Блог Научного Студенческого Общества МГИМО

Роль ЭКОВАС в урегулировании гражданской войны в Кот-д’Ивуар (2002-2007 гг.)

3 июня 2024
Распечатать

Автор: Пихтов Кирилл Олегович, 4 курс, Факультет международных отношений, Африканский Клуб НСО МГИМО, Французский клуб НСО МГИМО

На протяжении долгих месяцев после переворота в Нигере, произошедшего в июле 2023 года, Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС) угрожало новым властям в Ниамее военной интервенцией. Мировому сообществу казалось, что эта региональная организация наконец решила прекратить череду государственных переворотов в Западной Африке. Однако уже в 2024 году ЭКОВАС пошло на уступки и сняло санкции со стран, членство которых в организации было приостановлено после проведения военных переворотов. Буркина-Фасо, Нигер и Мали, в свою очередь, чувствуя угрозу своим интересам, в одностороннем порядке сами покинули сообщество и начали формирование собственной структуры — Альянс государств Сахеля.

konflict-v-kotdivuare-7-2.jpg

Источник: Fototelegraph

Многие сочли этот инцидент проявлением слабости этой международной организации, поскольку её участники не смогли выработать единый подход к разрешению кризиса. Однако в действительности компетенции ЭКОВАС, созданного в 1975 году для укрепления экономического сотрудничества и политической стабильности в Западной Африке, позволяют этой организации противостоять угрозам в сфере безопасности. ЭКОВАС обладает одним из самых эффективных механизмов мирного урегулирования в Африке, и это доказывает целый список операций для поддержания стабильности в регионе. Стоит отметить, что вмешательство ЭКОВАС в масштабный конфликт в Кот-д’Ивуаре, во многом, предопределило дальнейшую судьбу миротворчества в Африке. В этой связи представляется важным рассмотреть роль участия организации в этом событии.

Предыстория гражданской войны в Кот-д’Ивуаре

Вскоре после смерти в 1993 году бессменного президента Кот-д’Ивуара Феликса Уфуэ-Буаньи, правившего 33 года, его преемником был провозглашен председатель Национального собрания Анри Бедье. Другой претендент на главный политический пост Алассана Уаттара на этом фоне подал в отставку с поста премьер-министра и впоследствии стал заместителем директора-распорядителя МВФ. Однако он не ушел из политической жизни страны, намериваясь принять участие в выборах 1995 года.

В 1994 году в находящейся у власти Демократической партии Кот-д’Ивуара (PDCI) произошел раскол, и сторонники Уаттары создали новую партию — Объединение республиканцев (RDR). В декабре 1994 года были внесены поправки в закон о выборах, устанавливавшие, что для участия в борьбе за пост президента было необходимо, чтобы у кандидатов оба родителя были рождены на территории Кот-д’Ивуар, а также вводилось условие о постоянном проживании в стране на протяжении последних 5 лет до выборов. Эти нововведения были очевидно направлены против Уаттары, чей отец был родом из Буркина-Фасо, а по долгу службы в МВФ он последние годы находился в США. Это событие вызвало протесты, но в итоге Уаттара не был допущен к участию в выборах, и Бедье с лёгкостью на них победил, но конфликт в обществе продолжал нарастать.

Недовольство политикой Бедье росло, и 24 декабря 1999 года в стране произошёл военный переворот. Военные провозгласили отставного генерала Робера Геи исполняющим обязанности президента. На президентских выборах 2000 года Геи участвовал как независимый кандидат, но победу одержал Лоран Гбагбо, лидер оппозиционной партии Ивуарийский народный фронт (FPI). Алассан Уаттара вновь не был допущен к участию из-за закона «о происхождении». Робер Геи отказался признавать итоги голосования, что стало поводом для массовых беспорядков, в результате которых он всё же был отстранён от власти, а пост занял Лоран Гбагбо.

В 2001 году по всей стране прошли муниципальные выборы, по результатам которых большое количество муниципальных администраций было возглавлено членами RDR. В конце 2001 года президент Гбагбо созвал Форум национального примирения, куда были приглашены лидеры оппозиции, но решения, отраженные в резолюции по примирению, так и не были воплощены в жизнь. Ситуация осложнялась тем, что Кот-д’Ивуар был разделён на мусульманский север, поддержавший Уаттару, и христианский юг, выступавший на стороне Гбагбо. Кроме того, именно в северных провинциях жило большое количество мигрантов из соседних государств, которые были фактически лишены политических прав, хотя к концу XX века их доля, по данным АС, составляла более 25% от общего населении страны. В этих условиях Уаттара начал сближаться со свергнутым президентом Бедье и его партией MPCI, которых также поддерживали на севере страны. Именно сторонники MPCI спровоцировали вооруженные столкновения с правительственными войсками 19 сентября 2002 года. Они требовали отмены дискриминационных законов и возращения к власти Анри Бедье. Несмотря на убийство нескольких высокопоставленных лиц из правительства Гбагбо, восстание не достигло своей цели, а армия начала прямо противостояние с мятежниками, что и переросло в гражданскую войну.

Уже через несколько недель восставшие сформировали группировку «Новые силы Кот-д’Ивуара», состоявшую, главным образом, из сторонников RDR и MPCI, и смогли взять контроль над рядом провинций на севере страны, но их атаки на ключевые города были отбиты. В январе 2003 года во французском Линас-Маркусси были проведены мирные переговоры, результатом которых стало временное прекращение боевых действий, но страна осталась расколота, а, войска ЭКОВАС и Франции установили линию разграничения. Однако в 2004 году повстанцы отказались разоружаться, в ответ на то, что центральное правительство не выполнило ряд условий соглашений Линас-Маркусси, и боевые действия возобновились, но линия фронта за 2004-2007 гг. значительно не изменилась. Страна практически была поделена на две части: север контролировали повстанцы (административный центр — город Буаке), а юг оставался под контролем Ямусукро.

Рисунок1.jpg

Буферная зона в Кот-д’Ивуаре. Источник: https://www.france24.com/fr/20101017-cote-ivoire-presidentielle-chronologie-crise-gbagbo-soro-rebell...

Формирование позиции ЭКОВАС по конфликту в Кот-д’Ивуаре

После первых миротворческих усилий, предпринятых Западноафриканским сообществом в 1990-ые годы, в устав ЭКОВАС были приняты поправки, согласно которым государства-члены должны были сотрудничать с самой организацией для создания механизмов для предотвращения конфликтов, а в 1999 году в Сообществе был создан Совет по вопросам посредничества и безопасности, в рамках которого решаются вопросы о размещении миротворческих миссий большинством в две трети голосов. Кроме того, были учреждены такие вспомогательные институты как Комиссию по вопросам обороны и безопасности (ныне – Комитет начальников штабов обороны), Совет старейшин (ныне – Совет мудрецов), Резервные силы ЭКОВАС и Систему раннего оповещения, анализирующую информацию о проявлениях конфликтности в странах субрегиона.

Во время конфликта в Кот-д’Ивуаре ЭКОВАС впервые задействовал новый миротворческий механизм. Организация сразу осудила попытку военного переворота, считая, что насильственное свержение законного правительства президента Лорана Гбагбо было бы грубым нарушением основных принципов Африканского союза, в том числе Алжирской декларации от июля 1999 г., и противоречило бы Протоколу ЭКОВАС о демократии и надлежащем управлении 2001 г. Оба документа запрещают признание любого правительства, пришедшего к власти неконституционным путем.

Большинство стран-членов, как и президент Гбагбо поддерживали активное вмешательство ЭКОВАС и, впоследствии, соблюдение соглашений, предусматривавших прекращение огня и создание буферной зоны. Однако в организации были и противники идеи отправки миротворческого контингента. В частности, это были правительства Конакри, Бамако и Уагадугу, которые риторически, а последнее и материально, поддерживали повстанцев на севере Кот-д’Ивуара ещё до начала вооружённого конфликта, поскольку многие из них были выходцами непосредственно из Гвинеи, Мали и Буркина-Фасо. В частности, французские исследователи Ришар Банега и Рене Отайек указывают, что президент Буркина-Фасо Блез Компаоре рассчитывал удовлетворить свои экономические интересы, поддерживая дружественные ему оппозиционные движения в соседней стране. Однако ввиду того, что в рамках нового механизма было необходимо согласие лишь двух третей участников Сообщества, противники вмешательства не смогли блокировать решение о размещении контингента. 

Западноафриканское сообщество оперативно приняло меры для поиска решений выхода из кризиса. 29 сентября 2002 года организация созвала в Аккре срочную встречу на высшем уровне, на которой была создана контактная группа в составе Ганы, Гвинеи-Бисау, Мали, Нигера, Нигерии и Того, а также Африканского союза для обсуждения общих рамок урегулирования кризиса.

Уже 30 сентября представители контактной группы ЭКОВАС встретившись в Абиджане с президентом Гбагбо. 3 октября члены группы в сопровождении исполнительного секретаря ЭКОВАС Мохамеда ибн Чамбасы и временного Председателя комиссии Африканского союза Амары Эсси встретились в Буаке с лидерами повстанцев. Переговоры продолжались до 6 октября, когда контактная группа покинула страну после того, как правительство трижды откладывало подписание соглашения о прекращении огня. 11 октября министр иностранных дел Сенегала Шейх Тидиан Гадио возобновил посреднические усилия ЭКОВАС. Гадио провел несколько встреч с президентом Гбагбо в Абиджане и с представителями MPCI в Буаке. Эти усилия завершились подписанием 17 октября 2002 года соглашения о прекращении огня.

Уже 24 октября 2002 г в Того под эгидой президента Гнассингбе Эйадемы, уполномоченным контактной группой ЭКОВАС, начались мирные переговоры между двумя сторонами конфликта для поиска политического решения. 31 октября в Ломе было подписано первое соглашение, в соответствии с которым стороны подтвердили свою приверженность соглашению о прекращении огня, обязались воздерживаться от нарушений прав человека, признали необходимость сохранения территориальной целостности Кот-д'Ивуара и уважения институтов страны. Однако впоследствии переговоры зашли в тупик из-за непримиримости сторон по ряду вопросов. Следующие три встречи также не принесли результатов.

В это время, уже 26 октября 2002 г. комиссия ЭКОВАС по обороне и безопасности представила план предложение о развертывании контингента сообщества ЭКОМОГ и создании миротворческой миссии МИЭККИ. Согласно изначальной инициативе 9 стран Сообщества — Бенин, Гамбия, Гана, Гвинея-Бисау, Мали, Нигер, Сенегал и Того — должны были направить свои войска для формирования общего контингента.

На встрече в Дакаре 18 декабря лидеры стран ЭКОВАС приняли решение о развертывании миротворческих сил в Кот-д'Ивуаре к 31 декабря 2002 года. Сообщество обратилось к Африканскому союзу и ООН с призывом активизировать свое участие в оказании помощи ЭКОВАС в разрешении ивуарийского кризиса. В это время Париж активизировался в качестве посредника, и 26 января 2003 г. были подписаны многостороннее соглашение в Линас-Маркуси (представители ЭКОВАС тоже принимали участие), которые устанавливали политическое решение конфликта и закрепляли право ЭКОВАС и Франции на размещение своих миссий.

В то же время мирные усилия ЭКОВАС принесли дополнительный прогресс, когда президент Эйадема подписал соглашение о прекращении боевых действий между правительством и двумя повстанческими движениями на западе Кот-д’Ивуара, MPIGO и MJP, которые не участвовали в соглашении о прекращении огня от 17 октября 2002 года.

26 января 2003 года в Абудже ЭКОВАС провёл заседание с участием представителей от ЮАР, Анголы, Камеруна и Габона, в ходе которого принято решение об обращении в Совет Безопасности ООН об одобрении размещения миссии МИЭККИ. 4 февраля 2003 года СБ ООН единогласно принял резолюцию 1464, позволявшую ЭКОВАС развернуть войска в Кот-д’Ивуаре, хотя сама операция фактически началась ещё раньше.

Размещение миссии МИЭККИ в Кот-д’Ивуаре

Рисунок2.jpg

Сенегальские солдаты в контингенте ЭКОМОГ стоят на посту в деревне Ломо Нор в центральной части Кот-д'Ивуара, 14 февраля 2003 года Источник: https://www.aljazeera.com/wp-content/uploads/2023/08/afp.com-20030217-PH-PAR-APP2003021733001-highres-1690891377.jpg?w=770&resize=770%2C538&quality=80

 

Размещение сил ЭКОВАС было отложено из-за переговоров с группировками MPIGO и MJP, и войска прибыли в Кот-д’Ивуар лишь 18 января 2003 года. Контингент МИЭККИ должен был выполнять миротворческие функции, а впоследствии ему было поручено удерживать буферную зону между противоборствующими сторонами на время пока не будут исполнены пункты соглашения Линас-Маркуси от 26 января 2003 г.

В январе 2003 года контингент МИЭККИ составлял порядка 500 военнослужащих, в марте было принято решение расширить его до 1200 человек, а в апреле — уже до 3200. Однако по ряду внутриполитических и экономических причин Абуджа и Бамако не направили своих военнослужащих для участия в этой миссии, что существенно повлияло на ее общую боеспособность. Например, в докладе генерального секретаря ООН по Кот-д'Ивуару от 26 марта 2003 указано, что миссия ЭКОВАС задерживала сроки развёртывания своего контингента. Этот документ во многом послужил причиной для скорейшего увеличения численности войск.

Сначала задачей войск Сообщества было наблюдение за соблюдением условия перемирия в буферной зоне к востоку от реки Сасандра. Однако резолюция ООН 1464 расширила их мандат, включая в себя обязанность обеспечивать соблюдение перемирия, защищать гражданское население и гуманитарные учреждения, а также принимать усилия для разоружения сторон конфликта.

Согласно докладу Международный институт мира в Нью-Йорке, план действий, разработанный командующим силами МИЭККИ предусматривал четыре фазы:

1) Мониторинг линии прекращения огня, создание буферной и удержание контроля над ней и обеспечение защиты высокопоставленных лиц;

2) Ликвидация линии прекращения огня и распространение операции на более обширную территорию Кот-д'Ивуара с целью открытия экономических и гуманитарных коридоров;

3) Обеспечение процесса разоружения, демобилизации и реинтеграции в ивуарийское общество повстанцев;

4) Постепенное сокращение численности контингента и вывод войск МИЭККИ.

В сущности же реализация плана остановилась на первом этапе. Лидеры ЭКОВАС осознавали необходимость дополнительных средства которых у Сообщества, особенно ввиду с ограниченного участия в операции его крупнейшей экономики — Нигерии, не хватало (у Абуджы начался конфликт с Л. Гбагбо). Сообщество обратилось к международным донорам, включая Организацию Объединенных Наций, Европейский союз, Соединенные Штаты, Канаду и Японию, с просьбой о финансировании МИЭККИ.

В результате обращения представителей ЭКОВАС в ООН уже в мае 2003 г. Совет Безопасности ООН постановил, что конфликт в Кот-д'Ивуаре продолжает представлять угрозу международному миру и безопасности, и принял резолюцию 1479 о создании Миссии ООН в Кот-д'Ивуаре. Так появилась миссия МООНКИ, которая должна была дополнить миссию существующих сил Франции и ЭКОВАС.

Результаты деятельности ЭКОВАС в Кот-д’Ивуаре

Рисунок3.png

Солдаты миссии МООНКИ на улицах Абиджана. Источник : https://www.rfi.fr/fr/afrique/20110324-cote-ivoire-sommet-cedeao-met-onu-sous-pression

Предполагалось, что силы ЭКОВАС смогут выполнить все поставленные задачи для скорейшего мирного урегулирования конфликта и постепенно полностью заменят французский миротворческий контингент. Однако этого так и не произошло, контроль над существенной частью буферной зоны, как и защиту гражданских лиц и чиновников по больше части выполняли именно силы операции «Единорог».

Осознавая трудности для своих военнослужащих, ЭКОВАС запросил помощи у ООН, которая сначала создала отдельную миссию, которая должна была стать третьей миротворческой силой в Кот-д'Ивуаре (МООНКИ, MINUCI). Однако осенью 2003 года перемирие было нарушено, а конфликт возобновился с новой силой, и контингент ЭКОВАС уже не справлялся с контролем над своим участком линии соприкосновения, поэтому 27 февраля 2004 года, Совет Безопасности ООН принимает резолюцию 1528 о создании новой более масштабной миссии в стране (ООНКИ, UNOCI), под началом которой объединились контингенты МИЭККИ и МООНКИ уже к 4 апреля 2004 года. На этом история существования независимой миссии ЭКОВАС в Кот-д'Ивуаре заканчивается, хотя военнослужащие Сообщества выполняли задания в рамках ООНКИ до самого окончания конфликта в 2007 году.

Выводы

Миротворческие и дипломатические усилия ЭКОВАС в Кот-д'Ивуаре стали эффективным инструментом для склонения сторон конфликта к переговорам. Сообщество участвовало и в разработке ключевых документов, закрепивших режим прекращения огня. Сама же миротворческая миссия МИЭККИ достигла ограниченного успех, установив контроль над частью линии соприкосновения. Однако впоследствии этих сил оказалось недостаточно для того, чтобы сдержать конфликт, разгоревшийся с новой силой.

Таким образом, миссия МИЭККИ была заменена на миссию ООН по ряду причин:

- Отсутствие надлежащего отлаженного логистического обеспечения войск;

- У ЭКОВАС не хватало ресурсов, чтобы обеспечить большее количество военнослужащих по мере того, как конфликт разрастался;

- У контингента имелись недостатки в системе командования.

Однако, несмотря вышеперечисленные недостатки, миссия МИЭККИ продемонстрировала, что ЭКОВАС располагает людскими ресурсами для и профессионального проведения крупномасштабной миротворческой операции и участия в процессе мирного урегулирования. Кроме того, в рамках этой операции войска ЭКОВАС совершали масштабные учения, что улучшило боеспособность этого контингента, а также военнослужащие ЭКОВАС получили ценный опыт взаимодействия бок о бок с французской армией в рамках операции «Единорог». Усвоив свои ошибки, уже в конце 2004 года лидеры Сообщества приняли решение о преобразовании в 2004 году ЭКОМОГ в Силы постоянной готовности ЭКОВАС (СПГЭ). Для решения проблемы с недостатком финансирования в 2004 году был создан Фонда мира, который пополнялся за счет налоговых сборов государства-членов организации, а также доноров.

Стоит отметить, реформы миротворческой составляющей ЭКОВАС всё же показали свою эффективность, и некоторые решения, по мнению к.полит.н. И.Р. Ютяевой, после кризиса в Кот-д’Ивуаре легли в основу реформ Африканского союза. В частности, в 2002 году у крупнейшей международной организации в Африке появились Африканские сил постоянной готовности (АСПГ), а новообразованные Силы постоянной готовности (СПГЭ), могут быть развернуты в рамках миссий как ЭКОВАС, так и АС. Опыт, полученный в Кот-д'Ивуаре, будет применён ЭКОВАС в будущем в операциях в Мали в 2013 году и в Гамбии в 2017 году.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся