Фридрих Мерц: политический портрет и взгляд на Россию
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Автор: Серегина Анна Андреевна, 1 курс магистратуры, МГУ им. М.В. Ломоносова, Факультет Глобальных процессов, Клуб германских исследований НСО МГИМО
Перед резиденцией канцлера упал пенсионер.
Федеральный канцлер помогает ему и говорит:
«Поэтому в следующий раз ты должен
проголосовать за меня». Пенсионер отвечает:
«Я упал на спину – не на голову!»
Немецкий анекдот
Источник: Reuters
Досрочные выборы в немецкий парламент 2025 года ознаменовались нетипично для политического поля Германии высоким показателем энтропии. Если ранее выборы в ФРГ традиционно были легко предсказуемы, вопросом оставалось лишь конечное число мандатов у той или иной партии, то текущий год хоть и не предоставил сюрпризов в отношении победившей партии, но стал крайне непредсказуемым и для вошедших и не вошедших в парламент партий (Свободной демократической партии (СвДП) и Союза Сары Вагенкнехт – за разум и справедливость (ССВ)), и по распределению мест, и по прогнозам для формирования будущей коалиции.
Канцлером ФРГ станет Фридрих Мерц, немецкий консерватор, выдвиженец на пост главы правительства от победившего на парламентских выборах блока Христианско-демократического союза (ХДС) и Христианско-социального союза (ХСС). При этом Ф. Мерц был выдвинут не только в разгар энергетического и экономического кризиса, но и на волне антимиграционных настроений и радикализации общества – правая «Альтернатива для Германии» (АдГ) получила исторические число мандатов в бундестаге, а лидер Союза был вынужден сыграть на возможной отмене «брандмауэра» в ее отношении, чтобы снискать себе поддержку право настроенных избирателей.
Фридрих Мерц: между Колем, Меркель и Шольцем
Ф. Мерц родился в 1955 г. в католической семье в Брилоне, небольшом городе, расположенном на востоке федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия. Потомственный юрист, он получил соответствующее образование и несколько лет работал в сфере юстиции. В партию ХДС Мерц вступил в самый разгар канцлерства Вилли Брандта (Социал-демократическая партия Германии, СДПГ) – во время потепления отношений между СССР и ФРГ – в 1972 г. Ранее в 1969 г. закончились два десятилетия беспрерывного правления ХДС, чья политика характеризовалась как «атлантическая», направленная на тесное сотрудничество с США против Советского Союза. Практически сразу после институционального оформления ЕС и создания Европарламента Мерц избрался в него от своей партии, его деятельность там – экономические и валютные вопросы, промышленная политика и отношения между ЕС и Мальтой. В Германии он также в конце концов занялся финансовыми вопросами.
Будущий немецкий канцлер – профессиональный политик – получивший значительный организаторский опыт сначала в Европарламенте, а затем и в самой Германии, может оказаться серьезной проблемой для выстраивания продуктивных и взаимовыгодных отношений с Россией. Его приверженность атлантическим ценностям, как представляется, не претерпела значительных изменений со времен вступления в ХДС в начале 70-х годов прошлого века.
При этом становление Мерца в большой политике пришлось на времена канцлерства Гельмута Коля (ХДС), ознаменовавшиеся рядом серьезных геополитических потрясений, в которых Германия сыграла не последнюю роль: объединение Германии и поглощение ГДР (1990), признание независимости Хорватии и Словении и ускорение дезинтеграции Югославии (1991), заключение Маастрихтских соглашений и создание Европейского Союза (1993). «Я глубоко убежден, что без двойного решения НАТО стена не пала бы в 1989 году, и мы не добились бы воссоединения в 1990 году», «Мы не ищем ответа на германский вопрос в изоляции <…> Немецкий дом может быть построен только на основе прав человека и гражданина и под эгидой единой Европы» – это одни из многих высказываний Г. Коля, демонстрирующих, во-первых, его приверженность лидирующей роли Германии в процессах европейской интеграции, во-вторых, единство немцев и курс на создание единого национального государства, в-третьих, безальтернативно избранный курс на становление в единой Германии – и на территории всей Европы – общих западно-европейских, демократических ценностей, рыночной экономики, полный отказ от опыта социализма, отторжение самой фигуры СССР и ГДР как «неправильного» исторического опыта. Сложно предположить, что личность и убеждения Гельмута Коля не оказали никакого влияния на Мерца – несмотря на то, что отношения между ними теплотой не отличались. Так, Коль прозвал будущего канцлера «политическим младенцем», а сам Фридрих Мерц уже в бытность председателем фракции ХДС/ХСС в 2000 году заявлял в газете Шпигель, что поведение Гельмута Коля «привело нас (ХДС/ХСС) к самому глубокому кризису за всю пятидесятилетнюю историю партии». Однако в том же заявлении он описывал политические успехи Коля как решающие для дальнейшей истории страны (нем. prägende Weichenstellungen unseres Landes).
Другим значительным лицом партии во времена политического становления Ф. Мерца стала Ангела Меркель, сохранявшая должность главы кабинета министров четыре срока подряд, что в общей сложности составило 16 лет. Несмотря на значительные личные разногласия, почвой которым послужило отстранение Мерца от борьбы за пост главы партии и, соответственно, от участия в федеральных выборах в 2002 г., личность и политика Меркель не могли не оказать значительное влияние на фигуру Ф. Мерца. В 2010-2013 г. немецкий канцлер продемонстрировала отличные позиции в области финансовой политики: Германия не провалилась в разразившийся в 2010-2013 гг. европейский долговой кризис, ежегодно ВВП страны рос – и вместе с ним росли расходы на оборону.
В целом, из деятельности этих двух значительных фигур современной политики Ф. Мерц может сформировать вполне работающую политическую повестку в Федеративной Республике: позаимствовав смелость в реализации внешней политики у Коля и осторожность в области политики внутренней у Меркель, будущей канцлер смог бы дать Германии новый рывок для развития в условиях стремительно меняющегося мира.
В то же время, сложно сказать на текущий момент, что конкретно и насколько готов позаимствовать Мерц у упомянутых выше лидеров: до сих пор, оставаясь в оппозиции, он высказывал идеи, преимущественно призванные снискать поддержку у избирателей. Так, Мерц, умело используя общественные настроения, на протяжении всего канцлерства Олафа Шольца (СДПГ) критиковал его курс. При этом нельзя сказать, что его оппозиционная риторика сводилась к исключительно популизму – некоторые из его аргументов были прагматичными и обоснованными. Так, он выступал против окончательного отключения трех оставшихся немецких АЭС Isar 2 (Бавария), Emsland (Нижняя Саксония) и Neckarwestheim 2 (Баден-Вюртемберг) в апреле 2023 г., «играя» на этой теме и напоминая о ней время от времени вплоть до февраля 2025 г. Впрочем, Мерц был замечен и в «переобуваниях в полете»: в течение последних двух лет настаивающий на нецелесообразности реформы так называемого «долгового тормоза», после прошедших выборов Мерц неожиданно и радикально пересмотрел свою позицию, настояв на реформе и увеличении допустимо возможного госдолга Германии. Накануне выборов будущему канцлеру удалось заигрывать и с избирателями, тяготеющими к правой стороне политического спектра, проголосовав по вопросу миграционной политики совместно с партией АдГ, что породило спекуляции о возможности снятия политической «блокады» с последней, хотя впоследствии Мерц подчеркнул, что никакого сотрудничества с АдГ он не планирует.
Фридрих Мерц как (будущий) канцлер ФРГ
Такие радикальные «повороты» свидетельствуют о том, что Ф. Мерц, несмотря на свои заявления, остается в первую очередь политиком, ищущим выгоды для своей партии – в контексте его деятельности в оппозиции. При этом на федеральном уровне главная задача будущего канцлера ФРГ, выигравшего в условии серьезных структурных кризисов, их преодолеть, или, по меньшей мере, продемонстрировать способность к этому в краткосрочной перспективе. При этом, как и в случае с Шольцем, над ним будет тяготеть необходимость принимать для сохранения поддержки электората решения, идущие в разрез с национальными интересами страны. Например, речь идет о перспективах возвращения российских энергоресурсов на немецкие рынки.
Интересно отметить и значительную неопределенность, наметившуюся между традиционно тяготеющим к сближению с США ХДС/ХСС и президентом Дональдом Трампом, который вместо продолжения углубления взаимодействия со странами ЕС, наоборот, взял протекционистский курс. На свою инаугурацию Трамп пригласил не канцлера Шольца и не Фридриха Мерца, как его наиболее вероятного его преемника, а сопредседателя АдГ Тино Хруппалу. Также американский бизнесмен Илон Маск взял интервью у кандидата в канцлеры от АдГ Алис Вайдель и неоднократно отмечал в публикациях, что «только АдГ способна спасти Германию». Как представляется, все эти факторы указывают на наметившийся разлом в отношениях между ФРГ и Соединенными Штатами.
Для Мерца эта конъюнктура разительно отличается от традиционной для партии повестки: при его предшественниках на посту канцлера ФРГ была «локомотивом» атлантического сотрудничества. Теперь же, рискуя потерять своего атлантического союзника, Мерцу придется пересматривать традиционную партийную линию. В числе наиболее острых разногласий стоит отказ администрации Д. Трампа от приоритетности обеспечения европейской безопасности. Для Германии, на территории которой в 2022 году были развернуты 38 тысяч немецких войск, и Европы, которая в целом приняла около 80 тысяч военнослужащих, такие потери могут стать весьма значительными, особенно на фоне недостатка личного состава армий. В регионе при этом активизировалась Франция, ранее заслоненная тенью ФРГ.
После того, как на пост президента США был избран Дональд Трамп, Мерц заявлял, что «Дональда Трампа очень легко предсказать» и «Он делает то, что он говорит. Он думает то, что он говорит, и делает, что он говорит». На первых порах, как представляется, Мерц не в полной мере осознавал, что ему предстоит стать первым канцлером от ХДС/ХСС, который может лишиться поддержки из-за океана в связи с пересмотром внешнеполитического курса новой американской администрации. Пока неясно, насколько Ф. Мерц готов отказаться от трансатлантического партнерства в пользу углубления евроинтеграции, которая испытывает нарастающее давление со стороны евроскептиков.
Еще не вступивший в должность Фридрих Мерц вынужден будет решать также проблему становления суверенного курса Германии как одного из лидирующих государств Европейского союза. Европейская интеграция и ее перспективы стали, в свою очередь, не только полем для разгорающихся дискуссий, но и местом возрождающейся борьбы между странами-региональными лидерами. Так, о себе заявила Франция, претендующая на роль первой скрипки в европейском оркестре, продвигая идею создания единой европейской армии и обеспечения политики сдерживания при помощи французского ядерного оружия. Если раньше ФРГ могла противопоставить французским планам возможности по расширению сотрудничества с США и их обязательства в альянсе НАТО, то теперь будущее европейской безопасности под патронажем Штатов представляется туманным. Таким образом, ФРГ потеряла важный козырь на европейском направлении внешней политики, что на фоне ослабления экономики, оттока иностранного капитала и переноса производств в третьи страны из страны грозит лишением статуса «первой среди равных» страны ЕС.
В конце января 2025 г. Ф. Мерц выступил за углубление связей между Германией и Францией. Уже через три дня после победы блока ХДС/ХСС на парламентских выборах будущий канцлер был приглашен в Елисейский дворец, где провел встречу с главой Франции Эмманюэлем Макроном. По итогам встречи Ф. Мерц написал на своей станице в соцсети X на французском и немецком: «Совместно наши страны могут многого добиться для Европы».
После выхода Великобритании из Европейского союза гонка за лидерство в объединении должна разразиться в первую очередь между Францией и Германией. «Темной лошадкой» может стать Италия как страна-учредитель ЕС наравне с Пятой республикой и ФРГ, но на текущий момент это скорее домыслы, нежели реальная угроза (хотя Рим, в отличие от Берлина или Парижа, был приглашен на инаугурацию Д. Трампа в январе).
Как представляется, в ближайшей перспективе внешнеполитические усилия Ф. Мерца будут сосредоточены на европейском регионе. При этом, учитывая, что пост главы Европейского парламента занимает коллега будущего канцлера по партии Урсула фон дер Ляйен (ХДС), эти усилия могут оправдать себя, во всяком случае в краткосрочной перспективе. На текущий момент будущий немецкий канцлер готов пойти на соглашение с Францией по вопросу обеспечения сдерживания при помощи французского ядерного арсенала, также он позитивно высказывается в отношении инициативы ПРО European Sky Shield (рус. Европейский небесный щит).
Фридрих Мерц и Россия
Позиция Ф. Мерца в отношении России довольно конкретно обозначилась уже в 2022 г., когда он открыто заявил, что «энергия может быть дорогой», говоря о невыгодности санкций для страны, но отмечая их якобы «моральную необходимость». Имея внушительный опыт работы в сфере экономической политики и занимаясь вопросами европейской и национальной промышленности по меньшей мере с 90-х годов прошлого века, Ф. Мерц в полной мере осознает, какие убытки приносит и еще принесет отказ от контактов с РФ по поводу импорта в страну углеводородов. Агентство Bloomberg и его эксперты окрестили в 2023 г. Германию «больным человеком Европы», а также заявили о деиндустриализации страны.
Сомнительно, что Мерц разделит либеральные взгляды своей предшественницы из ХДС Ангелы Меркель, так как нынешний нарратив немецкого истеблишмента тяготеет скорее к осуждению ее политики на российском направлении. Основные критические тезисы укладываются в тезис о слишком сильном сближении с президентом РФ Владимиром Путиным и возросшую при ней зависимость ФРГ от импортируемых из России энергоносителей. Так, выходец из Западной Германии, Мерц вряд ли станет продолжателем взглядов Меркель.
Одним из ключевых моментов в контексте ставшего в последние годы центральным для внешней политики ЕС украинского конфликта стала потенциальная поставка Германией Киеву дальнобойных крылатых ракет Taurus. Так, после разрешений на поставки собственных ракет такого типа Великобританией и Францией, Ф. Мерц выступил за аналогичное решение немецких властей. Фракция ХДС несколько раз вносила на рассмотрение бундестага вопрос разрешения на поставки Украине Taurus, однако ни одна из этих инициатив не достигла успеха. При этом перед проведением парламентских выборов риторика Мерца в отношении этого вопроса стала менее радикальной. Так, к проблеме поставок он обращался преимущественно в случаях прямого вопроса, добровольно предпочитая обходить эту тему. Можно предположить, что на текущий момент перспективы поставки дальнобойных ракет Германией не вызывают сколько-нибудь явной поддержки населения. Также, вероятно, эта инициатива встречает и серьезное сопротивление в правящих кругах.
Потепления отношений России с Европой и Германией, как представляется, во время срока Фридриха Мерца ждать не приходится. Несмотря на то, что взгляды ряда партий (например, АдГ или ССВ) на отношения с Россией кардинально расходятся с доминирующей повесткой и тяготеют к доброжелательности, необходимо понимать, эти партии все еще воспринимаются в ФРГ как «партии протеста». Встречая некоторую поддержку со стороны электората, они все равно остаются в стороне от реального принятия решений.
Маловероятно, что Россия станет ключевым направлением внешней политики будущего немецкого канцлера. Можно предположить, что если ему не удастся значительно повлиять на настроения в немецком обществе, то доминирующей силой на сцене немецкой политики может стать правая АдГ. Чтобы этого не допустить, Мерц будет вынужден балансировать, стремясь сгладить кризисные ситуации и неудачи, которые выпали на долю правительства его предшественника. Вряд ли Фридрих Мерц встанет на путь восстановления отношений с РФ, однако и усугублять их он не станет. Скорее всего межгосударственные отношения между Москвой и Берлином окажутся в «замороженном» состоянии, тогда как реальные усилия нового кабинета ФРГ окажутся направлены на формирование новой атлантической политики и на восстановление утраченных позиций в Евросоюзе. Мерц, как представляется, будет действовать аккуратно, с оглядкой в том числе и на соседствующие страны.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров вполне справедливо оценил политику Фридриха Мерца следующим образом: «Недавно он сказал, что на США полагаться больше нельзя, что они наверняка свой ядерный зонтик либо уберут, либо не будут его использовать, поэтому надо достичь новой договоренности между европейцами, внутри Европы, ЕС и НАТО, о том, что впредь ядерный зонтик для Европы будут предоставлять Франция и Великобритания как две ядерные державы… Насколько это приближает оздоровление обстановки в Европе, тут даже рассуждать не надо. Пока у господина Мерца достаточно агрессивные взгляды».
Заключение
Следующие четыре года для немецкого истеблишмента в целом и будущего канцлера Ф. Мерца в частности могут стать поворотными и решающими. Лидер ХДС вступит в должность канцлера в условиях нетипичной для него политической конъюнктуры: она несет в себе непредсказуемость, которой ранее не наблюдалось в политическом поле Германии в целом. Как представляется, основной задачей будущего канцлера станет попытка стабилизировать внутриполитическую обстановку в стране. Маркерами успеха должен стать рост популярности «народных» партий ФРГ – СДПГ, ХДС, СвДП (которые вовсе в этот раз не вошли в парламент). При этом уже сейчас в Федеративной Республике заложен фундамент для потенциального запрета правой АдГ на федеральном уровне: уже давно ведутся обсуждения в судах и парламенте о правовой базе для этого. В случае провала, будущее правительство, которое, наиболее вероятно, составят СДПГ и ХДС, смогут вынести вопрос запрета правых конкурентов.
Основными направлениями политики Ф. Мерца станут атлантическое и европейское. В новой динамике взаимодействия между США и Германией будущему правительству предстоит выработать новый подход, основанный не на безграничном сотрудничестве, а, скорее всего, на неких суверенных принципах, которые правительству Мерца еще предстоит сформулировать. Параллельно на европейском направлении придется искать новые варианты взаимодействия, чтобы не потерять лидирующие позиции в объединении. Прекращение безусловной поддержки Германии со стороны американских партнеров грозит ей потерей – или существенным падением – своей значимости на мировой арене.
При этом Россия, вероятно, не станет ключевым направлением деятельности Ф. Мерца на посту канцлера, так как любая риторика в ее отношении вызывает отторжение в разных фрагментах поляризованного немецкого общества. Сложно представить, что будущий канцлер пойдет на сближение с Россией, так как это неизбежно усугубит внутриполитический раскол. В противном случае его и без того зыбкая позиция может пошатнуться, а популярность радикальных политических сил – наоборот – взлететь.
Новая стабильность в Германии, вероятно, будет подразумевать поиск решений для выхода из экономического и энергетического кризисов, а также выработку новых немецких взглядов на стремительно меняющийся мир.