Россия и Китай в Африке: дружба становится соперничеством?
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Африканский континент — это историко-географическая область, сконцентрировавшая большой по масштабам экономический и планомерно нарастающий политический потенциал. Повышение политической субъектности государств региона, расширение и диверсификация их связей с другими акторами международных отношений свидетельствуют о повышении привлекательности Африки для глобальных и региональных игроков. На протяжении десятилетий ее геополитическое пространство складывалось под влиянием западной колониальной системы. В настоящий момент наибольшее влияние на континенте имеют Россия и Китай, стремительно вытесняющие других акторов.
Источник: Unsplash
Африканский регион как внешнеполитический приоритет Российской Федерации
Сегодня для Российской Федерации развитие отношений с Африкой является стратегическим приоритетом, который получил свое отражение в новой Концепции внешней политики от 31 марта 2023 г. В условиях беспрецедентных геополитических сдвигов, характеризующихся трансформацией конфигурации ранее существовавших международных связей, Россия настроена на поиск новых союзников в данном регионе и активному сотрудничеству с ними.
Взаимоотношения сторон представляют собой многоуровневую модель, отличающуюся особой степенью «прочности, доверия и доброжелательности». В настоящий момент наблюдается выход отношений на новый уровень: Россия и государства Африки заинтересованы в диверсификации областей взаимодействия и в интенсификации контактов путем расширения форматов общения.
Ключевой вектор сотрудничества простроен через форум Россия — Африка, за несколько десятилетий доказавший эффективность. Приоритетные направления взаимодействия на ближайшие несколько лет были закреплены в итоговой декларации «План действий Форума партнерства Россия — Африка на 2023–2026 годы», в которой стороны «согласились укреплять диалоговое партнерство и сотрудничество по широкому спектру направлений». Помимо этого, Российская Федерация взаимодействует со странами Африки на базе ЭКОВАС и КОМЕСА, а также в рамках двусторонних треков.
Наиболее тесный диалог налажен в сфере торгово-экономического сотрудничества: в условиях модификации структуры глобальной торговли товарооборот России со странами Африки увеличился в несколько раз, достигнув отметки в 18 млрд долл. В структуре российского экспорта в Африку преобладают минеральные продукты, драгоценные металлы, продукция машиностроительной, химической и легкой промышленности, древесина и целлюлозно-бумажные изделия.
Африканские государства заинтересованы в стабильном сотрудничестве с Россией в энергетической сфере: к 2023 г. Россия стала участником более 30 энергетических проектов в 16 государствах региона, что проявляется в разработке месторождений, строительстве нефтегазовых объектов, нефтегазтранспортной инфраструктуры, геотермальных электростанций. Продолжает развиваться взаимодействие в медицинской, строительной, сельскохозяйственных сферах.
К 2023 г. Россия заключила множество соглашений с более чем 40 странами Африки по линии военно-технического сотрудничества, часть поставок идет на безвозмездной основе.
Китайско-африканские отношения — неоколониализм или равноправное партнерство?
Интенсивное развитие экономической системы КНР поставило ребром вопрос о поиске новых поставщиков природных ресурсов и емких рынков сбыта. Вследствие наличия огромных запасов полезных ископаемых, а также высокой емкости внутреннего рынка Африка была определена в качестве стратегически важной зоны еще в XX в. в рамках концепции прагматичной внешней политики правительства Мао Цзэдуна «теория трех миров», а также во внешнеполитическом курсе пятого поколения китайских лидеров.
На девятом саммите Форума китайско-африканского сотрудничества, проходившем в Пекине, Си Цзиньпин заявил о повышении китайско-африканских отношений до всепогодного китайско-африканского сообщества с общим будущим в новую эру.
Традиционным инструментом китайской политики в рамках африканского направления является тесное взаимодействие в экономической сфере. В 2023 г. объем торговли между Китаем и африканскими государствами составил 282 млрд долл., что позволило КНР занять позицию основного торгового партнера. Выдвигаемые Китаем экономические инициативы носят прагматически дальновидный характер, так как наибольшая доля инвестиций приходится на строительство инфраструктурных объектов хозяйственно-логистического значения, что позволяет получать выгоду обеим сторонам. Перманентные финансовые вливания способствуют экономическому росту государств и повышению общей стабильности региона, тогда как для Китая это — возможность создать эффективно функционирующую систему логистики для обеспечения нужд национальной экономики, реализации глобального проекта «Пояс и путь», а также укрепления отношений с государства региона.
Энергетическая политика Китая в Африке нацелена не только на освоение традиционных источников энергии, но и на внедрение «зеленых» технологий в рамках текущего цикла энергоперехода.
На официальном уровне КНР подчеркивает искренний деловой характер отношений со странами Африки, апеллируя к необходимости решения проблем при использовании средств «мягкой силы». Однако вслед за экономическим присутствием на континенте Китай наращивает и военно-политическое, проявляющееся в активизации своего участия в миротворческих операциях ООН, в наращивании объема поставок вооружений.
Единственным объектом военного значения является военно-морская база КНР в Джибути, используемая для дислоцирования ограниченного контингента. В 2022 г. Пекин разместил миротворческие силы численностью более 2000 человек, дислоцированные в Африке, осуществлял регулярное сопровождение операции по борьбе с пиратством в водах у берегов Сомали.
Станет ли Африканский континент «яблоком раздора»?
На сегодняшний день Россия и Китай поддерживают отношения по вопросам взаимодействия в Африке в состоянии консенсуса, не допуская явного разделения континента на зоны влияния. Сотрудничество сторон осуществляется на прагматической основе совпадающих интересов и традиций конструктивного сотрудничества: российско-китайские отношения всеобъемлющего стратегического партнерства стали прочной политической основой сотрудничества в Африке. Стратегии внешнеполитического поведения РФ и КНР на Африканском континенте преследуют различные цели и задачи. Тем не менее стороны стремятся к получению максимальной выгоды от взаимодействия друг с другом и с государствами региона.
Политика Китая в Африканском регионе комплементарна с российской, поскольку стратегическое видение КНР исключает односторонность. Сегодня Китай нацелен на гибкий многовекторный подход в сторону максимизации контактов практически со всеми африканскими государствами по линии экономического сотрудничества. В свою очередь, экономические возможности России по сравнению с КНР значительно ограничены, когда политическое влияние в регионе наиболее сильно.
Перспективными направлениями взаимодействия России и Китая в Африке являются:
- В производственной сфере необходима кооперация сил, что позволит развивать высокотехнологичные секторы экономики государств Африки.
- В энергетической сфере Россия и Китай имеют потенциал к сотрудничеству, чем к конкуренции. Это позволяет сторонам повысить эффективность использования имеющихся природных ресурсов, а также укрепить энергетическую безопасность Африканского региона.
- Расширение взаимодействия в области здравоохранения, образования туризма.
- Пересмотр форматов российского-китайского общения путем включения в систему сотрудничества государств региона представляет собой стратегическую возможность для более стремительного развития, повышения политической субъектности региона, а также становления Африки в качестве нового полюса многополярности. Актуальным является взаимодействие на площадках Африканского союза, БРИКС.
Таким образом, африканская компонента не станет дестабилизирующим фактором в российско-китайских отношениях стратегического партнерства. Взаимодействие сторон на африканском треке отличается положительной динамикой развития, повышением степени взаимодоверия, а также диверсификацией сотрудничества в стратегически важных сферах. Тем не менее проникновение Китая в регион будет набирать обороты, планомерно «вытесняя» остальных игроков. В связи с этим ключевая задача России — выстроить рациональный вектор внешней политики в данном регионе, направленный на продолжение сотрудничества с Китаем при условии его мягкого сдерживания на Африканском континенте при параллельном укреплении двусторонних отношений с африканскими партнерами.
Студентка гуманитарного факультета СПбГЭУ
Блог: Блог Анастасии Гавриловой
Рейтинг: 0