Роль традиционной культуры в формировании современной внешней политики России, Китая и Индии
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Автор: Турей Сюзанна, Высшая школа перевода МГУ им. М.В. Ломоносова, 3 курс, World Politics Club НСО МГИМО
В эпоху глобализации не только экономических, но и политических процессов, существует соблазн считать, что культура вслед за другими общественными сферами легко поддается внешнему влиянию и растворяется в маркетинговых кампаниях транснациональных компаний. Однако, как мы видим, сегодня все больше государств выступают против гуманитарной экспансии Коллективного Запада и стараются вновь возродить в своих гражданах национальное самосознание, напомнить о том, что у каждого народа есть свои священные книги, свои национальные герои и свои ценности, которые культивировались в обществе тысячелетиями.
За счет стремительного роста новых центров экономического и геополитического влияния меняется архитектура международных отношений. Все больше исследователи обращаются к идеям «государств-цивилизаций», собирающих внутри себя общества, объединенные «единой судьбой». Особенно ярко эти процессы происходят внутри группы БРИКС: формирование Русского мира с центром в России, создание Мира ислама под протекторатом Ирана, возрождение Бхарата на месте Индии или глобальное экономическое влияние Поднебесной. Неудивительно что в связи с этими тенденциями ряд стран в рамках своей внутренней политики обратились к «культурной безопасности»: сохранению языка, защите религиозных чувств, возрождению традиций. Именно в историко-культурных сокровищницах мы можем найти источники современной внешнеполитической доктрины России, Китая и Индии.
Региональной программа «Мы вернулись в Россию» в рамках ВФМ 2024 в России
Важную роль в политике этих трёх стран играют культура, исторические связи и приверженность идеи миротворчества. Так, индийская концепция Atithi Devo Bhava («Гость равен Богу») подчёркивает важность гостеприимства и уважительного обращения к окружающим. А китайский принцип «правильного взгляда на выгоду и справедливость» служит одним из основных компонентов внешнеполитической парадигмы Си Цзиньпина. Лидер Китайской Народной Республики не раз подчеркивал, что в политике необходимо придерживаться принципа справедливости, равенства и приоритета высокой морали; а в экономике важно следовать принципу взаимной выгоды и совместного развития. На фоне процесса децентрализации международных отношений подобные концепции помогают создавать новое многополярное мироустройство, основанное на уважении, взаимной выгоде и партнерстве.
В России в 2022 году был издан указ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», в котором было дано определение «традиционных ценностей» как нравственных ориентиров, формирующих мировоззрение граждан России, передаваемых от поколения к поколению и лежащих в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны. Российская Федерация рассматривает традиционные ценности как основу российского общества, позволяющую защищать и укреплять суверенитет России и осуществлять сбережение народа России и развитие человеческого потенциала. А на фоне русофобских настроений в Европе и актов уничтожения исторических памятников и притеснения русского языка в ряде стран постсоветского пространства, одним из важнейших приоритетов России стало сохранение исторической памяти, культуры и передача этих знаний последующим поколениям. Однако культура становится объектом защиты не только во внутренней политике государства, но и на международной арене. В отечественной доктрине внешней политики Россия представляется как хранитель традиционных общечеловеческих духовно-нравственных ценностей и выступает за соблюдение права суверенных государств на их культурные ценности, историческое наследие, образ ведения хозяйства, политический режим и форму правления, признавая пагубное влияние общественно-культурных тенденций США и ряда стран западной Европы.
Россия придает большое значение установлению межгосударственных связей и содействию культурному взаимообмену со своими партнерами. В рамках федеральных проектов проводятся различные мероприятия, нацеленные на установление тесного сотрудничества, построенного на уважении и дружбе: Всемирный Фестиваль Молодежи и Игры Будущего в марте 2024 года, Игры Дружбы, Евразийский женский форум, запланированные на осень 2024 года, международные форумы на выставке «Россия» (ВДНХ) и многое другое. Совместная научная и образовательная деятельность не только способствует экономическому развитию России и ее партнёров, но и формирует новое «евразийское культурное пространство».
Китайский Новый год в Москве в 2024 году
Возрождает свои традиции и Индия. В 2024 году министр иностранных дел Индии Субраманьям Джайшанкар издал книгу «Почему Бхарат имеет значение?», которую можно считать ярким образцом индийской «мягкой силы» нового поколения. Уже в названии работы необходимо обратить внимание на употребление не всем известного названия Индии – Бхарат. Как отметил Иван Тимофеев в аналитическом комментарии «Почему Бхарат имеет значение? Взгляд из России», переход на более активное использование в политическом дискурсе эндонима «Бхарат» (название Индии на языке хинди, закрепленное в Конституции государства) ознаменовал изменение внешнеполитической идентичности Индии. Страна меняет свой внешнеполитический образ, т.е., говоря коммерческим языком, проводит ребрендинг государства, заменяя колониальное «послевкусие» названия «Индия» глубокими самобытными элементами в топониме «Бхарат». На первый взгляд незначительное обращение политиков к историческим корням на самом деле является тактическим приемом в рамках политической концепции Н. Моди – Viksit Bharat («Развитая Индия 2047»).
Как и Россия, Индия, являясь многонациональной, многоконфессиональной и многоязычной страной, обладает богатым историко-культурным наследием. И.Н. Тимофеев называет Бхарат государством-цивилизацией современного типа, которое, примиряя в себе десятки этносов, языков и культур в одном политическом проекте, «устремлённо в будущее толчком от тысячелетий прошлого". А Б.К. Шарма, директор Объединённого Института оборонных исследований в Дели, отмечает, что Индия – это бренд единства в многообразии; плавильный котел цивилизаций, плавно объединившихся посредством культурной «мягкой силы».
Интересно, что идеи о государствах-цивилизациях одновременно возникают во внешнеполитических доктринах и России и Индии. В Концепции внешней политики России (от 31.03.2023) также утверждается идея об особом положении России как самобытного государства-цивилизации: идея о спасительной роли России, Святой Руси как Катехоне, развивалась в рамках русской политической эсхатологии и выросла из концепции XVI века «Москва – Третий Рим», которая теперь входит в представление России как православного центра, соединяющего внутри себя культурно-цивилизационную общность Русского мира. Таким образом, Россия выступает в качестве уникального центра соединения евразийских ценностей, корни которых уходят в далекое прошлое: теория евразийства развивалась Н.С. Трубецким, а основы цивилизационных подходов были положены в работах Н.Я. Данилевского и Л.Н. Гумилева.
Идею «нового евразийства» горячо поддерживает и Китайская Народная Республика, еще десять лет назад представившая свое видение евразийской интеграции. В 2015 г., на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Генеральный секретарь ЦК Компартии Китая Си Цзиньпин объявил о концепции построения Сообщества «единой судьбы человечества мира», в 2017 году эта идея о построении гармоничного мира была включена в Устав КПК, а в 2018 году и в Конституцию КНР. В докладе на 19-м Национальном съезде КПК в октябре 2017 г. китайский лидер призвал мировое сообщество «работать сообща, чтобы построить прочный мир всеобщей безопасности, общего процветания, открытости, терпимости, чистоты и красоты».
В традиционной культуре Китая существует важное понятие «Хэ (和)», которое обозначает мир, гармонию и согласие. А идея «Гармонии при наличии различий» является постулатом многополярного мира и лежит в основе как индийской, китайской, так и русской культуры. Как отмечает Чжэн Цзелань, старший преподаватель Института России, Восточной Европы и Центральной Азии Шанхайского университета иностранных языков, понятие «Хэ (和)» также представляет собой идейную основу конфуцианства, согласно которой «благородные люди находятся в согласии с другими людьми, имея разные взгляды (君子和而不同)». Российская Федерация исторически придерживается принципа «гармонии» и «невмешательства» в своей политике.
Национальным приоритетом государства является защита прав всех народов России на свое исторические и культурное наследие — неудивительно, что во внешней политике Российская Федерация всегда выступала за уважительное взаимодействие со странами-партнерами, осуждая дискриминационную политику неоколониализма. Отечественные политики не раз призывали мировое сообщество к соблюдению норм международного права в отличие от западных коллег, которые раз за разом обращаются к никому неясной концепции «порядка, основанного на правилах».
В это же время внешняя политика Индии руководствуется древней философией Vasudhaiva Kutumbakam (из санскритского священного текста, Маха-Упанишады), что означает, что весь мир – это одна семья, а идея «Одна Земля, одна семья, одно будущее», которую Индия позиционировала на саммите Группы Двадцати, несмотря на внешнеполитические разногласия Индии и Китая, рифмуется с китайской концепцией «сообщества с единой судьбой человечества». Стратегическая программа, проходящая в рамках этой концепции – «Один Пояс — Один Путь» — основывается на взаимосвязанности транспортных путей и подчеркивает важность взаимовыгодного экономического сотрудничества между партнерами, тем самым знаменуя переход от «нулевой игры» Коллективного Запада на концепцию «совместного выигрыша», которую поддерживают и Индия, и Китай и Россия.
Инициатива «Один Пояс — один Путь», как известно, является объединением проектов «Экономического пояса Шёлкового пути» и «Морского Шёлкового пути XXI века», и берет свое начало в идее Великого Шёлкового пути, действовавшего со II в. до н. э. и бывшего одним из важнейших торговых маршрутов в древности и в средние века. Эта концепция передачи культурных и технологических знаний из Азии в Европу, разумеется, находит современное воплощение в концепции многостороннего евразийского сотрудничества.
Таким образом, мы видим, какое внимание уделяется в этих трех странах – России, Индии и Китае – роли дипломатии и культурного обмена. Как пишет Чжэн Цзелань, добрососедская дружба и гармония являются важными понятиями в традиционной китайской стратегической культуре. В классических произведения «Лунь Юй (论语)», «Чжоу Ли (周礼)» древние философы выступали за дружественные отношения между соседями. Мэн-Цзы еще до нашей эры предложил идею, в полной мере описывающую принцип «мягкой силы» Дж. Ная: «покорить других добродетелью». Вместе с философскими установками Китая сосуществуют пять принципов мирного сосуществования (панча шила), которые были перечислены в индийско-китайском соглашении 1954 года: суверенитет, ненападение, невмешательство, равенство, взаимная выгода и мирное сосуществование. А санскритский эпос «Махабхарата» представляет собой классическое повествование о государственном управлении, утверждающем о решающей роли дипломатии в решении политических конфликтов. Такие понятия индийской философии, как Дхарма (праведность), карма (действие и его последствия), долг, верность, честь, жертвенность, любовь и стремление к истине пересекаются как с христианскими добродетелями Русской Православной Церкви, так и китайскими концепциями, которые комплексно составляют основу многополярного мира: мирное сосуществование народов, взаимно уважающих культуру друг друга.
Таким образом, у этих трех стран, исходя из их традиционных ценностей, выделяются общие сферы культурных приоритетов:
· Сохранение союза мужчины и женщины (в противовес либеральной западной пропаганде многообразия гендеров и сексуальных ориентаций)
· Поддержка здорового образа жизни и спорта (в отличие от концепций «бодипозитива» и «всепринятия»)
· «Гармония при наличии различий»: уважение к культуре других народов (в противовес неоколониальной политике Запада)
· Построение многополярного мира (в оппозицию однополярному миру)
· Сохранение традиционных ценностей (в отличие от глобализации западных ценностей)
· Уважение к политическому строю суверенных государств, идеологий, социальных систем и верований (против пропаганды единственно верных политических институтов по англосаксонскому образцу)
· Невмешательство во внутренние дела суверенных государств (в отличие от интервенций Коллективного Запада под различными предлогами)
· Сотрудничество и партнерство (против «Игры с нулевой суммой»)