Chinastrategie глазами партий немецкого парламента
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Автор: Комарова Евгения Сергеевна, 4 курс, МГИМО МИД России, факультет МО-МО; Рожкова Екатерина Васильевна, 3 курс, МГИМО МИД России, факультет МП-МИЭП, Клуб германских исследований НСО МГИМО.
В 2023 году в ФРГ была принята 61-страничая стратегия по отношениям с Китаем – так называемая Chinastrategie - руководство для дальнейшей работы с Китаем. В нем рассматриваются различные подходы немецкой дипломатии в отношениях с Китаем, при этом охватываются различные области: вопросы экономики, безопасности, прав человека. В Берлине его рассматривают как важное дополнение к Стратегии национальной безопасности ФРГ.
Источник: faz.net
Ключевые аспекты Стратегии заключаются в следующем: экономическая зависимость Германии от Китая должна быть снижена. Германия намерена строить партнерские отношения с Китаем в сферах социальной политики и занятости, экологии, науки, образования и культуры. В то же время в хозяйственно-политическом направлении взаимодействие между странами будет строиться на основе конкуренции. Менее тесные торговые отношения будут складываться в области медицинских технологий и высокотехнологичной предварительной продукции, такой как компьютерные чипы, контроль экспорта товаров, которые потенциально могут быть использованы против Германии, защита IT-сетей и другой критической инфраструктуры. В своей стратегии правительство Германии также призывает к улучшению доступа немецких компаний на китайский рынок в таких сферах, как услуги, финансы и государственные контракты. В сфере обеспечения безопасности страны и продвижении ценностей, Китай стал для Германии «системным соперником».
Китай отреагировал на документ следующим образом: по словам официального представителя МИД КНР Ван Вэньбиня, «…так называемое соперничество, интересов и ценностей противоречит веяниям времени и лишь усугубляет раскол в мире». По его словам, правительство Германии выступает вместе с США против Китая, которые объявили его своим главным стратегическим противником и планомерно готовит против него войну.
И если мнение китайского правительства – по крайней мере, официальная его часть — не вызывает вопросов и разночтений, то в немецком парламенте видение Chinastaretegie далеко не столь однородно. В этой статье мы рассмотрим «китайскую стратегию» партий и парламентских групп бундестага на основе как высказываний их лидеров, так и их программных документов. В качестве программных документов основной упор мы будем делать на наиболее «свежую» программу – к выборам в Европарламент в 2024 году, а также более ранние программы партий.
СДПГ
Начнем с правящей коалиции: в программе 2024 года СДПГ представляют достаточно систематизированное видение своей китайской стратегии. В программе утверждается, что Китай – одновременно «партнер, конкурент и соперник» для Европы и для Германии. Партия признает, что ответ на «глобальные вызовы» невозможен без Китая. При этом, признается роль Китая как важного рынка сбыта для европейских предприятий. В то же время, далее в программе выдвигается тезис о том, что «Китай стремиться перестроить глобальную систему под себя» — и именно поэтому Европе следует «снизить риски» в отношениях с КНР: например, не полагаться исключительно на Китай в случае выстраивания цепи поставок стратегических товаров в Европу. Также партия предлагает идею развития европейского проекта Global Givaway как альтернативы китайскому «Поясу и пути». Видение СДПГ Китая как «системного соперника» раскрывается более широко в ее поправке к резолюции Бундестага по оборонным вопросам от 10.10.2023, где представители партии поясняют: «стремясь к экономическому и военному доминированию в Индо-Тихоокеанском регионе, расширяя свое политическое и экономическое влияние на Глобальном Юге и критикуя правила и принципы международного порядка, Китай стремится перестроить международную систему в свою пользу».
Впрочем, несмотря на утверждения, что «критический подход» к Китаю был результатом «политики смены вех» (Zeitenwende), подобное негативное отношение социал-демократов к Китаю не ново – на взгляд авторов, можно утверждать лишь о том, что политика по отношению к Китаю обрела четкие теоретические и стратегические очертания после объявления о «смене вех» во внешней политике Германии. В предвыборной программе СДПГ 2021 года Китай также упоминался в скорее негативном ключе. Несмотря на то, что в партия признавала важную роль Китая для решения глобальных проблем (в частности, проблемы кибербезопасности), программа содержала призыв критически относиться к Китаю – СДПГ напомнила о нарушениях прав человека в стране и давлении на Тайвань, а также выдвинула тезис о том, что принцип «одна страна – две системы» должен распространяться на Гонконг (предложение, вероятно, возникло в связи с последовавшими за назначением Кэрри Лэм (Carrie Lam) главой администрации Гонконга протестами. В ряде документов СДПГ за 2021 год, посвященных оборонной политике, Китай упоминается как «возможный противник наряду с Россией» (нем. den möglichen Konfiktpartnern Russland und China). Партия не только высказывала опасения по поводу возможного военного противостояния с Китаем, но и по поводу нарушений прав человека в стране – так, 13 декабря 2021 года, СДПГ внесла предложение в Бундестаг наложить на Китай санкции в связи с подавлением восстания в трудовом лагере в Синцзяне.
Предложения СДПГ по ограничению влияния своего «системного соперника» не ограничивались только «традиционными» методами воздействия на геополитических врагов – такими как санкции и экономическое противостояние: например, среди предложений СДПГ по поводу предоставления помощи протестному движению в Мьянме от 2021 года, выдвинуто следующее: «(Нам нужно) инициировать лоббирование созыва чрезвычайной специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, чтобы обойти вето Китая и России в Совете Безопасности и тем самым добиться более решительного осуждения переворота в Мьянме».
Зеленые
Интересно отметить, что в Европейской программе Зеленых 2024 года Китай впервые упоминается в контексте изменения климата – причем в положительном ключе: «…Китай и США активно развивают экологичность, чтобы сделать их более нейтральными, и ЕС должен следовать их примеру в этом» – в похожем контексте США и КНР упоминаются вместе еще в двух местах . В то же время, партия высказывает и опасения по поводу Китая – во-первых, призывает к диверсификации источников сырья, с учетом того, что «Китай занимает в настоящее время центральное место в цепочке поставок (сырья)». Во-вторых, Зеленые критикую авторитарность Китая и его стремление «противопоставить себя демократическим странам». Далее, в абзаце, посвященном Китаю, Зеленые повторяют формулу «партнер, конкурент и системный соперник», а также призывают диверсифицировать экспорт для ослабления зависимости от КНР. Из интересного – в контексте Китайской стратегии, Зеленые предлагают не только реформу непосредственно отношений КНР и ФРГ – указывая на то, что КНР стремится увеличить свое влияние в странах глобального Юга, партия призывает к «более тесному обмену информацией и сотрудничеству с трансатлантическими партнерами и партнерами из Юго-Восточной Азии по китайскому вопросу».
Кроме того, не стоит упускать из виду то, что человек, ответственный непосредственно за разработку и осуществление Китайской стратегии – яркая представительница Зеленых, министр иностранных дел Анналена Бербок. 28 сентября 2023 во время дебатов по стратегии она выдвинула тезис о растущем риске конфликта с Китаем и высказала мнение, что разрабатываемая стратегия должна придать отношения с КНР фиксированные рамки. В своей речи на представлении китайской стратегии, Бербок придала очертания главным, по ее мнению, задачам Германии по отношению к Китаю: во-первых, минимизация рисков, связанная с зависимостью с поставками стратегических товаров из Китая; во-вторых, снижение односторонней зависимости от Китай в части инвестиций; в-третьих, расширение сотрудничества с Китаем в сфере решения глобальных проблем.
СвДП
В программе СвДП есть одна интересная деталь в «прочтении» трех столпов китайской стратегии: партия признает партнерство и конкуренцию между Германией и Европой, однако обозначает соперничество между ними именно как «растущее системное соперничество» (нем. China, … zunehmend ein systematischer Rivale). СвДП выдвигает тезис о необходимости заключения инвестиционного соглашения с Тайванем ввиду отсутствия прогресса по аналогичному соглашению с КНР (CAI), которое было заключено между ЕС и КНР в 2020 году, однако до сих пор не было ратифицировано. В программе также есть предложение развивать инициативу Global Givaway в качестве альтернативы китайскому ОПОП.
Кроме того, в отличие от коллег по коалиции, которые хоть и поддерживают автономию Тайваня, но придерживаются принципа «одного Китая», настаивают на полной независимости острова и существования «двух Китаев» (нем. Zweistaatenlösung) – «(мы) твердо стоим на стороне Тайваня, … поддерживаем интеграцию Тайваня в международные организации. Наша цель — чтобы Китай и Тайвань достигли соглашения в ходе мирного диалога, чтобы граждане Тайваня могли свободно определять свое политическое будущее». В отношении СвДП к Китаю не меньшее значение играет вопрос прав человека и политических свобод: «Мы не должны создавать впечатление, что наши либеральные ценности могут быть подкуплены в обмен на выгодные деловые сделки», - так сформулировал свое отношение к Китаю председатель партии и министр финансов Кристиан Линднер.
ХДС/ХСС
Что касается крупнейшей оппозиционной партии – и наиболее популярной сейчас согласно результатам опросов общественного мнения – ХДС/ХСС, то она уделяет намного меньше вниманию Китая в своей программе на европейские выборы, чем ее коллеги. Она признает важнейшую роль Китая для современной международной обстановки. Далее партия также обращается к инициативе Global Giveaway как к альтернативе ОПОП, а также выдвигает тезис о том, что отношения между Европой и Китаем должны строиться на принципах «миропорядка, основанного на правилах» (англ. rules-based order).
В то же время в программе Die Union на выборы в бундестаг 2021 года Китаю посвящен очень подробный абзац, озаглавленный как «С Китаем на равных» (нем. China auf Augenhöhe begegnen). Здесь ХДС/ХСС повторяет тезис своей социалистической коллеги, представляя Китай как «конкурента, партнера по кооперации и системного противника». Также Китай позиционировался партией тогда как «источник главных внешнеполитических вызовов». Для того, чтобы противостоять китайской угрозе, Die Union предлагает усилить трансатлантическую кооперацию и кооперацию с демократическими государствами в экономической и технологической сферах. В то же время партия признает, что в некоторых областях сотрудничество с Китаем необходимо и желательно.
АдГ
В случае с Альтернативой для Германии, Китаю посвящен целый абзац только в программе 2024 года в нем указано, что несмотря на то, что идея развития торговых связей с экономическим гигантом рассматривается партией положительно, выражаются и некоторые опасения по этому поводу: так, АдГ призывает ограничить покупку китайцами немецких предприятий. В предвыборной программе 2021 года АдГ высказывает заинтересованность в участии ФРГ в проекте «Один пояс и один путь», но в то же время требует запрета на реализацию проектов Института Конфуция в публичных учебных заведениях. В то же время ни в основном программном документе партии – «Программе для Германии» не упоминается, что свидетельствует о возросшем интересе партии к роли китайской стратегии для немецкой внешней политики.
В общем, высказывания представителей Альтернативы для Германии (АдГ) относительно Китая касаются в основном экономического взаимодействия и, как правило, являются реакцией на действия или заявления членов правящей коалиции. Например, после заявления Штайнмайера в 2022 году о необходимости уменьшения зависимости Германии от Китая, чтобы избежать подобной ситуации, возникшей из-за зависимости от российского газа, Хрупалла заявил, что Германия фактически стала зависимой от США и ЕС своей текущей политикой и должна наоборот расширять сотрудничество с Китаем. Высказывания о необходимости поддерживать нормальные отношения с Китаем были произнесены Алис Вайдель в ответ на угрозы Бербок по поводу Тайваньского вопроса летом 2022 года. Положительные комментарии представителей АдГ о сотрудничестве с Китаем в настоящее время противоречат острой критике Китая в 2019 и 2020 годах, когда партия обвиняла Китай в том, что он является главным источником коронавирусного кризиса, критиковала правительство Германии за продажу китайским компаниям немецких предприятий и возмущалась популярностью китайских электромобилей на европейском рынке.
Левая
Левая (и недавно отделившийся от нее Союз Сары Вагенкнехт) всегда держались несколько в стороне от остальных партий, позиционируя себя как наследников СЕПГ и оперируя в своих программах и в речах своих представителей традиционными социалистическими терминами. Так, впервые в европейской программе Левой Китай упоминается в следующем контексте: «Согласно нашему видению, единая Европа должна стоять особняком по отношению к блоковой конфронтации между США и Китаем…». При этом, партия смотрит на кооперацию с Китаем скорее положительно. Например, в программе присутствует предложение о расширении кооперации с Китаем и Индией для обеспечения немецкого населения качественной и недорогой фармацевтической продукцией, а также для борьбы с изменением климата. При этом, Левая, придерживаясь пацифистских позиций, критикует Китай за наращивание вооружений, а также призывает объединить с Китаем дипломатические усилия по урегулированию украинского кризиса.
Принятую Китайскую стратегию Левая не считает перспективным документом: «Стратегия Германии в отношении Китая – это, прежде всего, документ, показывающий беспомощность правительства. В ней нет вариантов действий, и она представляет собой не более чем бумажного тигра, содержащего попурри из самых разных позиций», - такую характеристику трудам Бербок и «Светофора» депутат Левой Вульф Галлерт.
ССВ
Созданный сравнительно недавно, но уже успевший получить свою долю популярности и стать парламентской группой Союз Сары Вагенкнехт также сделал выбор в пользу выдержанной позиции по отношению к Китаю. В Европейской программе 2024 года ССВ также как и Левая предупреждают об опасности конфронтации между США и Китаем, а также настаивают на сбалансированной торговой политике по отношению с к Китаю – в контексте того, что слишком сильная ориентация на США может подорвать экономические отношения между ФРГ и КНР. В целом, ССВ относится к Китаю заметно положительнее других партий.
***
Взгляды партий немецкого парламента по поводу германо-китайских отношений разнообразны, они варьируются в зависимости от идеологии и внешнеполитических приоритетов партий. Партиями правящей коалиции Китай воспринимается не только в качестве стратегического партнера и важного участника мировой политики и экономики, но и как«системный соперник»; отношения между странами в хозяйственно-политическом направлении теперь будут строиться на основе «конкуренции». Так, СДПГ придерживается более жесткой линии в отношениях с Китаем и считает его одновременно «партнером, конкурентом и соперником» для Европы и для Германии. По мнению Зеленых, стратегия должна придать отношениям с КНР фиксированные рамки. СвДП выдвигает тезис о необходимости заключения инвестиционного соглашения с Тайванем ввиду отсутствия прогресса по аналогичному соглашению с КНР. Крупнейшая оппозиционная партия ХДС/ХСС поддерживает укрепление экономических отношений с Китаем и считает, сотрудничество между странами играет важную роль для укрепления современной международной обстановки. Такие партии, как АдГ, Левая и ССВ занимают выдержанную позицию по отношению к Китаю и придерживаются стратегии сбалансированных отношений, основанных на взаимоуважении и сотрудничестве. Итак, немецкие партии сходятся во мнении, что важно поддерживать диалог с Китаем и искать с ним сотрудничество в различных областях, таких как торговля, климатические изменения, и энергетика. Вместе с тем, они стремятся к более решительной позиции по отношению к Китаю в вопросах нарушения прав человека и Тайваньской проблеме.