Россия и Ангола: политический диалог и перспективы сотрудничества
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Автор: Калмыкова Алёна Андреевна, Факультет международной журналистики МГИМО, 3 курс, Африканский Клуб и Клуб международной безопасности НСО МГИМО
Одной из важных тенденций современных международных отношений является неуклонно растущая роль стран Африки на дипломатической арене. В формирующемся многополярном мире политическая поддержка государствами континента становится значимым стратегическим ресурсом в международных отношениях. Осознавая значение Африки в современной системе интернационального взаимодействия, Российская Федерация развивает отношения с государствами континента, основываясь на принципах взаимоуважения, баланса интересов и взаимной выгоды.
Ангола — один из важных партнеров и давних друзей России в Центральной Африке. Анализ тенденций голосования стран субсахарского региона в ООН показывает, что позиция Луанды близка российской и совпадает более, чем в 70% случаев. В соответствии с подборкой, составленной на основе восьмидесяти резолюций 76-й сессии ГА ООН, принятых пострановым голосованием, самый большой индекс совпадения позиций в Центральной Африке с российской точкой зрения наблюдается у Республики Ангола (72,19%), Республики Чад (72,19%) и Республики Конго (70,94%). В Восточной Африке лидируют Эритрея (76,25%), Эфиопия (75,63), в Западной Африке Мали (73,44%), а на юге континента — ЮАР (73,13%).
Источник: ТАСС
В положительном ключе развивается и экономическое взаимодействие: как отмечал в июле 2023 года посол РФ в Анголе Владимир Тараров, «мы на грани бума сотрудничества между нашими странами». Товарооборот между Россией и Анголой в 2023 г. составил 35,5 млн долл. США и увеличился по сравнению с 2022 г. на 30% благодаря росту российских поставок пшеницы и меслина. Однако есть и то, что препятствует стремительному развитию двусторонних контактов. Ложкой дёгтя стала неоднозначность реакции на начало специальной военной операции на территории Украины и просьба Луанды о выходе группы российских компаний по добыче алмазов «АЛРОСА» из совместного проекта из-за западных санкций, что связано для российской стороны с большими финансовыми потерями.
Вопрос, который стоит в фокусе внимания двусторонних отношений — в сторону каких геополитических тяжеловесов формирующегося многополярного миропорядка склоняется политическая поддержка Анголы и каковы перспективы российско-ангольского сотрудничества с учетом положительного исторического контекста, с одной стороны, и давления западных стран — с другой.
Исторический контекст взаимодействия Москвы и Луанды заключается в следующих ключевых фактах: когда после обретения независимости в 1975 году Ангола переживала тяжелое внутриполитическое противостояние и войну с ЮАР (ей оказывали помощь США), СССР помог Луанде в ходе многосторонних переговоров и стал одним из гарантов мирных соглашений. Кроме того, во время антиправительственного мятежа в Анголе 1992 г, который поставил под вопрос существование самого государства, отечественная дипмиссия установила контакт со структурами бывшего Министерства государственной безопасности (МГБ) Анголы, полиции и Министерства внутренних дел (МВД), что внесло свой вклад в победу правительственных сил.
Позитивный пример взаимовыручки в истории двустороннего взаимодействия должен был бы повысить вероятность политической поддержки Луандой Москвы в непростые для последней времена, однако, как отмечает российский МИД, «С декабря 2022 г. Президент Анголы Ж. Лоуренсу в публичных заявлениях допускает критические высказывания в адрес России в контексте украинского кризиса», Луанда поддержала резолюцию «Территориальная целостность Украины» в отношении референдумов в ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областях, но воздержалась на голосовании по ряду антироссийских резолюций, рассмотренных на 11-й чрезвычайной Спецсессии ГА ООН («Агрессия против Украины», «Гуманитарные последствия агрессии против Украины», «Приостановление членства России в СПЧ ООН», «Содействие осуществлению правовой защиты и обеспечения возмещения ущерба в связи с агрессией против Украины», «О принципах, лежащих в основе всеобъемлющего, справедливого и устойчивого мира на Украине»). Ранее, на 78-й сессии ГА ООН Ангола традиционно проголосовала за российские резолюции о борьбе с героизацией нацизма, международной информационной безопасности, неразмещении первыми оружия в космосе и предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве.
В целом, анализ практики голосования стран Африки южнее Сахары в ГА ООН по ситуации на Украине показывает, что оценка Российской Федерации в Центральной Африке в большей степени совпадает с ЦАР и Республикой Конго, а не с Анголой, несмотря на положительный контекст двусторонних контактов и совпадение позиций по другим вопросам. До недавнего времени политическая поддержка Анголы склонялась в большей степени в сторону КНР и РФ, чем в сторону США или стран Европы. Сейчас наблюдается смена курса, причём не в пользу России: в последние годы Луанда больше ориентируется на Вашингтон. Ранее между Российской Федерацией и Анголой осуществлялось конструктивное двустороннее взаимодействие в рамках учрежденной в 2021 г. Группы друзей в защиту Устава ООН (ГДУ). Однако в августе 2023 г. Луанда вышла из состава ГДУ, что тоже говорит о смене политических приоритетов.
В связи с неоднозначностью позиции Анголы и различием между прежним политическим диалогом и нынешним, пока не ясно, как разрешатся разногласия, которые присутствуют также и в экономическом взаимодействии Москвы и Луанды, в контексте которого центральную роль играет алмазный сектор. Группе алмазодобывающих компаний «АЛРОСА» принадлежат 41% горнорудного объединения «Катока», из которого теперь её просят выйти из-за санкционных ограничений. Как отмечает российский МИД, Алроса «столкнулась с фактическим ущемлением своих акционерных прав со стороны ангольской алмазной госкомпании «ЭНДИАМА», ссылающейся на возникшие коммерческо-производственные сложности в функционировании ГРО «Катока» ввиду антироссийских санкций Запада». Российская сторона прорабатывает варианты разрешения проблемных аспектов деятельности АК «АЛРОСА» (ПАО) в Анголе, но все же от того, какое решение в этом вопросе в нынешних геополитических реалиях найдёт Луанда, во многом зависит будущее двусторонних контактов.
Ангола — один из важных партнеров и давних друзей России в Центральной Африке. Исторически дружественный и взаимоуважительный опыт взаимодействия создает большой потенциал к сближению в вопросах политической поддержки, выгодного для обеих сторон экономического сотрудничества, однако вызовы формирующегося полицентричного мира затрагивают и Анголу, что выражается как в допущении критических оценок СВО, так и в разногласиях, связанных с западными санкциями. Для того, чтобы конвертировать имеющийся конструктивный потенциал в созидательное русло на благо развития обеих стран, России необходимо расширять и углублять двусторонние связи, находить механизмы решения проблем, связанных с экономическими ограничениями западных стран, чтобы они не вставали на пути взаимодействия Москвы и Луанды. Анголе же следует прислушаться к позиции России в контексте украинского кризиса и пересмотреть своё отношение в этом вопросе, попытаться найти общее решение по проблеме проекта «Катока» и приложить усилия для сохранения прошлого положительного контекста взаимодействия с целью расширения двусторонних контактов и повышения их качества в будущем на основе взаимопонимания и дружбы между нашими странами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Шуванов С.А., Троянский М.Г. Деятельность Посольства России в чрезвычайных условиях (на примере антиправительственного мятежа в Анголе в 1992 г.). // Дипломатическая служба. 2023. №3. DOI: 10.33920/vne-01-2303-08