Проблема гендерного неравенства в международных отношениях
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Дискурс о роли женщин в обществе существует всегда и связан он с темой гендерного неравенства. В современном мире вопросы гендерного паритета стали важной и актуальной повесткой во многих странах мира. Об этом говорят как на национальном, так и на международном уровне. Традиционные роли мужчин и женщин более не могут эффективно реализовываться и полноценно существовать в общественной жизни, поскольку многие женщины XXI в. осознают свои права и не готовы быть ограниченными в их использовании, а тем более не иметь их вовсе. Женщины борются за гендерное равенство в различных сферах жизни, в том числе и в области внешней политики и дипломатии. Так, в современных трансформирующихся международных отношениях меняется представление о роли женщин и равенстве полов.
Источник: Reuters
В наше время феминизм с точки зрения теории международных отношений представляет собой полноценный подход к изучению международных процессов и явлений, но так было не всегда. Изначально феминизм образовался в виде протестной политической идеологии, вызванной борьбой за получение женщинами равных политических прав и выравнивание их социально-экономического положения с мужчинами. Феминистское направление в теории международных отношений стало формироваться только в 1960-х гг. как оппозиция классическим теориям международных отношений. Этот процесс совпал со второй волной феминизма, при которой женщины боролись за возможность не только обладать, но и пользоваться своими правами, в том числе в сфере политики. Но, к сожалению, в то время реальные гендерные различия игнорировались, и феминизм не выходил за рамки исследования ученых. Представители феминистского направления заявляли о том, что все имеющиеся теории международных отношений основаны на мужском мировоззрении, а женский взгляд не учитывается. Однако постепенно, к 1980-м гг. образовалась потребность в переосмыслении мировой политики, что связано с кризисом классических теорий, которые были неспособны объяснить происходящие в мире события, а также предположить будущие тенденции. Тогда сторонники феминизма примкнули к постпозитивизму и в своих идеях приблизились к критической теории, поскольку рассматривали и критиковали общество с целью выявления природы гендерного неравенства и женской эмансипации в общественной жизни.
Феминистская теория может быть рассмотрена как научная традиция, которая выступает за принятие новых теоретических и практических подходов к международным отношениям в соответствии с более широкими ценностями. Главной задачей феминистской теории является стремление объяснить угнетение женщин и несправедливую асимметрию между социально-экономическим положением женщин и мужчин, а также поиск способов преодоления этого. Как таковой феминизм неоднозначен и имеет несколько ответвлений: дифференциальный, либеральный и постмодернистский. Дифференциальный подход исходит из того, что в мире есть гендерные различия с точки зрения биологической разницы между мужчинами и женщинами, и их социальное поведение одинаковым быть не может. Либеральный феминизм выступает за равноправие мужчин и женщин и объясняет различия между ними общественными стереотипами. Либеральный феминизм скептически относится к дифференциальному. Постмодернистский феминизм ставит проблемой отсутствие достаточных знаний, которые в теории международных отношений представлены исключительно мужским взглядом на мир. Также важно отметить, что феминизм ввел в теорию международных отношений новую категорию, а именно «гендер». Женские взгляды на государство, суверенитет и безопасность отличаются от мужских. Некоторые представители феминистского подхода считают, что «женское» государство в международных отношениях склонно решать конфликты мирными способами, путем переговоров, а «мужское» — военными действиями, с использованием силы.
С появлением феминистской теории различные международные организации начали привлекать женщин в процессы развития, что было новшеством, поскольку раньше считалось абсолютной нормой отсутствие женщин в сфере международных отношений. Кроме того, феминистский подход к международным отношениям на сегодняшний день используется в некоторых странах на государственном уровне. Так, например, в Швеции c 2014 по 2022 гг. в основе внешней политики лежал феминистский подход. Несмотря на то, что в 2022 г. «феминисткая внешняя политика» была упразднена, правительство Швеции продолжает признавать важность достижения гендерного равенства и поддержки реализации прав женщин в стране. Из этого можно сделать вывод, что феминистское направление в международных отношениях — это быстро развивающаяся область науки, которую используют государства в своих политических системах. В целом вхождение феминизма в теорию международных отношений является положительным опытом, который позволил взглянуть на мировые процессы под другим углом, увидеть и начать решать проблемы, требующие решения, и вопросы, жаждущие ответов.
В конце XIX — начале XX вв. в некоторых странах стало появляться активное движение суфражисток, с которым стали ассоциировать первую волну феминизма. В тот период ключевой проблемой являлось неравенство между мужчинами и женщинами, существующее на уровне законодательства. На повестке дня стояли реформы в области права и политики, борьба женщин за доступ к образованию, обретение прав собственности и избирательных прав. Первая волна феминизма больше характеризуется достижением равных прав нежели равных возможностей, поэтому говорить об активном вовлечении женщин в экономику, политику в тот период не приходится. В 1960-е гг. на смену первой волны феминизма приходит вторая, которая предлагает более расширенное понимание неравенства. В этот период активистки боролись за возможность женщин не только обладать, но и реализовывать их применение на практике, в том числе в политической сфере. С тех пор феминистическое движение стало носить массовый характер.
Так, начиная со второй волны феминизма мировоззрение женщин на их роль в обществе стало значительно меняться, в частности это проявилось в том, что женщины стали активней вовлекаться в национальную и международную политическую деятельность. В 1893 г. Новая Зеландия стала первой страной, где женщины получили политические права, в других частях мира это произошло несколькими годами позднее. Важно отметить, что для поддержки борьбы женщин за свои права и равные возможности было создано множество международных и национальных организаций, комиссий и сообществ. Так с 1946 г. начала свою деятельность Комиссия по положению женщин — одна из вспомогательных структур при Экономическом и социальном совете ООН. Одним из результатов работы Комиссии стало принятие в 1953 г. Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о политических правах женщины. Также в 1979 г. была принята Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, которая вступила в силу для 189 стран. Кроме того, во многих странах существуют локальные и региональные организации, активистские сообщества и движения за гендерное равенство и изменение устоявшихся традиционных взглядов на роль женщин в обществе, а также в целом законодательства некоторых стран с учетом прав женщин.
В 1960–1970-е гг. женщины, которые в дальнейшем стали выдающимися личностями своего времени, начали интенсивней включаться в политические структуры: они стали избираться в парламенты, занимать высокие должности в правительствах и участвовать в принятии важных политических решений. Так, первой женщиной-министром в мире стала Александра Коллонтай, она возглавила Наркомат призрения (этот орган занимался вопросами социального обеспечения трудящихся во всех случаях нетрудоспособности, охраной материнства и младенчества, попечением об инвалидах и престарелых и несовершеннолетних). В дальнейшем она стала второй в мире женщиной-дипломатом в ранге посла и 23 года представляла СССР в Норвегии, Мексике и Швеции. Это стало значительным достижением в обеспечении гендерного равенства, а СССР стал одним из лидеров в этой области. Затем в Индии первым в мире премьер-министром — женщиной в период с 1966 по 1977 гг. была Индира Ганди. Далее в 1979 г. впервые и в Великобритании женщина заняла пост премьер-министра, ею стала Маргарэт Тэтчер. Также в США в 1997 г. первой женщиной-госсекретарем была назначена Мадлен Олбрайт. Еще один интересный пример реализации женщины во внешней и национальной политике в те годы — это карьера Голды Меир, которая была одной из основательниц государства Израиль, министром иностранных дел (1956–1966 гг.), премьер-министром и первым послом Израиля в СССР (1948–1949 гг.). В целом с 1960 г. около 100 женщин стали национальными лидерами в более чем 50 странах мира. Большинство из них заняло должность главы правительства, и лишь незначительная часть возглавила государство.
В наше время во всем мире больше женщин, чем когда-либо, занимают посты, на которых принимаются политические решения. Однако, чтобы достичь гендерного паритета, необходимо проделать немало работы. По состоянию на 1 января 2023 г. женщины возглавляли 11,3% стран (17 из 151 страны, исключая монархические системы), а в 9,8% стран женщины возглавляли правительства (19 из 193). Эти показатели больше, чем десять лет назад, когда они составляли 5,3% и 7,3% соответственно. Из всех регионов в Европе по-прежнему больше всего стран, возглавляемых женщинами (16). Так, исполнительный орган Европейского союза возглавляет женщина — Урсула фон дер Ляен является главой Еврокомиссии. Генеральным директором ЮНЕСКО тоже является женщина — Коитиро Мацуура. Также генеральным директором штаб-квартиры ООН в Женеве является Татьяна Валовая. В целом только в 13 странах, в основном в Европе, есть правительства (Албании, Финляндии, Испании и др.), достигшие гендерного паритета, при этом 50% или более женщин-членов кабинета возглавляют министерства. Эти данные говорят о том, что несмотря на то, что число женщин на политических руководящих должностях как в правительстве, так и в парламенте в целом увеличилось, они по-прежнему составляют меньшинство среди глав государств и правительств. Женщины по-прежнему возглавляют министерские портфели только в области прав человека, гендерного равенства и социальной защиты. Однако полная демократия требует равноправного участия женщин во всех ее процессах.
Несмотря на то, что в промышленно развитых и социально ориентированных странах женщины практически достигли равенства с мужчинами в вопросах своих прав и возможностей, в частности в области внутренней и внешней политики, до сих пор есть государства, в которых женщины сталкиваются с дискриминацией и множеством барьеров на пути к паритету в реализации своих прав и находятся в весьма уязвимом положении. В особенности это характерно для некоторых стран Ближнего Востока и Северной Африки, которые давно ратифицировали Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ), но соблюдать ее положения в полной мере не удается. Данные Межпарламентского союза о женщинах-парламентариях свидетельствуют о значительных глобальных диспропорциях: скандинавские страны находятся на вершине регионального рейтинга (45,7% депутатов — женщины), в то время как регион Ближнего Востока и Северной Африки остается внизу (17,7% депутатов — женщины). Так, например, до 2011 г. в Саудовской Аравии женщины не могли голосовать, до 2017 г. — водить машину, и до 2016 г. — появляться на публике без сопровождения .
Основа пути женщин к эмансипации и реализации себя, в том числе в сфере политики, — это получение образования. Однако в некоторых странах, согласно законодательству, женщины по-прежнему не имеют права учиться в высших учебных заведениях. Это наблюдается, например, в Афганистане и некоторых других странах Ближнего Востока и Северной Африки, либо могут учиться только с согласия мужчины (отца, мужа). Рассматривая истоки подобного положения женщин в этих странах, можно прийти к выводу, что это связано, во-первых, с укоренившимися традиционно-патриархальными ценностями, при которых женщина в первую очередь это мать, жена и домохозяйка. Во-вторых, во многих странах этого региона религия, в основном ислам, играет очень большую роль в государственном устройстве и жизни общества, поэтому религиозные интерпретации и законы могут ограничивать права и возможности женщин. Так, в ряде стран с учетом традиционных религиозных особенностей есть разграничения в социальных ролях мужчин и женщин. В-третьих, на протяжении многих лет у людей формировалось определенное мировоззрение, и вследствие этого, восприятие места женщины в обществе исходит из приверженности традиционным ролям, что ограничивает возможности для самореализации женщин в обществе. Кроме того, сами мужчины не всегда готовы видеть наравне с собой женщин во многих сферах, в особенности в политике. Как следствие, главами государств во всех странах Ближнего Востока являются мужчины. Эти факторы в совокупности являют собой достаточно сильное препятствие как для гендерного равенства в стране, так и для участия женщин в образовательной деятельности и профессиональной жизни. Однако даже в этих странах в ХХI в. наблюдаются успехи в развитии прав женщин. Так, например, в Саудовской Аравии женщина впервые стала послом — принцесса Рима бинт Бандар бен Султан бен Абдель Азиз Аль Сауд представляет страну в США. Также довольно активно борьба за права женщин реализуется в Тунисе, о чем может свидетельствовать деятельность национального союза тунисских женщин. В ОАЭ наблюдаются положительные тенденции: в настоящее время на дипломатической службе из общего числа находятся до 30 процентов женщин, включая девять женщин-послов.
В некоторых странах Восточной Азии, как и во многих других регионах мира, ситуация с гендерным равенством является весьма непростой. Во многих государствах региона все еще существует дискриминация по половому признаку. В особенности это касается политической сферы, которая считается одной из самых слабых с точки зрения достижения гендерного равенства. Наиболее частыми причинами такого положения женщин являются исторические события, традиционные представления о роли полов, влияние религии, ограничения в выборе профессии для женщин, низкая мобильность женщин в карьере и другие. Рассмотрим положение женщин в политической сфере на примере самого крупного актора данного региона — Китайской народной республики.
Несмотря на значительно быстрые темпы роста и развития, а также лидирующее позиции по экономическим, технологическим и другим аспектам, Китай по-прежнему испытывает трудности в достижении гендерного паритета. При этом с середины ХХ в. было предпринято немало действий в сторону достижения гендерного равенства. Так, согласно конституции КНР, принятой в 1949 г., женщины в Китае обладают равными с мужчинами правами во всех областях жизни. В том же году в стране была создана Всекитайская федерация женщин, которая объединяла всех женщин Китая и стимулировала их к проявлению активности в социальной, политической и экономической жизни. В 1980 г. Китай подписал конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, а в 1990 г. — конвенцию Международной организации труда о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности. Также правительство неоднократно принимало специальные программы и меры по повышению статуса женщин в обществе.
Однако, несмотря на множество предпринятых мер по достижению гендерного паритета, женщины в Китае по-прежнему имеют минимальное представительство в структурах власти как во внутренней, так и во внешней политике. На практике гендерный разрыв проявляется в следующем: во-первых, в каждой пятой вакансии на позицию госслужащего встречается требование «только для мужчин» Во-вторых, по темпам роста представленности женщин в национальных парламентах (24,9%) Китай отстает от средних показателей по миру и, в частности, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Еще сложнее обстоит ситуация с представленностью женщин на должностях министерского уровня, где среднемировой показатель составляет 22%, а в Китае он не только значительно ниже (3,2%), но и непрерывно снижается с 2015 г. Кроме того, представленность женщин в Центральном комитете Коммунистической партии редко составляла более 10%. За весь период начиная с 1949 г. только шесть женщин когда-либо работали в составе Политбюро, ни одна из них не состояла в Постоянном комитете Политбюро. В настоящее время все министерские посты в Китае занимают мужчины, на региональном уровне только одна женщина занимает высокую руководящую партийную должность — это секретарь парткома провинции Гуйчжоу Чэнь Ицинь, за всю историю КПК она стала третьей женщиной на должности главы регионального парткома. А в 2022 г. после ХХ съезда состав Политбюро был обновлен и из него ушла единственная женщина Сунь Чуньлань, на ее место пришел мужчина.
Важно отметить, что недостаточное представительство не связано с тем, что китаянки не выбирают политическую карьеру. Большое количество женщин получают высшее образование, в том числе политического направления, однако реализовать в дальнейшем свои навыки на практике очень сложно. Так, например, в период с января 2020 по июнь 2021 гг. КПК набрала в общей сложности 4,73 млн новых членов, почти половина из которых — женщины, но существующие барьеры не дают им достичь высших, руководящих должностей.
Какие причины коренятся в подобном положении с гендерным равенством в стране? Во-первых, это глубоко укоренившиеся традиции и паттерны роли женщины в обществе, поскольку в традиционном конфуцианском обществе главной задачей женщины было обеспечить продолжение рода и вести хозяйство. Более того, в конфуцианстве есть три знаменитые заповеди о повиновении: дочь должна подчиняться отцу, жена — мужу, а мать — сыну. Отсюда вытекает вторая причина, которая заключается в том, что мужчины не привыкли быть в подчинении у представительницы противоположного пола, в том числе в профессиональной деятельности, поэтому они не могут воспринимать женщину в качестве абсолютно равноправного партнера и коллеги, и, соответственно, допускать к рычагам политического аппарата страны. В качестве третьей причины можно выделить тот факт, что в Китае имеет место быть практика «резервирования» должностей — так, руководящие должности в партии часто предназначаются лицам, занимающих руководящие должности на государственных предприятиях, в министерствах, региональных правительствах, то есть находящихся на тех позициях, где представленность женщин изначально слаба. Еще одной наиболее распространенной причиной не только в Китае, но и во всем мире является наличие образа женщины, которая должна выполнять домашние обязательства. Так, назначая женщину на ту или иную руководящую должность, работодатель понимает, что в нее сейчас вкладываются ресурсы, она проходит обучение и так далее, но в определенный момент она может забеременеть и уйти в декрет, либо просто выйти замуж и уволиться, и тогда вся вложенная в нее работа будет проделана, грубо говоря, в пустую. Безусловно, Китаю еще предстоит проделать определенную работу для того, чтобы достичь большего гендерного паритета, в частности в политической и внешнеполитической среде. Однако самое главное, что руководство страны уже видит и не отрицает наличие данной проблемы и предпринимает немало действий для сокращения гендерного разрыва.
В заключение, рассмотрев ситуацию с гендерным равенством в разных частях мира, можно сделать вывод, что проблема гендерного разрыва, в частности в области политики, является актуальной для большого числа стран и регионов мира. По-прежнему во многих государствах наблюдается существенный разрыв как в структурах внутренней политики (парламент, правительство и др.), так и во внешнеполитических структурах (МИД и др.). Разница наблюдается лишь в степени нерешенности и остроты проблемы, а также количества предпринимаемых действий со стороны правительства разных стран. Различные стереотипы о роли женщин в обществе, глубоко укоренившиеся традиции и обычаи, влияние религии, а также явная или скрытая практика «резервирования» должностей для мужчин являются самыми распространенными причинами такого положения вещей. В то же время множество женщин из разных регионов мира продолжают выступать за гендерное равенство в различных сферах жизни, в том числе в политической деятельности. Существует множество международных организаций, комиссий и объединений, которые поддерживают борьбу женщин за равные права и возможности. Кроме того, во многих странах существуют локальные и региональные организации, активистские сообщества и движения за гендерное равенство и изменение устоявшихся традиционных взглядов на роль женщин в обществе. Это говорит о том, что проблема не находится в стационарном положении и есть положительные тенденции к ее решению в различных уголках мира. Безусловно, проблемы гендерного равенства требует дальнейшего внимания и усилий со стороны как мирового сообщества, так и отдельных государств.