Германия: новая СПГ-держава?
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Автор: Крутёва Анастасия Александровна, студентка 3 курса, МО-МИЭП, Клуб германских исследований НСО МГИМО
Последние несколько месяцев энергетической повестки Германии ознаменовались открытием первых в стране терминалов для приема СПГ (сжиженный природный газ), еще несколько проектов находятся в стадии разработки или строительства. А с 2026 г. ожидаются поставки катарского СПГ в Германию. Но насколько серьезна ставка правительства на СПГ?
Источник: gasoilprom.com
С началом кризисной стадии украинского конфликта Германия взяла курс на полный отказ от газа, ранее поступавшего из России. Вариантом замещения необходимых стране объемов газа в короткие сроки является СПГ: для приема такого газа не требуется сооружения газопроводов, а поставщиками могут выступать разные компании. Однако по состоянию на начало 2022 г. в Германии не существовало ни одного терминала, способного принять поставки СПГ. В связи с этим уже в апреле 2022 г. было инициировано принятие закона о форсированном использовании СПГ (Gesetz zur Beschleunigung des Einsatzes verflüssigten Erdgases, LNGG). Закон необходим для ускоренного расширения инфраструктуры для импорта СПГ, ключевые положения документа при этом связаны с процедурными вопросами, в частности, упрощён порядок проведения экспертизы по выявлению негативного воздействия на окружающую среду.
Форсированное строительство СПГ-терминалов
Уже 17 декабря 2022 г. в порту Вильгельмсхафена на Северном море (Нижняя Саксония) официально вошел в строй первый плавучий СПГ-терминал Германии, сооруженный всего за 10 месяцев. Рекордные темпы постройки объекта, однако, можно связать с тем, что ранее уже существовал проект СПГ-терминала в Вильгельмсхафене, который компания Uniper свернула в ноябре 2020 г., заявив о недостаточном спросе на его мощности. Благодаря вступившему в силу в июне закону о форсированном использовании СПГ, обращению к старым проектам и сохранившейся документации, удалось выиграть значительное количество времени. Ожидается, что поступивший сюда СПГ сможет покрыть до 6% потребностей страны в природном газе. Кроме того, новый терминал достаточно удобно интегрировать в газовую инфраструктуру страны, подключив его к действующему магистральному газопроводу NETRA (Die Norddeutsche Erdgas-Transversale).
В январе 2023 г. в Любмине (Мекленбург-Передняя Померания) был введен в эксплуатацию второй немецкий СПГ-терминал, причем его финансирование осуществляется из частных источников (оператор - компания “Deutsche ReGas”).
В дополнение к первой системе в Вильгельмсхафене в четвертом квартале 2023 года будет добавлена еще одна. Кроме того, ведутся работы по строительству терминалов для приема СПГ в Брунсбюттеле и Штаде, а также второго в Любмине. Завершение строительства государственных терминалов запланировано на конец 2023 года. Таким образом, очевидны тенденции по активному развитию СПГ-инфраструктуры в ФРГ.
Рисунок 3. Источник: Energiewirtschaftliche Instituts der Universität Köln (EWI). Предположения относительно расширения терминалов СПГ в Германии.
Известно, что до 2022 года Германия могла получать СПГ с мирового рынка только через терминалы Нидерландов, Франции, Бельгии или Польши. Однако правительство посчитало нужным строить собственные пункты приёма СПГ, аргументируя такое решение недостаточными мощностями терминалов соседних стран и тем, что они нацелены на удовлетворение прежде всего собственного спроса.
Проекты создания СПГ-терминалов в Германии существовали и ранее. Так, в 2018 г. «Новатэк» и бельгийская компания “Fluxys” подписали договор аренды земли с портом Росток для строительства терминала СПГ мощностью 300 тыс. тонн в год, однако уже в 2021 г. рыночные условия показались слишком сложными для реализации проекта. В том же 2018 г. экс-канцлером Ангелой Меркель было принято решение по государственной поддержке строительства терминала СПГ “LNG Stade” на территории химического завода “Dow” на берегу Эльбы близ Гамбурга. Проект предназначался преимущественно для импорта газа из США. Тем не менее, все существовавшие до 2022 г. в Германии планы по развитию СПГ-инфраструктуры терпели неудачу или не сходили с мёртвой точки из-за недостаточного спроса, высокой стоимости и «удобства» получения «привычного» трубного газа из России.
Пункты критики
Сразу несколько экологических организаций Германии, среди которых Deutsche Umwelthilfe (DUH), Deutsche Naturschutzring (DNR), Bund für Umwelt und Naturschutz Deutschland (BUND) и др. подвергли резкой критике разработанный в ФРГ закон, считая, что он противоречит целям правительства в области защиты климата и мешает намеченному расширению «зеленой» экономики. «Новые крупномасштабные инвестиции в ископаемое топливо ставят под угрозу цели климатической повестки», — заявил лидер DUH Мюллер-Креннер.
К тому же, Вильгельмсхафен находится недалеко от природных заповедников и природоохранных зон, а энергия, необходимая для сжижения и транспортировки СПГ, и выбросы метана усугубляют, как полагают экологи, климатический кризис.
Жители острова Рюген даже вышли на улицы, выступая против планируемого там строительства СПГ-терминала: они опасаются, что объект СПГ-инфраструктуры приведет к падению имиджа острова как туристической точки и нанесет существенный вред окружающей среде. Вдобавок к климатическому аспекту критики оказалось, что затраты на эксплуатацию плавучих СПГ-терминалов значительно выше, чем было известно ранее: по новым расчетам Федерального министерства экономики (BMWK) они могут составить около десяти миллиардов евро.
Министр экономики Роберт Хабек (Союз 90 / Зелёные) не видит альтернативы СПГ-терминалам и уверено отвечает на критику: «СПГ-терминалы важны не только для Германии, но и для безопасности поставок в Европу». Успокаивая противников, он также отметил возможность в будущем использовать СПГ-терминалы для приёма «зелёного» водорода. Однако по мнению экспертов, такая трансформация может вызвать технические затруднения. Кроме того, проблемы могут возникнуть из-за высокой стоимости водорода и неопределенности с его поставщиками.
В самой партии «Зелёных», похоже, наметился раскол. Еще в 2019 г. фракция партии в Совете ганзейского города Штаде (Rat der Hansestadt Stade) выразила свое критическое отношение к поставкам СПГ в газовую сеть Германии, посчитав их противоречащими принципам энергетического перехода. А в феврале 2022 г. «Зелёные» федеральной земли Шлезвиг-Гольштейн на партийной конференции категорически отвергли строительство СПГ-терминала. Государственная парламентская группа «Зеленых» в Мекленбурге-Передней Померании также выступила против планов строительства терминала СПГ у побережья Рюгена, ссылаясь на экологическую неприемлемость и ненадобность новых мощностей.
Тино Хрупалла (Альтернатива для Германии) обратил внимание на то, что 5 млрд кубометров сжиженного газа в год, на которые рассчитан терминал в Вильгельмсхафене, покрывают только 6% потребностей Германии в газе, что не поможет ей преодолеть энергетический кризис. На этом фоне мощности, даже с учетом запланированных и недостроенных терминалов, достаточно скромны. Для сравнения, только по газопроводу «Северный поток — 1» в 2021 году поступило почти 60 млрд кубометров газа. А терминалы СПГ в Вильгельсхафене и Брунсбютттеле вместе смогут покрыть в лучшем случае около 20% годового потребления газа в стране.
***
Таким образом, Германия серьезно включилась в создание инфраструктуры для приема СПГ, пока что в виде плавучих терминалов, несколько из которых по состоянию на март 2023 г. уже введены в эксплуатацию; запланированы и стационарные терминалы, срок сооружения которых составит не менее трёх лет. Однако ни по одному из этих терминалов еще не принято окончательного инвестиционного решения. При этом терминалы в Брунсбюттеле и Штаде строятся, насколько это возможно, «зелеными», то есть заранее предусмотрена возможность их перестройки для приема водорода. Тем не менее, строительство столь основательной и дорогостоящей инфраструктуры кажется не́сколько противоречивым, если принять во внимание климатическую нейтральность, к которой стремится Германия. Ожидается, что с реализацией других проектов станет ясно, на каком уровне может быть обеспечена потребность Германии в природном газе. В целом, к концу 2023 г. ожидается открытие шести плавучих терминалов, из них пять – государственные, и их суммарная мощность - 27 миллиардов кубометров в год. Для сравнения: в 2021 г. внутреннее потребление газа в Германии составило 90,5 млрд м3.