Пойте. С вашим пением ваша душа становится добрее. А если человек поёт, то значит он чувствует гармонию. Становитесь лучше и добрее вместе с песней. Наш мир нуждается в нашей доброте.
Послесловие или мысли автора
Культура региона Тувы отличается еще и тем, что действует как проводница сквозь времена многих «консервативных» ценностей. В словах песен «Хун-Хурту» воспеваются значение самоотверженности перед народом (как в песне революционных годов «Агитатор»), отважного героизма («Конгурей»), и наконец, настоящие друзья героев батыров - хорошие лошади («Эки аъттар»)! Народное творчество Тувы успешно адаптируется под обновления стилей и моды, и, хотя форма терпит изменения, суть смыслов и идей песен остаются теми же, ценности остаются те же. Такое музыкальное наследие сплачивает народы и поколения, информируя общественное сознание и воспитывая приходящее поколение.
Тува, и ее уникальное наследие, могут сыграть важную роль в инициативах народной дипломатии России по всему миру. Как первый шаг, было бы полезно прислушаться к самим исполнителям, и разработать систему постоянной связи музыкантов с правительством. Решение может быть простым, но эффективным, например, закрытый интернет-форум между государственными служащими и музыкантами. Таким образом, можно будет адаптировать программы поддержки народной музыки в реальном времени. У России есть многое, чем мы все можем гордиться, безвременное культурное наследие регионов, таких как Тува, в лице ее уникальных музыкантов, таких как Радик и группы «Хун-Хурту» - один из выдающихся примеров.