Тяжелое прошлое Польши и ФРГ: «репарационный» вопрос
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Автор: Васильева Мария Павловна, 1 МЭО, Клуб германских исследований НСО МГИМО
Источник: Welt
Без сучка без задоринки – никак
Германо-польские отношения внешне лишены противоречий: сотрудничество в ЕС, партнерство по НАТО, порядка 350 тысяч немцев, прроживающих в Польше, и около 2 миллионов поляков, живущих в Германии, и более 500 городов-побратимов. Кроме того, между странами идет активный политический диалог, о чём свидетельствуют регулярные визиты канцлера и главы МИД Германии в Польшу, а также постоянные встречи в формате «веймарского треугольника» (Weimarer Dreieck), проводимые с 1991 г.
Нельзя не отметить и экономические связи Польши и Германии. По данным за 2020 г., на немецкий рынок приходится почти 29% экспорта Польши, а импорт из Германии составляет 22%, что делает ФРГ самым крупным внешнеторговым партнером Польши по общему товарообороту. В свою очередь, Польша является для Германии пятым торговым партнером: с товарооборотом в 148 млрд долл. за 2021 г. Польша оставляет позади крупные экономики Италии, Великобритании и России.
Тем не менее разлад на уровне политических заявлений то и дело вызывает общее историческое прошлое двух стран, а именно «репарационный» вопрос, активно продвигаемый польской стороной с 2017 г. Так, 1 сентября 2022 г., в годовщину немецкого вторжения в Польшу, польская сторона вновь заявила о намерении взыскать репарации с Германии. На этот раз сумма оцененного ущерба составила 1,3 трлн евро. В то же время для Германии «репарационный» вопрос полностью «закрыт», о чём заявил канцлер Шольц в интервью газете «Frankfurter Allgemeinen Zeitung» вскоре после публикации требований польской стороны.
Вопрос репараций после войны
После Второй мировой войны второй раз в истории на Германию и ее союзников были наложены репарации. Их формы были определены на Ялтинской и Потсдамской конференциях 1945 года. В отличие от репараций после Первой мировой войны, они должны были быть выражены в материальной форме (заводы, машины, оборудование, товарные запасы, а также германские вложения за рубежом).
На конференциях оговаривалось, что репарационные претензии Польши, как и СССР, будут удовлетворены за счёт восточной зоны оккупации, а также за счёт германских активов, находящихся в Болгарии, Финляндии, Венгрии, Румынии и Восточной Австрии. Согласно советско-польскому договору от 16 августа 1945 г., Польше должны были отойти 15% всех репарационных возмещений, которые СССР получит из восточной зоны оккупации, а также крупные территории, принадлежавшие Германии, которые получили название «возвращенных земель» (Восточный Бранденбург, Восточная Померания, Данциг).
Были ли выплачены репарации Польше?
По данным Польского института международных отношений (2005), СССР получил репараций на общую сумму в 3,081 млрд долларов (что значительно меньше суммы, заявленной самим СССР), из которых на долю Польши пришлось 228 млн – порядка 7,5%, а не 15%.
Дело в том, что после июньских событий 1953 г. в ГДР советское руководство поменяло свою позицию по репарационному вопросу и отказалось от дальнейших взиманий, к чему принудило и польское руководство. Скорое соглашение между СССР и Польшей предусматривало отказ от репарационных возмещений с ГДР с 1 января 1954 г.
В годы «новой восточной политики» В. Брандта, в декабре 1970 г., польское руководство вновь подтвердило свой отказ от репарационных требований. В 1989–1990 гг., в период объединения Германии, Польша не возродила вопрос о репарациях. Хотя известно, что Польша была участником одного из раунда переговоров в формате «2+4» (17 июля 1990 в Париже), а также страной-подписантом Договора о польско-германской границе 1990 г.
Более того, несмотря на формальное отсутствие вопроса, Германия по договору 1991 г. выплатила Польше 500 миллионов немецких марок компенсации, а затем производила дополнительные выплаты в размере почти двух миллиардов марок бывшим польским узникам.
Позднее польское руководство не раз заверяло немецкую сторону в отсутствии репарационных претензий: например, в 2004 г. в заявлении от лица правительства, подписанном Влодзимежем Чимошевичем (министр иностранных дел), или в аналогичном заявлении 2006 г., данном главой МИД Анной Фотыгой.
Аргументы сторон
У Польши есть два серьёзных аргумента в пользу своей позиции в «репарационном» вопросе. Во-первых, предъявляемые требования объясняются тем, что соглашение 1953 г. якобы было подписано «советской колонией» под давлением Москвы, а не нынешней демократической Польшей. Во-вторых, польская сторона ссылается на переговоры формата «2+4». В Варшаве недоумевают, на каком юридическом основании к подписанию Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии не была приглашена Польша, а только две Германии и четыре державы-победительницы.
Германия же в своей аргументации против какого-либо обсуждения «репарационного» вопроса последовательно ссылается то на соглашение 1953 г., то на Договор 1990 г. Кроме того, подчеркивается, что Польша неоднократно подтверждала отсутствие претензий и после 1990 г. Подобную линию отстаивала и министр иностранных дел ФРГ Анналена Бербок во время её визита в Варшаву в начале октября этого года.
Чем могут быть вызваны громкие требования?
Стоит напомнить, что впервые о репарациях в Польше публично вспомнили в 2004 г., когда в Сейме по инициативе на тот момент оппозиционной партии «Право и Справедливость» (ПИС) была принята резолюция с призывом к действовавшему правительству поднять вопрос о репарациях с Германии.
С 2015 г. правоконсервативная, во многом правопопулистская партия «Право и Справедливость» обладает комфортным большинством в Сейме: на последних выборах в 2019 г. партия набрала 43,6% голосов. Таким образом, «репарационный» вопрос не возник из неоткуда, а является элементом курса правящей партии, последовательно выступающей за его разрешение.
Осень 2022 г. запомнилась дальнейшими призывами и резонансными требованиями со стороны Польши. Так, 3 октября МИД Польши отправил официальную ноту с перечнем всех требований в Берлин, а в конце ноября направил ноту в 50 стран с объяснениями своего права на репарации от Германии.
Требования Польши – опасная игра. Учитывая факт приближающихся выборов в 2023 г., маловероятно, что польское руководство всерьёз считает, что сумеет получить от Германии материальную компенсацию.
Думается, что подобные попытки «приструнивания» Германии целиком и полностью направлены на внутреннюю аудиторию. Вероятно, выдвижение репарационных требований должно улучшить положение партии «Право и Справедливость» в преддверии парламентских выборов. Подобная риторика или же вызов сильному во всех смыслах государству могут помочь отвлечь избирателей от малоуспешной борьбы правительства с инфляцией, темпы которой в ноябре превысили 17%, и заоблачных цен на энергоносители.