ФРГ и Центральная Азия: что дальше?
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Автор: Комарова Евгения Сергеевна, 4 курс, Чикишева Татьяна Сергеевна, 1 курс, Факультет международных отношений МГИМО МИД России, Клуб германских исследований НСО МГИМО
После распада «светофорной» коалиции и в свете предстоящих досрочных выборов в бундестаг немецкую и международную публику занимают, в большинстве своем, вопросы электорального характера, а партии в своих предвыборных программах уделяют немалое внимание вопросам государственного долга, бюджета и миграции. Однако сейчас предлагаем немного отвлечься от предвыборной гонки и порассуждать на тему, более близкую к непосредственно российским границам – а именно, о Центральной Азии и интересах Германии в регионе. Не случайно именно тур по Центральной Азии стал одной из последних зарубежных поездок Шольца за время его пребывания во главе «светофорной» коалиции. В рамках поездки в страны Центральной Азии Олаф Шольц провел личные встречи с лидерами государств, а 17 сентября принял участие во встрече в формате «С5+1», встретившись с пятью президентами стран региона (с лидерами Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана и Кыргызстана) – на которой заявил о том, что углубление связей с Центральной Азией является «стратегической целью» Германии.Но в чем конкретно заключаются эти стратегические цели?
Источник: пресс-служба президента Узбекистана
Прежде чем переходить к более конкретным кейсам во взаимоотношениях ФРГ и центральноазиатских государств, стоит подчеркнуть, что наибольший интерес для Германии представляют Казахстан и Узбекистан – не в последнюю очередь, из-за их минеральных ресурсов. Так, во время поездки 15-17 сентября Шольц посетил именно Астану и Ташкент, а в 2022 году аналогичные визиты нанесла министр иностранных дел Анналена Бербок в рамках своего центральноазиатского турне.
Шольц, Токаев и нефтепровод
Казахстан часто определяется в немецких академических публикациях как «стратегический партнер по диверсификации» – в первую очередь, в контексте диверсификации энергетической. На переговорах с Казахстаном 16 сентября Шольц и Токаев обсуждали, в частности, вопросы поставок нефти в Германию – а именно, вопросы, связанные с PCK (нем. Petrolchemisches Kombinat (пер.: нефтехимический комбинат)) Raffinerie. PCK Raffinerie в городе Шведт является одним из главных нефтеперерабатывающих заводов в Германии, сильно пострадавших в следствии антироссийских санкций и сокращения поставок в Германию из России: как следствие, после долгих поисков альтернативных поставщиков нефти и газа, в 2023 году ФРГ удалось заключить соглашение с казахским КазМунайГазом о начале поставок нефти на PCK Raffinerie. В рамках визита Шольца контракт между национализированной властями ФРГ «дочкой» Роснефти и КазМунайГазом был продлен: Казахстан продолжит поставлять в Германию 100 тыс. тонн нефти каждый месяц. Интересно отметить, что значение поставок на НПЗ в Швабе настолько высоко, что этот пункт был отмечен в Совместной декларации по итогам саммита: а цель этих поставок сформулирована как «укрепление безопасности энергоснабжения Германии».
Всего в 2023 году на долю Казахстана пришлось 11,3% всей поставляемой в ФРГ нефти – по сравнению с 2021 годом, этот показатель вырос на 3% – что ставит Казахстан на четвертое место по поставкам после Норвегии, США и Ливии; при этом, несмотря на поиск Германией альтернативных маршрутов поставок, они осуществляются через северную нитку МНП «Дружба». Однако потенциал для роста энергетического сотрудничества есть: так, в Tagesschau подсчитали, что, в теории, Казахстан мог бы поставлять в Германию примерно в 4 раза больше нефти – вплоть до семи миллионов тонн в год: все более вероятное развитие событий, с учетом того, что Казахстан планирует увеличить добычу нефти до 100 миллионов тонн в год в обозримом будущем. Помимо прочего, Казахстан планирует расширить Тенгизское нефтяное месторождение к концу 2025 года, что позволит увеличить добычу нефти на 40%. В то же время, существуют опасения, что подобная интенсификация сотрудничества в нефтяной отрасли между Германией и Казахстаном не сулит ничего хорошего для России: так, во время визита в Казахстан 28 ноября 2024 года, Владимир Путин допустил возможность продажи доли в PCK Raffinerie национализированной «дочки» Роснефти (которая владеет 54%) КазМунайГазу, чтобы Казахстан сам осуществлял поставки нефти на НПЗ – однако эта вероятность остается на уровне предположений.
Помимо нефтяных ресурсов, Германия интересуется и сотрудничеством с Казахстаном в области мирного атома – так, в рамках Немецко-Казахстанского бизнес-форума, прошедшего 16 октября 2024 года, Siemens подписал стратегическое соглашение с «НАК «Казатомпром» о поэтапной локализации производства техники в Казахстане – речь идет о высокоточных устройствах. Также Siemens планирует создать совместное предприятие с Казатомпромом в городе Туркестан. Особенно актуально сотрудничество между немецкими и казахскими компаниями в области атомной энергетики может быть в свете результатов референдума, прошедшего в Казахстане 6 октября 2024 года, на котором большинство населения высказались в пользу строительства АЭС.
При этом, в Совместном соглашении по итогам саммита 16 сентября экологии и климату уделена статья, состоящая из 10 пунктов: среди них – содействие в области энергетического перехода для «обеспечения успеха Парижского соглашения путем сокращения выбросов и (…) достижения углеродной нейтральности». Главной немецкой климатической инициативой в Казахстане в частности – и в Центральной Азии в целом – является «Зеленая Центральная Азия», упомянутая в Соглашении в ст. 25. Инициатива реализуется Немецким обществом по международному сотрудничеству (нем. Deutsche Gesellschaft für Internationale Zusammenarbeit) и Федеральным министерством сотрудничества и развития. В реализации программы участвуют такие немецкие исследовательские институты как Потсдамский центр имени Гельмгольца (GFZ), Галле-Виттенбергский университет имени Мартина Лютера, Потсдамский институт изучения климатических изменений (PIK) и Казахстанско-немецкий (DKU) университет.
Узбекистан: главный по стратегическим металлам
Как и Казахстан, Узбекистан представляет для Германии интерес в качестве поставщика нефти и минеральных ресурсов. Однако если касательно поставок нефти лишь было выражено намерение сотрудничать в сфере энергетики, то минеральные ресурсы – а именно, редкоземельные металлы – привлекают намного большее внимание Германии. Так, еще в апреле 2024 года ЕС и Узбекистан подписали Совместную декларацию о партнерстве в области критически важных минералов: согласно ей, ЕС будет сотрудничать с Узбекистаном в области разработки, исследований и транспортировки редкоземельных металлов. Наибольший интерес для европейских стран представляет литий, бром, бор и йод. Декларация была подписана на основе европейского Закона о критически важных минералов (англ. Critical Raw Materials Act), закрепляющего цели международного сотрудничества ЕС в сфере редкоземельных металлов. В ходе визита Шольца 16 сентября была подписана аналогичная декларация, но уже двухстороннего характера: теперь Германия будет более тесно сотрудничать с Узбекистаном в сфере редкоземельных металлов и минералов, имеющих стратегическое значение. При этом стоит отметить, что Узбекистан – достаточно новое поле для деятельности в сфере металлургии для ФРГ. Ранее немецких инвесторов в этой области привлекал, в основном, Казахстан – а другие страны Центральной Азии не получали столь пристального внимания.
Не менее важно подписание межправительственного Соглашения о всестороннем партнерстве в сфере миграции и мобильности, которое было подписано между МВД двух стран. В соглашении речь идет о сотрудничестве в сфере обеспечения здравоохранения граждан Узбекистана, находящихся в Германии, а также правила депортации узбекских граждан, находящихся в ФРГ без разрешения. При этом, интересно отметить, что на данный момент в Германии находятся только 200 граждан Узбекистана. Чем же обусловлена необходимость заключения такого соглашения? В пресс-релизе немецкого МВД сообщается, что целью соглашения является «привлечение квалифицированной рабочей силы» в Германию; при этом, в самом соглашении содержатся положения об увеличении кооперации в сфере предоставления образовательных услуг и профессионального образования. Однако еще более важную роль в международном контексте играет другой аспект соглашения: Узбекистан, как страна, граничащая с «пороховой бочкой» региона – Афганистаном – будет сотрудничать с Германией в депортации афганских правонарушителей на родину: небольшой шаг на пути к урегулированию миграционной ситуации в ФРГ.
Украина: санкции и мирные предложения Токаева
Последним, но не менее важным – особенно для России – аспектом взаимоотношений Германии и Центральной Азии является украинский вопрос. Шольца этот вопрос волновал, в первую очередь, по причине опасений, что страны Центральной Азии помогают России обходить наложенные на нее санкции – особенно он сфокусировал свое внимание на Казахстане: «Я благодарен за доверительный диалог между нами, благодаря которому мы хотим предотвратить использование взаимной торговли для обхода санкций (Россией – прим. авт.)», – заявил он после разговора с Токаевым, аналогичным образом, в марте 2023 года, канцлер оценивал сотрудничество с Казахстаном. В ходе визита Токаева в Берлин канцлер Шольц поблагодарил президента Казахстана за поддержку в пресечении обхода санкций Россией и отметил, что «сотрудничество с Казахстаном имеет критическое значение для применения санкций и окончания войны».
В своем обращении к прессе в ходе саммита С5+1 в Астане 17 сентября Шольц также напомнил о «необходимости мирного урегулирования» и не забыл осудить «агрессию России» – в то же время, он признал необходимость проведения мирной конференции по украинскому вопросу в Швейцарии при участии России. Токаев, в свою очередь, поддержал мирные инициативы Бразилии и Китая, выступив за начало переговоров между сторонами конфликта: «Россию победить военным путем невозможно», – заявил он Шольцу. Во время своего визита в Узбекистан Шольц также осудил «агрессивную войну против Украины», однако ответ Мирзиеева на этот тезис прессе не известен.
Заключение
Итак, взаимоотношения Германии с Центральной Азией, особенно с Казахстаном и Узбекистаном, приобретают все большую значимость – в первую очередь, для самой ФРГ. Германия, стремясь диверсифицировать свои источники энергии и уменьшить зависимость от России, активно развивает сотрудничество с этими республиками – в частности, в сфере поставок нефти и редкоземельных металлов.
В то же время, Казахстан проявляет готовность увеличить объемы поставок нефти, что ставит его в выгодное стратегическое положение для ФРГ – интерес также представляет возможное сотрудничество в сфере атомной энергетики и энергетического перехода между этими двумя странами. В свою очередь, Узбекистан, в недрах территории которого находятся критически важные редкие металлы, приобретает стратегическое значение для Германии: не только в сфере полупроводников, но и за счет своего близкого к Афганистану географического положения. Встречи в верхах также вызвали достаточно показательные дискуссии по поводу украинского вопроса: особенно важна для России реакция президента Токаева.
При этом вероятность, что политика ФРГ по отношению к Казахстану поменяется после досрочных выборов, невелика. Вне зависимости от того, кто будет новым канцлером, и кто будет входить в правящую коалицию, вероятно, ФРГ продолжит наращивать сотрудничество со странами Центральной Азии: ввиду большой географической удаленности, Центральная Азия представляет значение для немецкой внешней торговли, однако в политическом дискурсе практически отсутствует.