Блог Алёны Куленко

Позиция Испании по Косовскому вопросу

3 марта 2025
Распечатать

Косовский вопрос представляет собой один из наиболее сложных и многогранных вызовов современной европейской и мировой политики. Его корни уходят в историю распада Югославии в начале 1990-х годов, когда Косово, автономный край в составе Сербии, стал ареной острого этнополитического конфликта. Данный вопрос не теряет свою актуальность и в настоящее время. Этнические албанцы, составляющие большинство населения Косово, стремились к независимости, в то время как Сербия настаивала на сохранении своей территориальной целостности[1]. Этот конфликт привел к масштабным военным действиям в конце 1990-х годов, вмешательству НАТО и последующему установлению международного протектората над Косово. В 2008 году Косово провозгласило независимость, что вызвало неоднозначную реакцию на международной арене и до сих пор остается предметом острых дискуссий.

2016-12-04T120000Z_626615198_RC1AAA4003A0_RTRMADP_3_SERBIA-POLITICS.jpg

Источник: Reuters

Позиция Европейского союза (ЕС) по Косовскому вопросу отражает сложность и неоднозначность этой проблемы. Большинство стран ЕС признали независимость Косово, рассматривая это как шаг к стабилизации региона и интеграции Западных Балкан в европейские структуры. Позиции стран менялись от года к году, кто-то признавал независимость Косово, кто-то, наоборот, выступал в поддержку независимости Сербии. Сейчас всё так же внутри ЕС нет единства: такие страны, как Испания, Греция, Словакия, Румыния и Кипр, отказались признать Косово, ссылаясь на принцип территориальной целостности и опасения по поводу прецедента для сепаратистских движений в своих собственных странах[2]. ЕС в целом поддерживает диалог между Белградом и Приштиной, стремясь к нормализации отношений между Сербией и Косово, но внутренние разногласия между странами-членами затрудняют выработку единой позиции.

Россия традиционно занимает жесткую позицию в поддержку Сербии, выступая против признания независимости Косово[3]. Москва рассматривает Косовский прецедент как угрозу международному праву, особенно принципу территориальной целостности государств. Россия опасается, что признание Косово может быть использовано для оправдания сепаратистских движений в других регионах, включая постсоветское пространство, где Москва имеет свои геополитические интересы. Российская позиция также подкрепляется тесными историческими и культурными связями с Сербией, что делает Косовский вопрос важным элементом российской внешней политики на Балканах. Однако, важно отметить, что по резолюции ООН 1244, в создании которой важную роль играла Россия[4], прописано то, что осуждаются «все акты насилия в отношении населения Косово»[5]. Следовательно, несмотря на поддержку Сербии, Россия защищает жителей отсоединившихся территорий от деятельности косовско-албанских экстремистов. Это доказывает то, что для России безусловно важно налаживание международной обстановки мирными средствами.

Позиция Испании по Косовскому вопросу выделяется на фоне большинства стран ЕС. Мадрид отказывается признавать независимость Косово, что обусловлено внутренними политическими и правовыми соображениями[6]. Испания опасается, что признание Косово может усилить сепаратистские настроения в собственных регионах, таких как Каталония и Страна Басков, где уже существуют сильные движения за независимость. Каталонский кризис, особенно после референдума о независимости в 2017 году, стал одним из главных факторов, определяющих позицию Испании по Косово. Испанское правительство настаивает на уважении международного права, особенно принципа территориальной целостности, и выступает за решение косовского вопроса через переговоры между Белградом и Приштиной. Эта позиция делает Испанию одной из самых консервативных стран в ЕС в данном вопросе, но при этом она активно участвует в европейских инициативах по стабилизации Балкан[7].

Существует также ряд конституционных ограничений. Испанская конституция 1978 года закрепляет принцип «нерушимости единства испанской нации»[8] и не допускает отделения каких-либо регионов. Признание Косово противоречило бы этим конституционным принципам и могло бы подорвать легитимность испанского государства.

Более того, Испания считает, что признание Косово без согласия Сербии нарушает нормы международного права[9], включая резолюции Совета Безопасности ООН, например резолюцию 1244[10], принятую в 1999 г., которая подтверждает территориальную целостность Сербии. Мадрид настаивает на том, что любые изменения статуса Косово должны быть достигнуты через переговоры между Белградом и Приштиной.

Изменялась ли позиция Испании с течением времени?

Позиция Испании по Косовскому вопросу оставалась последовательной и неизменной с момента провозглашения независимости Косово в 2008 году. Однако можно выделить несколько ключевых этапов, которые повлияли на формирование и закрепление этой позиции.

  1. В 1990-е годы Испания, как и другие страны ЕС, поддерживала усилия по урегулированию конфликта в Косово, включая вмешательство НАТО в 1999 году.
  2. 2008 год – провозглашение независимости Косово. Испания сразу же заняла четкую позицию, отказавшись признать новое государство. Мадрид подчеркнул, что решение о статусе Косово должно быть достигнуто через переговоры с Сербией и с одобрения Совета Безопасности ООН[11].
  3. В 2010-е годы позиция Испании стала еще более жесткой, особенно на фоне усиления сепаратистских движений в Каталонии. Референдум о независимости Каталонии в 2017 году и последовавший за ним политический кризис укрепили решимость Мадрида не признавать Косово, чтобы не создавать прецедента для внутренних сепаратистских движений.
  4. В последние годы Испания поддерживает позицию ЕС по нормализации отношений между Сербией и Косово. Мадрид выступает за диалог и поиск компромисса, но продолжает настаивать на том, что окончательное решение должно быть достигнуто с согласия обеих сторон и в рамках международного права.

Прогнозирование изменения позиции Испании по Косовскому вопросу в ближайшем будущем требует учета как внутренних, так и внешних факторов. Хотя позиция Мадрида остается устойчивой, определенные сценарии могут повлиять на ее возможное изменение. Рассмотрим ключевые элементы прогнозирования.

В случае, если сепаратистские движения в Каталонии и Стране Басков ослабнут или будут полностью интегрированы в испанскую политическую систему, это может снизить внутренние опасения Мадрида по поводу прецедента Косово. Однако на данный момент сепаратизм в Каталонии остается активным, что делает маловероятным изменение позиции Испании в ближайшем будущем.

Важно отметить, что в ситуации достижения соглашения между Белградом и Приштиной, которое будет одобрено Советом Безопасности ООН и признано международным сообществом, Испания может пересмотреть свою позицию. Однако такой сценарий маловероятен в краткосрочной перспективе, учитывая глубокие разногласия между сторонами.

Более того, если большинство стран ЕС и НАТО усилят давление на Испанию с целью признания Косово, это может заставить Мадрид пересмотреть свою позицию. Но важно помнить, что Испания сопротивляется внешнему давлению, особенно когда речь идет о вопросах, затрагивающих ее внутреннюю стабильность.

Смена правительства или приход к власти политической партии, более лояльной к идее самоопределения, также может повлиять на позицию Испании. Однако даже в этом случае изменение позиции будет зависеть от внутренней ситуации в стране, особенно в Каталонии.

Мы можем предположить, что в ближайшие годы Испания, скорее всего, сохранит свою текущую позицию, отказываясь признавать независимость Косово. Этот сценарий наиболее вероятен, учитывая внутренние вызовы, связанные с Каталонией, и приверженность Мадрида принципу территориальной целостности.

Если Сербия и Косово достигнут компромисса, который будет одобрен международным сообществом, Испания может рассмотреть возможность частичного признания Косово. Однако это потребует значительных уступок со стороны Белграда и Приштины, что маловероятно в ближайшем будущем.

Позиция Испании по Косовскому вопросу является одной из наиболее последовательных и принципиальных среди стран Европейского союза. Мадрид на протяжении многих лет отказывается признавать независимость Косово, руководствуясь как внутренними, так и внешними соображениями. Основными факторами, определяющими эту позицию, являются приверженность принципу территориальной целостности, опасения по поводу усиления сепаратистских движений в Каталонии и Стране Басков, а также уважение норм международного права.

Испания активно поддерживает диалог между Белградом и Приштиной, выступая за мирное урегулирование конфликта через переговоры. Однако Мадрид настаивает на том, что окончательное решение должно быть достигнуто с согласия Сербии и в рамках международного права. Эта позиция делает Испанию одной из самых консервативных стран ЕС в данном вопросе, но при этом подчеркивает ее приверженность стабильности и уважению суверенитета государств.

В ближайшем будущем маловероятно, что позиция Испании изменится. Внутренние вызовы, связанные с сепаратизмом в Каталонии, остаются ключевым фактором, удерживающим Мадрид от признания Косово. Кроме того, отсутствие прогресса в диалоге между Сербией и Косово, а также глубокие разногласия в международном сообществе по этому вопросу делают изменение позиции Испании маловероятным.

Таким образом, позиция Испании по Косовскому вопросу отражает не только ее внешнеполитические приоритеты, но и внутренние вызовы, с которыми сталкивается страна. Она служит примером того, как внутренняя политика может оказывать значительное влияние на внешнюю, особенно в вопросах, связанных с самоопределением и территориальной целостностью. В этом контексте изучение позиции Испании позволяет лучше понять как европейскую, так и глобальную динамику в решении сложных этнополитических конфликтов.

[1] Чубаров, Д. А. Политика Сербии и Албании по Косово перед признанием независимости / Д. А. Чубаров. Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2023. № 49 (496). С. 479-482. URL: https://moluch.ru/archive/496/108815/ (дата обращения: 26.02.2025).

[2] Президент Сербии назвал девять стран, отозвавших признание самопровозглашенного Косова // Павел Бушуев. ТАСС. 04.01.2023. URL: https://tass.ru/politika/16741957

[3] «Последовательная поддержка руководства Сербии»: какова роль России в снижении эскалации в Косове // Russian RT. 29.12.2022. URL: https://russian.rt.com/world/article/1092165-serbiya-rossiya-kosovskii-vopros-podderzhka

[4] О резолюции 1244 Совета Безопасности ООН // Министерство иностранных дел Российской Федерации. 09.06.2000. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/un/1698126/

[5] Организация Объединенных Наций. Совет Безопасности // Резолюция 1244. 10.06.1999. URL: https://docs.un.org/ru/S/RES/1244(1999)

[6] В МИД Испании заявили, что Мадрид не признает независимость Косова // Парламентская газета. 07.03.2023. URL: https://dzen.ru/a/ZAdv_6YoEzE6ehdL

[7] Spain fully backs Western Balkan integration into EU // Yahoo.news. 01.08.2022. URL: https://www.yahoo.com/news/spain-fully-backs-western-balkan-103806414.html

[8] Spanish constitution // «The Constitution is based on the indissoluble unity of the Spanish Nation» P.3. 1978. URL: Spanish Constitution of 1978

[9] Премьер Испании назвал провозглашение независимости Косово нарушением международного права // Комсомольская правда. 01.08.2022. URL: https://www.kp.ru/online/news/4855734/

[10] Организация Объединенных Наций. Совет Безопасности // Резолюция 1244. 10.06.1999. URL: https://docs.un.org/ru/S/RES/1244(1999)

[11] О слушаниях Международного Суда ООН по вопросу о соответствии международному праву одностороннего провозглашения независимости временными институтами самоуправления Косово // Министерство иностранных дел Российской Федерации. 09.12.2009. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_safety/1633189/

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся