Стратегии диверсификации энергетических ресурсов: анализ подходов стран Юго-Восточной Азии к увеличению поставщиков энергоносителей
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Во время 43-й Саммита Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в Джакарте с 5 по 7 сентября 2023 г. государства-члены представили совместное заявление АСЕАН для 28-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP 28). В заявлении подчеркивается приверженность выполнению региональных целей, изложенных в Плане действий АСЕАН по энергетическому сотрудничеству (APAEC). Эти цели на 2025 г. включают достижение доли возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в общем объеме первичных энергетических ресурсов на уровне 23%, доли установленной мощности – 35%, – а также сокращение интенсивности потребления энергии на 32% по сравнению с уровнями 2005 г. [1].
Источник: Reuters
Амбициозные цели противостоят энергетическому прогнозу АСЕАН (8th ASEAN Energy Outlook), который был опубликован Центром энергетики АСЕАН 30 сентября 2024 г.. Согласно докладу, конечное потребление энергии в регионе, как ожидается, будет неуклонно увеличиваться: к 2050 г. потребление энергии в регионе должно достичь 1,107.9 млн тонн нефтяного эквивалента в базовом сценарии, что представляет собой примерно 2,6-кратное увеличение по сравнению с уровнями 2022 г. Нефть, согласно прогнозу, останется доминирующим источником энергии, составляя 40,5% от конечного потребления энергии. Продолжающаяся зависимость от неё в значительной степени объясняется доступностью и хорошо развитой инфраструктурой [2].
Энергетическая взаимосвязанность стран АСЕАН — один из способов разнообразить источники энергоресурсов для стран-членов. Энергетическое пространство ЮВА характеризуется неравномерным распределением энергетических ресурсов. Например, Лаос обладает значительными гидроэнергетическими возможностями, что позволяет ему занимать позицию крупного экспортера электроэнергии в регионе. Индонезия, в свою очередь, имеет потенциал для установки солнечных парков мощностью до 5 ГВт к 2030 г., согласно Плану развития электроэнергетики. Сингапур в связи с ограниченными природными ресурсами зависит от импорта низкоуглеродной энергии для декарбонизации. Таиланд, Филиппины и Вьетнам сталкиваются с истощением собственных газовых месторождений, что приводит к увеличению инвестиций в терминалы сжиженного природного газа (СПГ) из-за ожидаемого роста энергетических потребностей.
Страны АСЕАН делают шаги в сторону укрепления взаимосвязанности в области электроэнергии и газа, однако сталкиваются со множеством препятствий. Региональные проекты сетевой инфраструктуры, такие как Проект интеграции электроэнергии Лаос-Таиланд-Малайзия-Сингапур (LTMS-PIP) и Проект соединения сети электроэнергии Борнео-Индонезия-Малайзия-Филиппины (BIMP-PIP), демонстрируют собой усилия по повышению сотрудничества в области электроэнергии. Хотя был достигнут прогресс, финансовые ограничения остаются значительным препятствием [3]. По оценкам Международного энергетического агентства, странам АСЕАН потребуется инвестиции, составляющие предварительно 21 млрд долл. ежегодно с 2026 по 2030 гг. Также на пути взаимосвязанности следующие сложности: устаревшее оборудование сетей, необходимость стандартизации сетевых кодов, потенциальные общественные противодействия и политические препятствия, такие как проведение единого политического курса несмотря на изменения в правительстве [4].
Правительства стран ЮВА также сталкиваются с разрывом между амбициями и реальностью. Удовлетворение растущего спроса потребует значительных инвестиций не только в зрелые ВИЭ, но и в новые, ещё не проверенные технологии, такие как малые модульные ядерные реакторы и технологии улавливания и хранения углерода. Внешние финансирование и техническая поддержка — один из способов избежать зависимость от угля в долгосрочной перспективе. Однако поиск финансирования и технической помощи у Китая может подорвать как национальные цели стран АСЕАН в области безопасности, так и цели Вашингтона в этой сфере [5].
Страна | Доля угля в энергетическом балансе, % | Доля нефти в энергетическом балансе, % | Доля природного газа в энергетическом балансе, % | Доля возобновляемых источников энергии, % |
Индонезия | 43 | 31 | 16 | 10 |
Филиппины | 42 | 40 | 5 | 13 |
Таиланд | 12 | 80 | 8 | |
Вьетнам | 47 | 29 | 23 |
Таблица 1. Энергетический баланс стран по данным Энергетического института, 2023 г. [6]
Данные 2023 г. свидетельствуют о существенной зависимости от ископаемых видов топлива, особенно от нефти и угля, в то время как доля возобновляемых источников остается скромной. С одной стороны, существенное увеличение использования нефти и природного газа, например, в Таиланде можно объяснить засухами, вызванными Эль-Ниньо — феномен, при котором экваториальная часть Тихого океана становится теплее обычного. Данное явление затронуло соседние Лаос и Вьетнам.
В настоящее время Таиланд в основном импортирует гидроэлектроэнергию из Лаоса, соблюдая существующее соглашение о покупке 10,500 МВт электроэнергии у этой страны. Из-за засухи гидроэлектростанции Лаоса вырабатывают меньше электроэнергии, что заставляет Таиланд использовать больше нефти и природного газа для решения проблем энергетической безопасности.
Несмотря на амбициозные климатические цели Вьетнама по достижению нулевого уровня выбросов к 2050 г. и стремление полагаться реже на уголь за счёт отказа от строительства новых угольных станций, его зависимость от этого источника энергии продолжит расти. Ожидается, что пик использования будет достигнут в 2035 г. Использование угля во Вьетнаме в 2024 г. значительно выше по сравнению с прошлым годом из-за сильной засухи в период 2023-2024 гг., что оказало значительное давление на производство гидроэлектрической энергии. Учитывая, что изменение климата приводит к повышению температур и уровня моря, неясно, станут ли засухи во Вьетнаме долгосрочной проблемой для его энергетического использования [7].
По словам Динь Куанг Трунг, заместителя генерального директора по угольной торговле государственной компании Vinacomin, ожидается, что Вьетнам импортирует примерно 66 млн тонн угля к концу этого года, что выше уровня в 47,8 млн тонн в 2023 г., при этом прогнозы указывают на пик в 86 млн тонн ежегодно к 2035 г. Филиппины также демонстрируют рост, сообщая о 7,6% увеличении импорта угля в первые восемь месяцев 2024 г. Несмотря на растущее потребление угля в ЮВА, это не обязательно коррелирует с увеличением мощности угольных электростанций. Вместо этого такие страны, как Малайзия и Индонезия, оптимизируют существующую инфраструктуру для удовлетворения растущих потребностей в электроэнергии. Зависимость от угля остается высокой из-за его доступности и низкого уровня интеграции возобновляемых источников энергии в этих странах.
Природный газ выступает низкоуглеродной альтернативой углю: он рассматривается как «топливо-мост» для осуществления энергетического перехода. Однако в АСЕАН общий объем добычи газа продолжает снижаться: согласно докладу «ASEAN Oil and Gas Updates 2023», в 2022 г. общая добыча газа была на 6,1 % меньше, чем в 2021 г. По прогнозу, уже в 2025 г. совокупный региональный импорт природного газа превысит его экспорт, в результате чего регион станет нетто-импортером природного газа. Создание общего газового рынка (Common Gas Market) может обеспечить безопасность поставок природного газа. Но, например, существующий Меморандум о взаимопонимании по проекту трансграничного газопровода АСЕАН, не содержит конкретных положений о сотрудничестве между несколькими странами, а также истёк в мае 2024 г. [8]
В июне 2024 г. во время своего визита во Вьетнам В.В. Путин подчеркнул приверженность России быть надежным партнером для Вьетнама, особенно в контексте поставок энергии, включая проекты по СПГ. Он отметил долгосрочное сотрудничество между Россией и Вьетнамом в энергетическом секторе: российская государственная нефтяная компания «Зарубежнефть» приобрела инвестиционную лицензию на разработку морского углеводородного блока 11-2, а крупнейший российский производитель СПГ «Новатэк» и PetroVietnam подписали меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве. На Восточном экономическом форуме 2024 г. Министр Мьянмы Тет Тет Кхайн заявила: «Россия обладает обширными энергетическими ресурсами, и они нужны для того, чтобы удовлетворить постоянно растущий спрос в регионе стран АСЕАН».
Учитывая планы по наращиванию производства СПГ до более чем 100 млн тонн к 2035 г., Россия способна удовлетворить растущий спрос стран ЮВА. Однако существует ряд препятсвий для экспорта российского топлива: дефицит специализированного флота газовозов, вызванные санкциями проблемы с взаиморасчетами и отсутствие собственного маркерного сорта газа. Российская сторона ведёт активную работу для диверсификации собственного экспорта.
В сентябре 2023 г. председатель Делового совета «Россия – АСЕАН» Иван Поляков на Деловом инвестиционном саммите АСЕАН предположил, что российские энергокомпании могут получить доступ к энергетическому рынку стран АСЕАН, стоимость которого оценивается в 170 млрд. долл. в год. В октябре 2022 г. он также указывал на критическую важность поиска решений и инструментов для проведения предметной работы в рамках энергетической и экологической повесток Россией и странами ЮВА. Большое внимание было уделено переходу к более чистым источникам энергии — природному газу, экспорт которого стал первостепенной задачей после подрыва газопроводов «Северный поток».
Для России одним из способов реализации потенциала международного сотрудничества в сфере энергетики является международный форум «Российская энергетическая неделя» (РЭН), который проводится регулярно с 2017 г. Частыми участниками из ЮВА являются представители Вьетнама и Мьянмы. В октябре 2021 г. премьер-министр Социалистической Республики Вьетнам (СРВ) Фам Минь Тинь принял участие в сессии «Будущее традиционной энергетики: готов ли мир отказаться от углеводородов?» [9]. В декабре этого же года президент СРВ Нгуен Суан Фук в ходе визита в Россию подписал совместное заявление о стратегическом партнерстве между Россией и Вьетнамом до 2030 г. В ходе РЭН 2022 г. министр энергетики России и исполнительный директор Центра энергетики АСЕАН Нуки Агуя Утама приняли участие в подписании письма о сотрудничестве между Российским энергетическим агентством и Центром по энергетике АСЕАН. Вьетнамскую сторону на форуме представлял генеральный директор Vietnam Power Group Динь Нян Чан [10]. РЭН 2023 г. отличился подписанием Меморандума о взаимопонимании в области оценки и развития ядерной инфраструктуры Республики Союз Мьянма между ГК «Росатом» и Министерством науки и технологий Мьянмы. Государство представляли министр электроэнергетики Мьянмы Ньян Тун, министр энергетики Мьянмы Ко Ко Лвин, министр науки и технологий Мьянмы Мьо Тейн Чжо. Также на форуме министр энергетики России Николай Шульгинов и Министр промышленности и торговли Вьетнама Нгуен Хонг Зиен обсудили сотрудничество в сферах совместной добычи углеводородов и развитии возобновляемой энергетики [11].
Подписание совместных заявлений и меморандумов, таких как соглашение о стратегическом партнерстве между Россией и Вьетнамом до 2030 г., а также сотрудничество в области ядерной инфраструктуры с Мьянмой, свидетельствует о нарастающем интересе к реализации долгосрочных энергетических проектов. Россия, занимающая лидирующую позицию в мире по количеству проектов строительства АЭС за границей (ГК «Росатом»), является надёжным партнёром. Помимо возведения АЭС, Россия активно экспортирует ядерное топливо, на долю которого приходится 16% мирового рынка, а также предлагает услуги по обогащению природного урана. Госкорпорация занимается геологоразведкой и добычей урана за пределами страны, а также создает исследовательские ядерные центры в различных странах. По данным Росатома, общая стоимость зарубежных заказов в 2023 г. составила около $200 млрд [12].
В июне 2024 г. на Петербургском международном экономическом форуме Россия и Мьянма завершили согласование межправительственного соглашения о строительстве атомной станции малой мощности (АСММ) в Мьянме. Проект АСММ с мощностью не менее 110 МВт будет реализован государственной ГК «Росатом». Это строительство необходимо Мьянме для увеличения генерации электроэнергии на фоне снижения добычи природного газа и старения существующих гидроэлектростанций. В условиях политической нестабильности и ухода крупных нефтегазовых компаний из страны, проект АСММ представляет собой важный шаг к обеспечению энергетической безопасности Мьянмы [13].
В январе 2024 г. посол Таиланда в ЮВА Сасиват Вонгсинсават заявил: «Есть множество потенциальных сфер, где мы могли бы работать вместе, развивать их. Например, энергетика, СПГ, уголь». Однако характер развития отношений требует более детального рассмотрения. Так, в 2017 г. были подписаны контракт на строительство в Таиланде циклотронно-радиохимического комплекса на основе технологий Росатома и меморандум о взаимопонимании, чтобы создать условия для дальнейшего развития двустороннего сотрудничества в сфере ядерной науки. В 2020 г. успешно завершены приемочные испытания циклотронного комплекса [14]. Однако работа по созданию атомной промышленности в Таиланде по-прежнему остаётся предметом обсуждения: на Восточном экономическом форуме 2024 г. глава ГК «Росатом» сообщил о том, что ведутся обсуждения с Индонезией, Филиппинами и Мьянмой проектов по мирному атому, в которых основной интерес — ядерные реакторы малой мощности. В 2023 г. Индонезия также заявила о готовности начать сотрудничество с Россией в области атомной энергетики, ориентируясь на установку плавучих атомных электростанций (ПАЭС). Специальный советник министра энергетики Индонезии Эго Сиахриал заявил, что это станет первым шагом к более масштабному проекту по созданию полноценной АЭС в стране [15]. Россия адаптирует технологии к местным условиям и потребностям, предлагая, например, малые модульные реакторы и ПАЭС, что, возможно, позволит ей сыграть ключевую роль в создании атомной промышленности региона [16].
[1] ASEAN Centre for Energy. ASEAN Energy in 2024 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://aseanenergy.sharepoint.com/PublicationLibrary/Forms/AllItems.aspx?id=%2FPublicationLibrary%2F2024%2F02%2E%20External%20Communications%2F04%2E%20Report%2FASEAN%20Energy%20in%202024%20Report%2Epdf&parent=%2FPublicationLibrary%2F2024%2F02%2E%20External%20Communications%2F04%2E%20Report&p=true&ga=1 (дата обращения: 19.10.2024).
[2] АSEAN Centre for Energy. 8th ASEAN Energy Outlook [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://aseanenergy.org/wp-content/uploads/2024/09/8th-ASEAN-Energy-Outlook.pdf (дата обращения: 19.10.2024).
[3] World Economic Forum. South-East Asia’s energy transition [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.weforum.org/agenda/2024/07/south-east-asia-energy-transition/ (дата обращения: 19.10.2024).
[4] World Economic Forum. South-East Asia’s energy transition [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.weforum.org/agenda/2024/07/south-east-asia-energy-transition/ (дата обращения: 19.10.2024).
[5] Center for Strategic and International Studies. Energy Technologies and Decarbonization in Southeast Asia [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.csis.org/analysis/energy-technologies-and-decarbonization-southeast-asia (дата обращения: 20.10.2024).
[6] Energy Institute. Statistical Review of World Energy [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.energyinst.org/__data/assets/pdf_file/0006/1542714/684_EI_Stat_Review_V16_DIGITAL.pdf (дата обращения: 20.10.2024).
[7] [6]
[8] [?] Revitalising ASEAN’s natural gas security: pushing for a common gas market through revamping the TAGP MOU. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://aseanenergy.org/post/revitalising-aseans-natural-gas-security-pushing-for-a-common-gas-marke... (дата обращения: 22 октября 2024).
[9] Энергетическая политика. Проблемы и перспективы энергетического сотрудничества России со странами Восточной Азии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://energypolicy.ru/problemy-i-perspektivy-energeticheskogo-sotrudnichestva-rossiiso-stranami-vo... (дата обращения: 22.10.2024).
[10] РЭН. Итоги Российской энергетической недели 2021 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rusenergyweek.com/archive/2021/outcomes-of-rew/ (дата обращения: 21.10.2024)
[11] РЭН. Итоги Российской энергетической недели 2022 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rusenergyweek.com/archive/2022/outcomes-of-rew/ (дата обращения: 21.10.2024).
[12] РЭН. Итоги Российской энергетической недели 2023 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rusenergyweek.com/archive/2023/outcomes-of-rew/ (дата обращения: 21.10.2024).
[13] ТАСС. ТАСС-ДОСЬЕ. XIII международный форум "Атомэкспо-2024" пройдет 25-26 марта 2024 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tass.ru/info/18916163 (дата обращения: 21.10.2024).
[14] ИА Neftegaz.RU. Россия и Мьянма согласовали межправительственное соглашение о строительстве АЭС малой мощности в республике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://neftegaz.ru/news/nuclear/837726-rossiya-i-myanma-soglasovali-mezhpravsoglashenie-o-stroitels... (дата обращения: 21.10.2024).
[15] Русатом Оверсиз. Приемочные испытания циклотронного комплекса для проекта Росатома в Таиланде прошли успешно. URL: https://rusatom-overseas.com/ru/media/news/acceptance-testing-of-the-cyclotron-complex-for-the-proje... (дата обращения: 22 октября 2024).
[16] РИА Новости. Индонезия намерена приступить к проекту плавучих АЭС с Россией. URL: https://ria.ru/20230601/aes-1875523489.html (дата обращения: 22 октября 2024).