Блог Анны Макаркиной

Российско-германский энергетический диалог

19 июня 2023
Распечатать

Отношения между Россией и Германией на протяжение многих лет претерпевали изменения: от конфронтации до добрососедских. Сотрудничество между государствами охватывало множество сфер: туристическую, научную, культурную и другие. Германия на протяжение долгого времени оставалась для России одним из ключевых торговых партнеров. Взаимосвязанность экономик России и Германии долгие годы обуславливала поддержание межгосударственных отношений, которые до начала кризиса на Украине можно было охарактеризовать как «дружественные».

043_dpa-pa_220313-99-503916_dpai.jpg
Источник: East News

После распада СССР многие договоры, касающиеся сотрудничества государств в области энергетики, оставались действительны. Несмотря на трудности, с которыми Россия столкнулась после 1991 г., она продолжала быть надежным партнером Германии, поставляя природный газ, не нарушая своих обязательств. Совместное заявление президента Б.Н. Ельцина и канцлера Г. Коля, подписанное в Бонне в 1991 г., в целом установило двусторонние контакты между государствами и положило начало продуктивному сотрудничеству [1].

В начале 2000-х гг., с приходом к власти В.В. Путина, можно было проследить тенденцию к увеличению роли экспорта энергоресурсов как основы государственного бюджета страны. Роль сотрудничества с ФРГ возросла в разы. Однако установление тесных контактов в сфере энергетики обусловлено не только изменением внешнеполитического курса России, но также и энергетической политикой Германии. В 1988 г. правительство объявило о курсе на постепенный отказ от атомной энергетики, а в связи с тем, что эта область составляла значительную долю в энергетическом балансе государства, властям приходилось искать альтернативные источники. Одним из таких стал российский газ.

Противоречия, возникшие между Россией и странами-транзитерами, поставили под угрозу надежность поставок газа, вследствие чего было принято решение о строительстве газопровода между РФ и ФРГ, получившего название «Северный поток». Эта модель политического и экономического взаимодействия между Россией и Германией вывела межгосударственные отношения на новый уровень. Имидж РФ как надежного поставщика энергоресурсов и важная роль ФРГ в качестве посредника между Россией и Евросоюзом привели к успешной реализации проекта «Северный поток – 1», который был введен в эксплуатацию в 2011 г.

Несмотря на установление взаимозависимых отношений, сотрудничество между странами было осложнено событиями на Украине 2013–2014 гг. Внешняя политика России не получила одобрения Европейского союза и спровоцировала стран-участниц, в том числе Германию, предпринять против РФ меры воздействия: были введены санкции с целью политического влияния на страну. Заявление Ангелы Меркель соответствовало новому политическому курсу Германии. Она призывала к диверсификации поставок природного газа, а также поиску новых источников энергии с целью снизить зависимость страны от российских энергоносителей. Однако заявление осталось заявлением. Политические разногласия России и Германии не стали причиной разрыва многолетнего взаимовыгодного сотрудничества. Общая заинтересованность стран в партнерстве в области энергетики, а также опыт продолжительного продуктивного взаимодействия обусловили продолжение совместной деятельности государств в экономической сфере.

Европейская зеленая сделка определила новые возможности для сотрудничества Германии и России в области энергетики. Водородная энергетика стала новой нишей кооперации государств [2]. Взаимный интерес выражался в переходе к «зеленой энергетике» в сфере реформирования энергетического сектора — для Германии, а также перспективах поставок «голубого» и «бирюзового» водорода — для России.

В целом можно сказать, что к началу 2020-х гг., вне зависимости от мировых кризисов, политических разногласий, введения санкций и других проблем, касающихся взаимоотношений России и Германии, диалог между странами не прекращался. Сотрудничество в энергетической сфере всегда являлось приоритетным вопросом для обоих государств, и по этой причине ни со стороны ФРГ, ни со стороны РФ не было нарушений договоренностей, касающихся данной области взаимодействия.

Однако эскалация конфликта на Украине привела к изменению энергетической политики как ЕС в целом, так и ФРГ в частности. Начатая в феврале 2022 г. специальная военная операция стала поворотным моментом в германо-российских отношениях. Несмотря на, казалось, сложившееся в последние годы тесное сотрудничество, взаимодействие между государствами никак нельзя назвать дружественным сегодня. Зависимость от российского топлива стала восприниматься не только как угроза экономической безопасности, но и как угроза безопасности политической, в связи с чем Евросоюз принял ряд мер по сокращению поставок топлива из России. Ответные меры не заставили себя долго ждать.

В марте 2022 г. президент РФ В.В. Путин подписал указ, установивший правила торговли с «недружественными странами». Начиная с 1 апреля страны — импортеры российского природного газа могут платить за энергоресурсы только в рублях. Президент заявил, что данная мера — «это важный шаг к укреплению нашего финансово-экономического суверенитета». После заявления президента цены на газ превысили 1500 долл. за 1 тыс. куб. м, что было почти в четыре раза выше (300–400 долл.), чем до кризиса. На пресс-конференции с австрийским канцлером Карлом Нехаммером Олаф Шольц заявил, что Германия не намерена платить за газ в рублях и будет осуществлять платеж согласно имеющимся контрактам — в евро. Германией и другими странами Евросоюза подобные действия со стороны РФ были восприняты как политическая мера давления и расценены как угроза безопасности.

После повышения цен на энергоресурсы и ухудшения отношений с Российской Федерацией в Германии возросла роль альтернативных источников энергии. Концепция «энергетического поворота», заключающаяся в постепенном отказе от углеводородного топлива, приобрела для государства особое значение. На фоне энергокризиса возобновляемые источники энергии стали важнейшим источником электричества в Германии. В 2022 г. они покрыли 46% потребляемой в стране энергии. Активное использование солнечной и ветровой энергии является как частью «зеленой политики» ФРГ и Евросоюза, так и частичной заменой энергоресурсов, поставляемых из России. Тем не менее на сегодняшний день ВИЭ не могут полностью обеспечить государство необходимым запасом энергии, поэтому властям Германии приходится искать другие пути решения данного вопроса.

Решение отказаться от российских энергоносителей привело к необходимости поиска новых партнеров. Одним из таких для Германии стал Катар. В ноябре 2022 г. был подписан контракт на поставки сжиженного природного газа в ФРГ с 2026 г. Однако на конец 2022 г. поставки СПГ из России в Германию продолжались, но через Бельгию, и составляли порядка 5–6% от всей потребности страны в газе. Нужно также сказать, что помимо Бельгии экспортерами данного вида энергоносителей стали также Нидерланды и Франция. Значительная часть сжиженного природного газа поставлялась из Норвегии. Однако СПГ требует терминалов, а их приобретение и обслуживание обойдутся Германии в миллиарды евро. По этой причине отказ от российского природного газа может обойтись государству дороже, чем его покупка.

Изначально «энергетический поворот» Германии включал в себя промежуточный этап в виде увеличения поставок российского газа, чем и было обусловлено строительство газопровода «Северный поток – 2». Экспортный газопровод увеличил бы пропускную способность и обеспечил высокую надежность поставок газа из РФ. Тем не менее сегодня ни «Северный поток – 1», ни «Северный поток – 2» не представляют особой значимости как инструмент передачи топлива ввиду диверсии, совершенной на газопроводах на пике газового конфликта между Россией и Европейским союзом. Однако нужно также отметить, что Россия начала постепенно снижать поставки газа через «Северный поток» уже начиная с июня 2022 г., ссылаясь на проводившиеся там технические работы и оправдывая задержки отсутствием необходимого оборудования, вызванного санкциями. Несмотря на возобновившиеся позднее поставки, в августе транзит был практически остановлен. После диверсии поставки природного газа из РФ в Германию значительно уменьшились: диалог между странами практически сошел на нет.

«Энергетический» поворот Германии подразумевает и отказ от ядерной энергии. С этим пунктом ФРГ успешно справилась в апреле 2023 г. В Германии закончили работу три последние действовавшие атомные электростанции — «Изар-2» в Баварии, «Эмсланд» в Нижней Саксонии и «Неккарвестхайм-2» в Баден-Вюртемберге. Первоначально атомные станции планировалось вывести из эксплуатации к 1 января 2023 г., однако на фоне военного конфликта на Украине, а также ситуации с импортом энергоносителей из России власти Германии были вынуждены несколько продлить сроки. Замедлили отключение и внутренние причины, такие как, например, недостаточно быстрый и эффективный переход на возобновляемые источники энергии. С одной стороны, отказ от мирного атома должен был оказаться эффективной мерой ведения «зеленой политики», но, с другой стороны, ФРГ была вынуждена восполнять запасы топлива другими путями: одним из таких стала покупка угля, что не совсем экологично. Говоря в контексте этой ситуации о поддержании российско-германского энергетического диалога, стоит отметить, что в 2022 г. ФРГ импортировали более 40 млн т угля. Это больше, чем в предыдущем году. Этот факт подчеркивает важность для Германии поставок топлива из России. Однако ситуация, сложившаяся вокруг поставок других энергоносителей, явно не улучшает отношения между РФ и ФРГ, сейчас они переживают глубокий кризис.

На данный момент о предметном разговоре глав государств говорить не приходится. О продлении контракта транзита газа через территорию Украину, заканчивающегося в 2024 г., не сообщалось. 10 июня 2023 г. Олаф Шольц заявил о намерении провести телефонный разговор с В.В. Путиным. Пресс-секретарь Дмитрий Песков сообщил об отсутствии в графике президента России в ближайшее время подобного мероприятия. Таким образом, в настоящий момент нельзя ничего сказать о поддержании диалога в целом и энергетического диалога в частности.

На сегодняшний день межгосударственные отношения России и Германии показывают негативную динамику. Несмотря на значимость экспорта и импорта энергоносителей (для России как источника пополнения государственного бюджета, а для Германии как важного элемента, в том числе и работы промышленности), перспективы возвращения российско-германского диалога на уровень до СВО, по крайней мере в краткосрочной перспективе, стремятся к нулю. Очевидно, что зимой 2023–2024 гг. страны Европы еще будут испытывать неудобства вследствие отсутствия или значительного сокращения поставок российского газа и других энергоносителей. Однако курс на «зеленую» экономику может сыграть на руку странам Евросоюза, в частности Германии, в долгосрочной перспективе. Тем не менее все еще остро стоит вопрос о том, какую цену, в прямом и переносном смысле, придется заплатить за отказ от энергоносителей из России.

Сегодня о возобновлении энергетического диалога докризисного уровня речи идти не может, тем не менее, если говорить о поддержании отношений между странами в целом, положительным исходом может стать хотя бы сохранение коммуникации на уровне руководителей стран. Условия кризиса в международных отношениях в некоторых случаях могут дать повод к пересмотру условий существования этих отношений и, как следствие, их перестройке в нечто более выгодное для обеих сторон. Таким образом, для России существует перспектива выхода ее экономики из энергетической парадигмы, а для Германии еще больший уклон в сторону «зеленой» политики. В этом случае энергетический диалог между государствами будет вестись уже на ином уровне, отличном от того, каким он был несколькими годами ранее.

1. Егоров А.И. Российско-германские экономические отношения на рубеже 1990–2000-х гг. // Вестник НГТУ им. Р. Е. Алексеева, 2012, № 2. С. 70–76.

2. Белов В.Б. Новые водородные стратегии ФРГ и ЕС: перспективы кооперации с Россией // Современная Европа, 2020, № 5. С. 65–76.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся