Выход из ДРСМД: что США выиграли для себя в ИТР?
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Крах системы контроля над вооружениями
Система контроля над стратегическими вооружениями, состоящая из двух блоков, разоружения и нераспространения, и выстроенная в периоды разрядки в холодной войне двумя сверхдержавами, шаг за шагом разрушается в первой четверти XXI века, нанося удары устоявшейся архитектуре глобальной международной безопасности. Первым пал Договор о противоракетной обороне (ПРО) в 2001 г., следующим стал демонтаж Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) в 2019 г. – что было инициировано США, после того, как стороны не сумели договориться в связи с выдвинутыми Вашингтоном претензиями и впоследствии ответными со стороны Москвы – и завершающим эту цепочку стало приостановление участия России в Договоре по сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3, ДСНВ) в 2023 г. Выход из ДРСМД открыл возможность для России и США размещать ракеты наземного базирования на расстоянии 5,5 тыс. км от границ друг друга. Приостановление действия СНВ-3 подразумевает отказ от взаимных инспекций на территории каждой из сторон и от обязательства передачи данных о том, в каком статусе и где находится объекты, подпадающие под действие Договора, а также о стратегических ядерных силах, о запусках МБР и БРПЛ. Отказ от ключевых документов, лежащих в основе всей системы двусторонних договоренностей по поддержанию паритета ядерных сил в мире лишил американо-российские отношения особого статуса в мировой политике, снизив взаимную значимость крупнейших ядерных держав. Структура международных отношений сегодня остается дискуссионным вопросом, однако, как бы ее не характеризовали, можно с уверенностью заявить, что контроль ядерных вооружений больше не может быть подконтрольным только Москве и Вашингтону.
Источник: Dailymail
Выход США из ДРСМД: зачем и почему
Особый интерес представляет выход США из ДРСМД. Несмотря на то, что это произошло 5 лет назад, вопрос не теряет своей актуальности – последствия прослеживаются и сегодня. Формальным обоснованием этого решения стали обвинения в адрес российской стороны в нарушении следующих пунктов договора: в 2017 г. в Белом доме заявили о превышении дальности в 3000 км российской ракеты «Новатор 9М729» (по американской классификации SSC-8). Однако в число причин, обосновавших этот шаг с американской стороны, вошли не только претензии к Москве, но и устаревший характер договора, не соответствующий реалиям современной международной арены: в юрисдикцию ДРСМД не входило развитие ракетно-ядерных сил Китая, что вызывало серьезную обеспокоенность США в условиях растущей напряженности и противостояния в их отношениях с КНР. В своем заявлении, посвященном выходу из Договора, президент США Д. Трамп подчеркнул, что и КНР, и Иран, не являющиеся участниками ДРСМД, обладают более 1000 ракет средней и малой дальности, регулируемых Договором. Геополитические угрозы, исходящие от Пекина, Москвы, Тегерана и Пхеньяна, в условиях шаткой стратегической стабильности, подтолкнули США к формированию нового подхода к договоренностям в сфере контроля над вооружениями.
Политика в сфере ПРО и состояние ракетных сил США и сегодня
Последним опубликованным документом администрации Дж. Байдена в сфере ПРО является «Обзор противоракетной обороны» (англ. Missile Defense Review) как часть Национальной стратегии обороны США – 2022 (англ. National Defense Strategy of the USA). В ней подчеркнуты угрозы американской национальной безопасности, исходящие от широкого спектра ракетных арсеналов КНР и России – именно в таком порядке, что указывает на возросшую обеспокоенность со стороны Вашингтона в связи с усилением ракетно-ядерного потенциала Пекина. Также документ не обходит стороной и «российскую угрозу», подразумевая специальную военную операцию (СВО) на Украине и акцентируя внимание на единстве НАТО в условиях российско-украинского кризиса – как и во всех доктринальных документах действующей администрации Белого дома. В их отношении, а также, традиционно, в отношении Ирана и КНДР, подтверждается сохранение политического курса «ядерного сдерживания» (nuclear deterrence).
В документе прослеживается усиление тревоги на фоне региональных вызовов и стремление к принятию более динамичных мер по модернизации вооружений и вложений в НИОКР для производства новых. Из четко прописанных инструментов реализации этой политики необходимо отметить следующие пункты: укрепление союзнических отношений как в Европе, так и в ИТР, целеполагание в области интеграции противоракетной и противовоздушной обороны для противодействия МБР и КР, в усилении взаимной прозрачности стратегических наступательных вооружений и стратегических оборонительных вооружений и в повышении готовности обычных ВС к ведению боевых действий в условиях оружия массового уничтожения. К целям по количественным изменениям можно отнести задачу по увеличению числа перехватчиков следующего поколения (Next Generation Interceptor, NGI) к 2023 г. – с 44 до 66 единиц. Так, несмотря на политические декларации о возрастающих угрозах, «Обзор ПРО» не представляет собой систематизирующего проекта по наращиванию противоракет.
На практике действующая администрация отдает приоритет трем программам по развитию ПРО: уже упомянутые перехватчики следующего поколения, перехватчик гиперзвуковых ракет на среднем участке их траектории (Glide-Phase Interceptor, GPI) и сенсоры космического базирования для отслеживания баллистических и гиперзвуковых ракет по всей их траектории (Hypersonic and Ballistic Tracking Space Sensors, HBTSS). Также закупаются новые радары SPY-6 и LTAMDS для систем «Иджис» и «Пэтриот» (Patriot) и принимаются меры по усилению связи между системами «Иджис», «ТХААД» и «Пэтриот» для их взаимодействия в рамках региональной архитектуры ПРО. Однако в остальных аспектах прослеживается несоответствие заявленных целей бюджетным ожиданиям: развитие систем «Иджис» (Aegis) и «ТХААД» (THAAD) для защиты от МБР заморожено, в финансовом 2023 г. закупки перехватчиков «ТХААД» были резко сокращены до 3 единиц, а доведение системы «Иджис Эшор» (Aegis Ashore) в Польше было повторно отложено. Развитие систем ПРО в США сегодня нельзя назвать ни колоссальным прогрессом, ни деградацией: оно представляет собой разношерстную картину, где проявляется как интенсивный качественный и количественный рост, так и пробелы в тех или иных областях по финансовым причинам.
Сегодня и завтра: как развал ДРСМД повлиял на возможности развертывания американских систем ПРО в ИТР
Последствием разрушения ДРСМД является возникновение возможности развертывания новых ракетных и противоракетных комплексов в каком-либо регионе мировой карты и начала нового цикла «действия-противодействия». Напряженность в американо-китайских отношениях и ее продолжительная эскалация в Индо-Тихоокеанском регионе позволяет сделать предположение, что именно ИТР станет таким регионом, где существует риск разжигания политико-военного кризиса, в том числе в стратегическом и ядерном аспекте. В ситуации, когда главным соперником Вашингтона в долгосрочной перспективе становится Пекин, а Москва отходит на второй план, сдерживание развития военного потенциала Поднебесной становится приоритетной задачей военной политики США. Такая установка получила отражение в последних американских доктринальных внешнеполитических документах: в Стратегии национальной безопасности (англ. National Security Strategy) 2022 г. Китай оценен как самый тяжелый вызов для американских сил и «единственный конкурент, обладающий намерением изменить международный порядок и экономической, дипломатической, военной и технологической мощью для достижения этой цели». К тому же, в документе, дающем оценку общемировым угрозам и составленным подкомитетом по разведке и специальным операциям комитета по вооруженным силам Палаты представителей США (англ. Worldwide threat assessment, Armed Service Committee, Intelligence and Special Operation Subcommittee, United States House of Representatives) в 2022 г., заявляется, что КНР увеличивает число способов доставки ядерного оружия наземного, морского и воздушного базирования и строит инфраструктуру, необходимую для поддержания масштабного расширения своих ядерных сил, планируя к 2030 г. обладать 1000 боеголовок. Следовательно, возникает вопрос: как Вашингтон воспользовался отказом от обязательств, предусмотренных ДРСМД, в Индо-Тихоокеанском регионе, ставшим плацдармом в назревающей американо-китайской конфронтации?
На сегодняшний день в ИТР США используют по меньшей мере 66 объектов обороны, расположенных в четырех американских штатах и трех зависимых территориях, восьми странах и одной британской заморской территории. США ведут активное военное и оборонное сотрудничество с рядом стран региона, способствуя их милитаризации и фактически создавая антикитайскую коалицию вокруг китайских границ – Японией, Южной Кореей, Филиппинами, Австралией, Сингапуром, а также с непризнанным Тайванем, де-юре частью Китая. Системы ПРО, например, «ТХААД», расположены, главным образом, на зависимых американских территориях или государствах, ассоциированных с США – на о. Гуам и Маршалловых островах, Микронезии, Палау.
Ключевым нововведением в этой сфере является работа в рамках проекта «Оборона Гуама». В 2022-2023 гг. было положено начало разработке региональной архитектуры для усиленной обороны Гуама. Согласно результатам ежегодного брифинга Агентства по ПРО в марте 2023 г., в 2024 г. планируется разработать систему «Иджис Гуам» (Aegis Guam), продолжить разработку и модернизацию системы оружия «Иджис», которые будут интегрировать и усиливать возможности ПРО для радара SPY-6 и новых эсминцев «Иджис» военно-морского флота. Агентство по ПРО также отмечает, что запросило на финансовый 2024 г. 801 млн долл. на эти цели, что обусловлено возросшими угрозами для Гуама со стороны КНР и КНДР. Позднее, в августе 2023 г., Министерство обороны КНР выразило протест намерениям США добавить на Гуам 20 новых объектов ПВО, оснащенных перехватчиками класса «земля-воздух» и радарами, чтобы сделать остров «самым защищенным местом на планете», заявив, что в случае войны эти меры не сделают Гуам безопаснее. На этом примере можно проследить реализацию заявленной стратегической цели – по интеграции ПРО и ПВО. Сложившаяся ситуация отражает общую концепцию американского видения угроз их национальной безопасности и возможной региональной конфронтации.
Таким образом, выход из ДРСМД позволяет США создать единую региональную архитектуру ПРО в Азии, на новом театре потенциального противостояния, чем они начали пользоваться в условиях низкоинтенсивной, но опасной эскалации кризиса американо-китайских отношений. Усиление наступательных возможностей КНР стало главным мотивом развития американской ПРО в регионе, включая разработку, модернизацию и интеграцию разных видов систем обороны. Меры США по размещению противоракет в ИТР носят динамичный характер и, можно предположить, будут продолжаться в ближайшем будущем. Учитывая антикитайский межпартийный консенсус в Вашингтоне, единственным ограничением устойчивости реализации этой политики выступает финансовый вопрос в условиях затратной для американского бюджета помощи Украине.
Библиография
I. Литература
1. Климов В. Доклад по ПРО: оправданы ли ожидания? // Российский совет по международным делам (РСМД) – 09.11.2022. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/military-and-security/doklad-po-pro-2022-op.... (дата обращения 19.09.2023).
2. Кортунов А. Конец двусторонней эпохи. Как выход США из договора о РСМД меняет мировой порядок // Российский совет по международным делам (РСМД) – 24.10.2018. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/konets-dvustoronney-epokhi-kak-vykhod-ssh.... (дата обращения 14.09.2023).
3. Косачев К. Последствия выхода США из ДРСМД // Российский совет по международным делам (РСМД) – 22.10.2018. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/posledstviya-vykhoda-ssha-iz-drsmd/. (дата обращения 14.09.2023).
4. Криволапов О. О. Предстоящий «Обзор политики в сфере ПРО - 2022» и курс администрации Дж. Байдена в сфере ПРО // Россия и Америка в XXI веке. – 2022. – Выпуск № 4. URL: https://rusus.jes.su/s207054760021624-3-1/. (дата обращения 18.09.2023).
II. Опубликованные документы
1. Missile Defense Agency Officials Hold a Press Briefing on President Biden's Fiscal 2024 Missile Defense Budget / U.S. Department of Defense – March 14, 2023. URL: https://www.defense.gov/News/Transcripts/Transcript/Article/3328637/missile-defense-agency-officials.... (accessed 19.09.2023).
2. National Security Strategy / The White House – October 12, 2022. – p. 48. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/10/Biden-Harris-Administrations-National-Security.... (accessed 14.09.2023).
3. 2022 National Defense Strategy of the United States of America including the 2022 Nuclear Posture Review and 2022 Missile Defense Review / Media Defense Government – pp. 80. URL: https://media.defense.gov/2022/Oct/27/2003103845/-1/-1/1/2022-NATIONAL-DEFENSE-STRATEGY-NPR-MDR.PDF. (accessed 19.09.2023).
4. President Donald J. Trump to Withdraw the United States from the Intermediate-Range Nuclear Forces (INF) Treaty // The White House – 01.02.2019. URL: https://trumpwhitehouse.archives.gov/briefings-statements/president-donald-j-trump-withdraw-united-s.... (accessed 14.09.2023).
5. Statement for the record, Worldwide threat assessment, Armed Service Committee, Intelligence and Special Operation Subcommittee, United States House of Representatives / Scott Berrier, Lieutenant General, U.S. Army Director, Defense Intelligence Agency 2022 – pp. 67. URL: https://docs.house.gov/meetings/AS/AS26/20220317/114527/HHRG-117-AS26-Wstate-BerrierS-20220317.pdf. (accessed 19.09.2023).
6. US continued forward military deployment in Asia-Pacific increases regional tensions: Defense Spokesperson / Ministry of National Defense of the People’s Republic of China – 31.08.2023. URL: http://eng.mod.gov.cn/xb/News_213114/NewsRelease/16249146.html. (accessed 19.09.2023).
7. U.S. Defense Infrastructure in the IndoPacific: Background and Issues for Congress / Congressional Research Center – June 6, 2023 – pp. 55. URL: https://crsreports.congress.gov/product/pdf/R/R47589. (accessed 19.09.2023).
III. СМИ
1. Выход США и России из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Главное // ТАСС – 01.02.2019. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/6069375. (дата обращения 14.09.2023).
2. Москва прекратила рассматривать СНВ-3 как существующий документ // Известия – 07.06.2023. URL: https://iz.ru/1524601/2023-06-07/moskva-prekratila-rassmatrivat-snv-3-kak-sushchestvuiushchii-dokume.... (дата обращения 14.09.2023).
Программный координатор, редактор сайта РСМД
Блог: Блог Александры Терзи
Рейтинг: 0