Перспективы отмены или пересмотра 9 статьи конституции: на сколько реально Японии вернуться к статусу военной державы?
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Конституция Японии была принята 3 мая 1947 года, с этого момента прошло уже 77 лет, однако вопрос её пересмотра постоянно возникает в японском общественном дискурсе. С момента вступления в должность нового премьер-министра Сигэру Исибы, вопрос пересмотра основного документа и политического наследия Японии 1950-х – 1960-х годов также остался актуальным. С. Исиба еще до своего избрания часто заявлял о необходимости пересмотреть положения девятой статьи конституции, а после избрания заявил о необходимости пересмотреть три неядерных принципа.
Источник: Reuters
Попыток пересмотреть положения конституции за всю современную историю Японии было несколько, однако все они заканчивались провалом. Положения, принятые после Второй мировой войны, вызывают бурную дискуссию в политике и в обществе, так как девятая статья ставит Японию в полузависимое положение, а следовательно, лишает суверенитета по многим вопросам обороны. Однако для того, чтобы разобраться почему Японии необходим суверенитет в оборонных делах и почему эти ограничения вызывают такой общественный резонанс, необходимо обратиться к трем аспектам японской политики: политическое устройство и процесс принятия внешнеполитических решений в Японии после Второй мировой войны, а также аспекты истории стратегического партнерства с США.
После поражения Японии во Второй мировой войне и установления оккупационной администрации Японии, страна переживала процесс активной политической дискуссии. Во-первых, потому что оккупационному правительству рано или поздно необходимо было уйти и оставить после себя такую Японию, которая ограничила бы возможность повторения сценария Второй мировой. Во-вторых, администрация учитывала нынешнюю геостратегическую обстановку и появление социалистического лагеря, поэтому главными политическими оппонентами для США в Японии стали радикально левые движения, против которых велась политическая борьба, одновременно с этим США опирались на более умеренных левых - пацифистов. На фоне этого многие правые японские политики остались активными, но стали более умеренными[1]. После установления правления Либерально-демократической партии Японии (ЛДПЯ) в 1955 году многие политики правого толка вступили в партию[2]. Фактически в политике Японии самыми активными ядрами стали два противоборствующих лагеря: пацифисты и правые ревизионисты. Пацифисты прежде всего выступали за отделение Японии от любых военных инициатив и цементирование конституционных ограничений. Правые ревизионисты выступали за пересмотр конституции и становление Японии в качестве самостоятельной державы. В связи с этим, реализация любой внешнеполитической доктрины без серьезных последствий в политическом плане, требовала бы максимально консенсусный подход. Таким подходом стал взгляд премьер-министра Японии Сигэру Ёсиды, который до сих пор в научных кругах вызывает бурные дискуссии. Доктрина Ёсиды включала в себя несколько важных пунктов: полный отказ от военных трат и сведение их минимуму, укрепление альянса с США и концентрация на экономическом развитии Японии. Такой подход к внешней политике можно оценивать по-разному, однако фундаментально он отражал интересы всех политических сил, прежде всего пацифистов, однако говорить о том, что доктрина Ёсиды отражала только их интересы будет преувеличением, так как трактовки конституции данные Ёсидой имели возможность быть измененными. Более того на первых порах США полностью поддерживали данную стратегию. Однако подход США быстро изменился из-за обстоятельств на международной арене, прежде всего из-за Корейской войны и начала Холодной войны. Без своих Вооруженных сил, которые были запрещены девятой статьей, Япония не могла оборонять собственную территорию, вопрос об этом особенно сильно волновал США, после начала Корейской войны. Следствием этого стало создание Национального полицейского резерва Японии, который в будущем перерастет в Силы Самообороны. Фактически это стало первым крупным переломом в отношении США к японской обороне, из-за необходимости противостоять распространению коммунизма в Азии, появилась необходимость расширить полномочия Японии в проведении оборонной программы. Таким образом интересы пацифистов и правых ревизионистов были удовлетворены, пацифистов устраивало положение ограниченной конституции и экономического развития, а правых ревизионистов возможность поменять закон в случае необходимости и появление Сил Самообороны.
После прихода к власти ЛДПЯ в 1955 году, в которой доминировал правый подход, политика Японии все же практически не изменилась. Во-первых, несмотря на попытки изменения положений после Второй мировой, правые все же понимали выгоду, которую приносит такая политика[3]. Во-вторых, объективной угрозы конкретно Японии из социалистического лагеря на тот момент не представлял никто кроме СССР. Китай раздирали внутренние конфликты, а КНДР представляла угрозу только Южной Корее. Советский Союз же в последствии конфликтовал с КНР. Поэтому у Японии фактически не было необходимости создавать собственный оборонно-промышленный комплекс, в то время как он обеспечивался вооруженными силами США для сохранения их интересов в регионе.
Вышеуказанное положение дел сохранялось с переменным успехом до начала 1990-х годов ХХ-века. Однако стремительные процессы, такие как распад социалистического лагеря, рост террористической угрозы, происходящие в 1990-х годах вынудили США пересмотреть доктрину безопасности в Азиатско-тихоокеанском регионе. Для Японии было два главных фактора диктующие пересмотр внешней политики: экономический успех Китая при Дэн Сяопине, а также новость о ядерной программе КНДР. Если доктрина Ёсиды предполагала экономическое развитие, а в следствии и экономическое доминирование Японии в регионе, то резкий экономический скачок Китая подрывал ее основы. Расширение же военных возможностей КНДР представляло непосредственную угрозу для самих японских островов. Из-за этого главной целью японских стратегов стал пересмотр поствоенных положений японской внешней политики. Необходимость поменять доктрину безопасности отметили еще в 1983 году в правительстве. Первым кто поднял вопрос о необходимости подвести итоги поствоенной доктрины, был Ясухиро Накасонэ. Наиболее ярко процесс изменения оборонной политики проявился с 1991 – по 2000 года, за этот период произошло наибольшее количество оборонных поправок[4]. Помимо регионального фактора, возникновение новых угроз безопасности по всему миру, таких как терроризм, дало благоприятный исход для Японии с целью продвижения своих интересов на международной арене. Однако для кардинального изменения доктрины была необходима стабильность внутри Японии и возможность беспрепятственно принимать изменения. C этого момента необходимость более активного участия Японии в мировой политике выражалась прослойкой прагматиков, которая со времен Второй мировой войны претерпела изменения, прежде всего связанные со слиянием многих политических сил в данный лагерь[5]. Политическая картина Японии также стала выглядеть по-другому: мейнстрим – политические прагматики и сторонники увеличения роли Японии на международной арене; неоавтономисты – сторонники создания суверенной Японии; пацифисты – сторонники поствоенного статуса; и сторонники регионализма – представители желающие усиления Японии конкретно в регионе[6]. Несмотря на то, что прослойка прагматиков в японской политике была наиболее большой, представители других взглядов на развитие Японии выражали неприязнь тем изменениям, которые происходят. Несмотря на это за время 1991–2000 были приняты важные стратегические решения, расширяющие круг возможностей оборонной политики: принятие возможности участвовать в миротворческих миссиях, создание миротворческих сил, расширение возможностей береговой охраны. Конечно все эти инициативы имели опосредованное отношение к расширению прав Сил Самообороны, потому что имели очень своеобразный характер и были инициированы в обход конституционных ограничений, однако юридически уже были созданы прецеденты, которые вошли в практику. Япония могла использовать Силы Самообороны для отправки в другие страны, а также имела береговую охрану с оружием, которая занимается обеспечением американских ВМС. Политическая система Японии с 1955 года по 2000 год имела ключевую особенность в доминировании партийного законодательства, это означало, что предложить решение в парламент, где доминирует ЛДПЯ, идущее в разрез со взглядом большинства в партии будет достаточно сложно, все законопроекты проходят этап серьезной проработки со стороны партийных бюрократов, что ограничивало премьер-министра, а иногда и Кабинет министров в принятии непопулярных среди партийцев решений[7]. Однако ситуация изменилась с приходом к власти Дзюнъитиро Коидзуми в 2001 году. Он ввел в политическую традицию Японии индивидуальный стиль правления, в случае если партия или парламент не хотели принимать какой-либо закон, Дзюнъитиро К. создавал неформальный институт из своих сторонников, влиятельных и опытных партийцев, которые разрабатывали варианты осуществления данной им инициативы. На самом деле такой стиль ведения дел не был инновацией в законотворческом процессе, примерно теми же методами пользовался С. Ёсида при определении трактовок конституции. При нем был создан политический орган Законодательное Бюро Кабинета министров (англ. Cabinet Legislation Bureau, CLB), который отвечал за любую легальную трактовку определений в девятой статье конституции. При Д. Коидзуми Япония впервые отправила свои войска в качестве миротворцев в другу страну, в Ирак, а также был подписан важный документ Закон о чрезвычайных ситуациях (англ. Emergency Measures Law), который в случае чрезвычайной ситуации дает право премьер-министру пользоваться дополнительным полномочиями. Таким образом, возможность пересмотра ключевых положений конституции существует, однако важно отметить, что это скорее не пересмотр конституции, а пути обхода запретов. Внешнеполитическая доктрина Японии очень сильно зависит от внешнеполитических факторов и не менее зависит от возможности премьер-министра играть по правилам японской политики в стремлении реализовать свои инициативы.
В настоящее время ситуация в отношении изменения или отмены девятой статьи конституции Японии не претерпела серьезных изменений, однако имеет свои отличительные особенности. Во-первых, Китай усилился в разы с 1990-х годов по показателям ВВП и военных расходов, а КНДР на данный момент полноценно владеет ядерным оружием. Во-вторых, ситуация во внутренней политике Японии сильно изменилась из-за финансового скандала во время премьерства Фумио Кисиды. На данный момент в ЛДПЯ существует всего две фракции – Кэнкюкай, правая ревизионистская фракция и Сисукай – более умеренная, но и менее многочисленная. Во многом роспуск других фракций, например таких крупных как Котикай, связан с необходимостью сплотить силы ЛДПЯ перед выборами 27 октября 2024 года в парламент, где ЛДПЯ необходимо завоевать более половины мест в нижней палате парламента для формирования правительства. Другим важным фактором при анализе возможных изменений в оборонной политике является роль премьер-министра и его действий. В предвыборной гонке во внутренних выборах ЛДПЯ, С. Исиба часто заявлял о возможном пересмотре политике трех неядерных принципов и о создании Азиатского НАТО. Если первоочередной необходимостью является сплочение политических сил внутри ЛДПЯ, то вероятность реализации проекта Азиатского НАТО на данный момент сильно падает, потому что такой взгляд идет в разрез с мейнстримом партии, а дестабилизировать ситуацию в политике ЛДПЯ на данный момент было бы максимально невыгодным подходом, так как на фоне нестабильности в ЛДПЯ, оппозиционные партии могут обогнать ЛДПЯ на грядущих выборах. С. Исибе, который часто изображается в СМИ, как сторонник активной внешнеполитической доктрины, каким в свое время изображался Коидзуми, необходимо удовлетворить интересы правых в партии, которые все еще имеют собственную политическую фракцию и не нарушить интересы прагматиков. Важно также учитывать возросшую нестабильность в мире, которая в некоторый степени, как и в 1990-х годах дает пространство Японии в реализации собственных оборонных инициатив. Получение от США ракет «Tomahawk», является следствием этого. В целом кардинальное изменение конституции и возвращение к статусу военной державы в описанных условиях в Японии вряд ли возможно, так как может привести к краху карьеры С. Исибы и ЛДПЯ в целом. Более того, положение ограниченного участия Японии в делах обороны, которое сложилось сейчас, устраивает как США, которые расширяют свои военные возможности на территории Японии без ущерба собственным расходам, так и Японию, которая имеет больший вес в совместных военных планах с США. Однако при ухудшении отношений с соседями и увеличении конфликтности в регионе, некоторые проекты, такие как пересмотр трех неядерных принципов, которые не противоречат стратегии США, а также не идут в разрез с сопартийцами могут быть реализованы. В своем стремлении реализовать проект Азиатского НАТО, С. Исиба инициировал создание неформального института, такой же тактикой пользовался Д. Коидзуми при реализации своих инициатив, однако данная группа маловероятно будет функционировать до парламентских выборов, в некоторой степени неформальная группа является собранием сторонников С. Исибы, которые в случае поражения на выборах обеспечат С. Исибе политическое лобби для продолжения политической борьбы. На данный момент результаты выборов уже известны, они подтверждают невозможность радикального изменения внешнеполитической доктрины, коалиция ЛДПЯ и партии Комейто не смогли завоевать необходимое большинство, для решения проблемы необходимо договориться с третьей партией, наиболее реальным вариантом выглядит Народно-демократическая партия Японии, которая выступает в роли политических консерваторов с уклоном в пацифизм. Такая коалиция не позволит С. Исибе в случае формирования кабинета свободно реализовывать такие внешнеполитические проекты как Азиатское НАТО или пересмотр конституции.
[1] Samuels, R.J. Securing Japan: Tokyo's Grand Strategy and the Future of East Asia, Cornell University Press 2011 c. 29.
[2] Там же
[3] Samuels, R.J. Securing Japan: Tokyo's Grand Strategy and the Future of East Asia, Cornell University Press 2011 63 – 86 с.
[4] Samuels, R.J. Securing Japan: Tokyo's Grand Strategy and the Future of East Asia, Cornell University Press 2011 c. 92 (таблица).
[5] Samuels, R.J. Securing Japan: Tokyo's Grand Strategy and the Future of East Asia, Cornell University Press 2011 c. 117 – 131.
[6] Там же
[7] Leonard J. Schoppa, “Zoku Power and LDP Power: A Case Study of the Zoku Role in Education Policy” The Journal of Japanese Studies Vol. 17, No. 1 (Winter, 1991). C. 79 – 106.