Внешнеполитические приоритеты Китайской Народной Республики в Центральной Азии: стратегический аспект
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Стратегическое значение региона Центральной Азии в политике Китая определяется факторами, как глобального, так и национального характера. В современных условиях значение Центральной Азии (ЦА) существенно возрастает не только в геополитическом, но и в геоэкономическом плане. Крупные месторождения полезных ископаемых, развитые нефте- и газотранспортные системы, выгодное географическое положение в центре Евразии повышают интерес к региону со стороны различных акторов международных отношений. Это объективно повышает значение региона для КНР, поскольку сотрудничество со странами ЦА повышает глобальную конкурентоспособность Китая и, одновременно, помогает ему решать собственные задачи развития за счет доступа к природным ресурсам и новым транспортным артериям. Поэтому во внешней политике Китая Центральная Азия выделяется в качестве особо значимого региона, что неоднократно подчеркивалось в заявлениях Си Цзиньпина.
Источник: Unsplash
Со всеми государствами ЦА у Китая установились отношения стратегического партнёрства, основанные на принципах добрососедства, уважения, равенства и доверия. Стратегический характер взаимодействия сторон не направлен против третьих стран. Ключевым инструментом внешней политики КНР в регионе является экономическая дипломатия. Экономическое присутствие Китая в странах Центральной Азии принимает все более системный и комплексный характер. На растущее значение региона указывает динамика его внешней торговли: в 2024 году торговый оборот с ЦА вырос до $94 млрд. Выдвигаемые Китаем экономические инициативы прагматичны. Наибольшая доля китайских инвестиций приходится на строительство объектов хозяйственного значения (в основном в сферах логистики и энергетики), что позволяет получать выгоду обеим сторонам. Центральная Азия является ключевым компонентом в глобальной китайской инициативе «Один пояс – один путь».
Для развития новых векторов взаимодействия КНР берёт курс на углубление политического сотрудничества в регионе. Рубежным событием, ознаменовавшим начало нового этапа отношений Китая и центральноазитской пятёрки, стал саммит «Китай — Центральная Азия» в Сиане 2023 г., на полях которого стороны подвели итоги многолетнего общения. В рамках форума удалось достигнуть следующий договоренностей:
– создание механизмов встреч глав государств Центральной Азии и Китая, встреч на уровне министров ключевых и приоритетных сфер сотрудничества;
– рассмотрение возможности учреждения Секретариата «Центральная Азия – Китай»;
– продвижение сопряжения Инициативы совместного строительства «Одного пояса и одного пути» с инициативами и национальными стратегиями развития государств Центральной Азии;
– продвижение взаимной торговли, содействие диверсификации структуры товарооборота, и постоянное упрощение процедур торговли;
– разработка совместной Стратегии Нового экономического диалога «Центральная Азия – Китай»;
– развитие сотрудничества между регионами государств Центральной Азии и Китая, установление побратимских и партнерских связей между провинциями и областями.
Во внешнеполитической стратегии Китая в ЦА гармонично сочетаются экономические выгоды и развитие отношений по поддержанию безопасности и стабильности. В условиях кардинальных геополитических трансформаций, меняющих представления о «балансе сил» и «балансе угроз», как никогда становится актуальным сотрудничество Китая и стран ЦА в сфере обеспечения безопасности. КНР заинтересована в сохранении стабильности в регионе, в первую очередь в Таджикистане, Кыргызстане и Казахстане, которые граничат с китайским Синьцзян-Уйгурским автономный районом, представляющим один из крупнейших очагов межэтнических противоречий. В рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) Китай активно продвигает инициативы создания региональной системы безопасности для борьбы с «тремя силами зла», с незаконным оборотом наркотиков и оружия, а также с другими видами транснациональной преступной деятельности.
При этом, за возможность укрепить своё влияние в регионе готовы бороться и другие внерегиональных акторы. Интенсивное развитие Турции, диверсификация связей с другими акторами международных отношений обусловили многовекторность её внешней политики, проявляющуюся в наращивании присутствия в различных регионах мира. В первую очередь Турецкая Республика выстраивает свою политику в ЦА через призму цивилизационно-религиозной идентичности, что позволяет усилить взаимодействие государств на фундаменте тюркской идентичности и общей исторической памяти. Последующее усиление Турции в регионе может представлять самую большую системную угрозу Китаю в Центральной Азии.
Уже несколько столетий Центральная Азия является объектом «Большой Игры» для Великобритании. В Центральной Азии она видит возможность расширить экономическое присутствие в таких отраслях, как нефть, газ и зелёные энергетические технологии. В среднесрочной перспективе Великобритания намерена усилить политические позиции в регионе, анонсировав скорое подключение к диалогу со странами Центральной Азии в формате «С5+1». Помимо этого, для укрепления стратегических позиций Великобритания стремится устанавливать прочные межгосударственные связи. Однако на текущем этапе Лондон не располагает необходимым количеством экономических и политических ресурсов, чтобы бросить вызов Пекину в ЦА.
Отдельным внешним фактором отношений Китая и стран Центральной Азии является традиционное российское присутствие в регионе. Для Российской Федерации Центральная Азия является традиционным вектором внешней политики: со всеми государствами региона у России сложились партнёрские отношения, налажен регулярный конструктивный политический диалог на высшем и высоком уровнях. В условиях кризиса отношений с Западом Россия стремится развивать многостороннее и взаимовыгодное сотрудничество с центральноазиатскими государствами.
Очевидно, что Китай и другие государства в ЦА преследуют схожие цели, однако их стратегии внешнеполитического поведения различны. Особенностью подхода Китая к развитию регионального сотрудничества основан на проведении активной экономической политики. Инвестиционная активность КНР в Центральной Азии многопланова и динамична, Китай является одним из самых крупных иностранных инвесторов в регионе. Согласно данным Евразийского банка развития (ЕАБР), в 2024 году Центральная Азия получила 47% всех китайских инвестиций, направленных в Евразийский регион. Объем вложений составил 27,7 миллиарда долларов. В 2025 году Китай продолжит усиливать торгово-экономическое сотрудничество с пятью странами Центральной Азии. Экономическое сотрудничество Китая и центральноазиатской пятёрки продолжит осуществляться на основе традиций конструктивного взаимодействия, стороны стремятся к получению максимальной выгоды. Поступательный рост экономического влияния Китая в регионе создал прочную основу для развития политического диалога.
В 2025 году актуальным остается вопрос укрепления присутствия КНР в ЦА. Для его решения КНР необходимо выработать особый внешнеполитический курс в данном регионе. В связи с этим главной задачей Пекина на среднесрочную перспективу является создание устойчивой архитектуры отношений посредством диверсификации сфер интеракции, обеспечения благоприятного общественно-политический фона для пролонгированного сотрудничества. По словам Си Цзиньпина, для масштабирования положительного эффекта взаимодействия в отношениях с государствами ЦА Китай будет уделять особое внимание следующим направлениям:
– институционализация механизмов сотрудничества сторон в различных областях;
– расширение торгово-экономических связей, создание механизмов целевого содействия КНР экономическому развитию региона;
– создание единой транспортной системы КНР-Центральная Азия, развитие мультимодальной логистики;
– углубление сотрудничества в области энергетики, обеспечение энергетической безопасности путём эффективного использования имеющихся энергоресурсов;
– развитие «зелёных технологий», создание китайско-центральноазиатского партнёрства в области экологии;
– расширение сотрудничества в областях здравоохранения, туризма, спорта, сопряжение национальных научно-технических программ, образовательных и профессиональных стандартов;
– обеспечение региональной безопасности, наращивание потенциала в сферах правоприменения, безопасности и обороны;
– активизация межцивилизационного диалога в условиях разгорающегося глобального кризиса идентичности.
В ближайшем будущем отношения Китая и государств Центральной Азии сохранят высокую динамику развития. Тем не менее, для поддержания стабильности в данной зоне для Китая важно препятствовать применению различных рычагов влияния со стороны Великобритании и Турции, стремящихся уменьшить его значение в регионе. В свою очередь сотрудничество КНР с Российской Федерацией в Центральной Азии в рамках стратегического партнёрства позволит максимизировать эффект предпринимаемых действий, а также создать базис для дальнейшего продуктивного взаимодействия.
Студентка гуманитарного факультета СПбГЭУ
Блог: Блог Анастасии Гавриловой
Рейтинг: 0