Внешняя политика Уругвая в 2020–2024 гг.: итоги, вызовы, прогнозы. Часть 1
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Внешняя политика Уругвая – это не самый частый предмет исследований не только в России, но и в мире. С одной стороны, это объяснимо: страна не является ни политическим, ни экономическим лидером Латинской Америки, а ее голос на глобальном уровне не является решающим. С другой стороны, Уругвай вполне подходит под категорию «средних держав» [1] – государство равноудалено от центров силы, находится с ними в стабильных экономических отношениях, обладает лидирующими позициями в регионе по развитию политических институтов, демократии, борьбе с коррупцией, прозрачности электоральных процессов, развитию электронного правительства. В последние годы страна инициировала проекты региональных интеграционных структур, в которые она входит, в частности, именно Уругвай прикладывал усилия для заключения Соглашения о зоне свободной торговли между Китаем и МЕРКОСУР (Mercado Común del Sur, Общий рынок стран Южного конуса).
2020–2024 гг. – законченный период в политической истории Уругвая. С 2005 по 2020 гг. во главе страны находились представители левой коалиции Широкий фронт (Frente Amplio, FA), которая вернулась к власти по итогам всеобщих выборов 2024 г. С 2020 по 2024 гг. президентом страны был представитель правых сил Луис Лакалье Поу. Внешнеполитическая программа правых была иной, она включала в себя идеи диверсификации внешней политики, поиск новых партнеров за пределами региона, актуализацию отношений с США. История внешней политики Уругвая в годы правления FA исследована достаточно подробно [2, 3, 4, 5, 6], но при этом в существующей литературе еще не подведены внешнеполитические итоги президентства Лакалье Поу, что создает научную новизну исследования. Цель настоящей статьи – определить основные характеристики уругвайской внешней политики в 2020–2024 гг. Для достижения этой цели в статье будут рассмотрены задачи, которые ставились правыми силами в отношении внешней политики в период избирательной кампании 2019 г., будут показаны итоги реализации регионального вектора внешней политики, а также будут выявлены новые направления внешнеполитической линии Уругвая в рассматриваемый период. Методологической базой исследования служит системный анализ, в рамках которого под системой будет пониматься внешняя политика Уругвая. Она рассматривается в рамках системно-коммуникационного подхода, а именно через связь этой системы с иными системами (системой региональной международных отношений, системой глобальных международных отношений). Внешняя политика рассматривается на государственном, межгосударственном и индивидуальном уровнях как элемент более крупной системы – политической системы современного Уругвая.
ПРОГРАММА, ПЛАНЫ И ЦЕЛИ
Правые силы шли на выборы 2019 г. с программой внешней политики [ист. 1], которая отличалась от того, что реализовывало правительство FA в начале XXI в. Национальная партия (Partido Nacional, PN), представитель которой занял президентское место 1 марта 2020 г., в своей программе обрушивалась с критикой на внешнюю политику левых сил. Главным предметом критики стала «идеологизированность» уругвайской дипломатии в годы правления FA. Она выражалась в том, что Монтевидео поддерживал прежде всего левые режимы в регионе, не оценивая экономических последствий сотрудничества с ними для страны.
Во-первых, Уругвай в годы президентств Табаре Васкеса (2005–2010, 2015–2020) и Хосе Мухики (2010–2015) сохранял тесные контакты с Венесуэлой, выступая в защиту Уго Чавеса (2002–2013) а затем Николаса Мадуро (2013–н.вр.). В 2016 г., когда Венесуэла была лишена права голоса в МЕРКОСУР, Васкес заявил о том, что Уругвай выступает за открытый диалог с Каракасом и придерживается стратегии «сохранения права голоса, но без голоса», т. е. отстранения Венесуэлы от фактического голосования при сохранении ее полноценного статуса в объединении. [ист. 2]. Уругвайский исследователь К. Лопес Буриан отмечает [7], что для правительств FA приоритетом внешней политики были региональные связи двустороннего формата, прежде всего, с Аргентиной и Бразилией, где у власти долгое время находились левые силы. Развитие этих связей опиралось не на экономическую целесообразность, а на идеологическую близость. То же самое было характерно и для отношений с Венесуэлой, Кубой, Никарагуа. Лакалье Поу в своей предвыборной кампании 2019 г. обещал пересмотреть эту тенденцию, поставив на первое место прагматизм и конкретные торгово-экономические результаты.
Во-вторых, Уругвай в период работы левых правительств делал особый акцент на региональную интеграцию, уделяя ей значительно больше внимания, чем внерегиональным и внеполушарным связям. Особенно жесткой критике подвергалась позиция FA по развитию МЕРКОСУР. В 2018 г. Васкес заявлял, что «МЕРКОСУР – это лучшее, что смогли построить вместе участники объединения» [ист. 3]. В предвыборной программе PN 2019 г. говорилось: «Во время первого правительства Т. Васкеса, правительства Х. Мухики и особенно третьего правительства FA коммерческий потенциал МЕРКОСУР терял значение в пользу политической и идеологической повестки дня. (…) Это привело к проблемам с соседями. (…) Переговоры с Европейским союзом не продвигались. (…) Это ослабило нашу внешнюю политику» [ист. 1]. К. Лопес Буриан и Д. Эрнандес Нильсон, анализируя изменения во внешнеполитической линии Уругвая в 2019–2020 гг., указывают [8], что правительство Лакалье Поу, придя к власти, пересмотрело, прежде всего, именно региональный вектор дипломатии, т. к. считало это своей основной целью внешнеполитической программы. «Внешняя политика Уругвая должна быть суверенной национальной внешней политикой, свободной от идеологии», – говорилось в программе PN [ист. 1].
Аналогичных подходов придерживались и иные правые партии страны, составившие после выборов 2019 г. правящую коалицию. Партия “Открытый форум” (Cabildo Abierto) указывала, что уругвайская внешняя политика должна основываться на открытом регионализме, поиске новых рынков, привлечении новых инвестиций, в первую очередь, для реализации торгового потенциала страны [ист. 4]. В программе партии “Колорадо” (Partido Colorado) говорилось: «В последние годы Уругвай утратил свой голос на региональной и глобальной арене. (…) Страна потеряла потенциальные возможности для развития экономической интеграции и торговых отношений» [ист. 5].
В программах правых сил оценки внешней политики соседствовали с оценками торгово-экономических отношений, сам же внешняя политика практически становилась синонимом «внешнеэкономических связей». Именно экономическая целесообразность должна была стать основой для внешнеполитических решений. При этом правые партии заявляли о национальных интересах страны как основной доминанте внешнеполитической программы. Это важно в контексте представлений современных исследователей [9], которые указывают на то, что Уругвай представляет собой страну с «партократией», где внешняя политика государства подменяется внешней политикой отдельных политических сил – блоков и коалиций. Стремление правых сил дистанцироваться от идеологического содержания внешней политики можно объяснить желанием представить свою внешнеполитическую программу не как программу партии, а как программу всей страны и государства. Дихотомия глобального и регионального измерения внешней политики Уругвая отмечалась аналитиками еще в середине XX в [ист. 6].
Таким образом, правительство Лакалье Поу должно было диверсифицировать векторы внешней политики, актуализировать переговоры с США и Китаем, сформулировать и отстоять свою позицию в отношении будущего МЕРКОСУР. Правые силы настаивали на том, что внешняя политика страны должна быть новой, эффективной, нацеленной на решение конкретных, прежде всего экономических, задач. Именно с такими целями 1 марта 2020 г. начало работу новое правительство страны.
(Продолжение следует)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ / REFERENCES
1. Жуковская Н. Ю. «Средние державы» как элемент современной мировой системы: к вопросу о теоретическом осмыслении концепта // Вестник ТГУ. 2018. №1 (171). С. 172–178.
2. Андреев А. С. Уругвай в совете безопасности ООН: вызовы и перспективы // Латинская Америка. 2016. № 8. С. 58–66.
3. Андреев А. С. Уругвай в современных международных отношениях // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015. Т. 15. № 4. С. 85-91.
4. Peters S. “Después de La Fiesta. El Gobierno Uruguayo Del Frente Amplio Entre El Cambio y El Continuismo.” Iberoamericana, vol. 8, no. 30, 2008, pp. 157–161.
5. Barceló Severgnini N.Definiciones de la identidad del Uruguay durante el primer gobierno del Frente Amplio // Estudios internacionales, 2020, Vol 52, N. 195, p. 111 – 132
6. Caetano G., López Burian C., Luján C. La política exterior uruguaya entre Vázquez y Vázquez (2010 – 2015)” // José Busquets y Nicolás Bentancur (coords.). El decenio progresista. Las políticas públicas de Vázquez a Mujica. Fin de siglo, Montevideo, 2016. Págs. 279 – 300.
7. López Burian C. La política exterior en el gobierno de Mujica (2010-2013) // Política en tiempos de Mujica III. A un año de las elecciones nacionales. Informe de Coyuntura No. 12, (coords.) Gerardo Caetano, Juan Andrés Moraes y José Busquets. Montevideo: Estuario, 2013, p. 69-82.
8. Lopez Burian C., Hernandez Nilson D. Uruguay, los regionalismos y la integración regional: el Partido Nacional, su neoherrerismo y la desvinculación de la región como estrategia // Revista Cadernos de Campo, 2020, n. 29, p. 97-124.
9. Lopez Burian C. Political parties, ideology and foreign policy in Uruguay (2010-2014) // Colombia Internacional. 2015. No 83. P. 135-169.
ИСТОЧНИКИ / SOURCES
1. Programas de gobierno de los partidos políticos para el período 2020 - 2025. Programa de gobierno 2020–2025: Partido Nacional. URL: https://www.gub.uy/corte-electoral/sites/corte-electoral/files/documentos/publicaciones/Programa%2Bd... (accessed 15.12.2024)
2. Vázquez sobre situación de Venezuela: “El Gobierno siempre está abierto al diálogo, con fundamentos”, Presidencia del Uruguay, 04.12.2016. URL: https://www.gub.uy/presidencia/comunicacion/noticias/vazquez-sobre-situacion-venezuela-gobierno-siem... (accessed 20.12.2024)
3. Vázquez en la Cumbre del Mercosur: La integración cobra sentido si toma al ser humano como su objetivo, Presidencia del Uruguay, 18.12.2018. URL: https://www.gub.uy/presidencia/comunicacion/noticias/vazquez-cumbre-del-mercosur-integracion-cobra-s... (accessed 20.12.2024)
4. Compromiso del partido Cabildo Abierto con Uruguay y su gente, 2020-2025. Corte Electoral del Uruguay. URL: https://www.gub.uy/corte-electoral/sites/corte-electoral/files/documentos/publicaciones/CA%2BProgram... (accessed 20.12.2024)
5. Programas de gobierno de los partidos políticos para el período 2020 - 2025. Programa de gobierno 2020 - 2025: Partido Colorado. URL: https://www.gub.uy/corte-electoral/sites/corte-electoral/files/documentos/publicaciones/Programa%2BP... (accessed 21.12.2024)
6. Real de Azúa, C. Política internacional e ideologías en el Uruguay, Marcha, 03.07.1959, no 966. URL:
http://www.autoresdeluruguay.uy/biblioteca/Carlos_Real_De_Azua/lib/exe/fetch.php?media=politicainter... (accessed 25.12.2024)
доцент кафедры теории и истории международных отношений
Блог: Больше, чем Уругвай
Рейтинг: 0