Южно-Китайское море – очаг нестабильности Азиатско-Тихоокеанского региона
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Сегодня конфликт в Южно-Китайском море, которое не только богато энергоресурсами, но и также представляет важность для мировой экономики в качестве транспортного прохода из Индийского в Тихий океан, несет в себе угрозу стабильности как для региона Юго-Восточной Азии, так для всей системы международной безопасности. В силу того, что международно-правовой статус Южно-Китайского моря до сих пор не определен, в данном регионе имеют место быть ряд конфликтных точек.
Во-первых, в центре конфликта стоят непрекращающиеся споры по поводу распределения зон ответственности и разграничения морских границ исключительных экономических зон, наслаиваемых одна на другую. Во-вторых, остроту конфликту придает нерешенность по вопросу о территориальной принадлежности континентального шельфа и спорных участков, среди которых Парасельские острова и острова Спратли, между странами-участниками конфликта, в который, так или иначе, вовлечены такие азиатские государства, как с одной стороны Китай, с другой – страны-члены АСЕАН: Вьетнам, Филиппины, Бруней и Малайзия.[1]
Помимо этого Южно-Китайское море несет в себе проблему стратегического характера: право контролировать торговые морские пути дает возможность воздействовать на процессы в системе мировой экономики и политики. Ведь регион сопряжен с Малаккским проливом, через который проходит 25 % мировой торговли нефтью.[2]
Ещё одним фактором нестабильности является факт наличия ресурсов, разнящиеся оценки запасов которых все же делают Южно-Китайское море третьим по значимости после Венесуэлы и Саудовской Аравии.
Имеют место быть и связанные с территориальными спорами развернувшаяся между странами гонка вооружений, в которой участвуют и США, и вопрос о праве прибрежных государств на осуществление контроля над активностью военных судов.
В связи с этим мы подходим к тому, что отсутствие на сегодняшний день решения проблемы Южно-Китайского моря по всем спорным вопросам выносит на повестку дня проблему эффективности международного морского права. Так, в частности пункт, касающийся деятельности иностранных кораблей в пределах исключительных экономический зон прибрежных стран остается нерешенным. А проблемы, связанные с разграничением этих зон, которые в данном случае накладываются одна на другую, затрудняют делимитацию морских границ. Более того, территориальные споры, которые на сегодняшний день приобрели больше характер оспаривания суверенных прав на осуществление разведки и добычи ресурсов на шельфе, продолжают иметь место быть, так как Конвенция не содержит в себе положения, предусматривающие решение подобных случаев.[3] Поэтому все эти расхождения и нерешенности порождают еще большие противоречия и непрекращающиеся взаимные обвинения и столкновения интересов, которые на сегодняшний день международное право не в состоянии разрешить.
Примечательно, что страны расходятся в подходах к нахождению мирного решения спора и снижению остроты конфликта. Так, в 2013 году Филиппины посредством Международного трибунала по морскому праву смогли оспорить ряд претензий Китая на некоторые спорные территории. Это решение, однако, вызвало недовольство Пекина, который не признает за международным арбитражем верховенство в решении данного вопроса, декларирует необходимость разрешения всех споров на региональном уровне.[4] Китай чаще всего выступает против «интернационализации» проблем вокруг Южно-Китайского моря и настаивает на формате двусторонних переговоров с заинтересованными сторонами.[5]
Это в очередной раз выявляет недостаточную проработанность и эффективность правового механизма урегулирования споров в сфере морского права. Ко всему прочему страны постоянно апеллируют к Конвенции, как к основному документу, где следует искать ответ на вопрос, как решать спор в Южно-Китайском море, но при этом каждая сторона пытается трактовать его положения в свою пользу и интерпретировать их, исходя из своих интересов.
Рассматривая данный конфликт, следует также учитывать, что помимо того факта, что сегодня ввиду не проработанности области морского права страны все менее способны прийти к взаимоприемлемому решению, не последнюю роль в эскалации напряженности играют США, старающиеся сохранить влияние в данном регионе и обеспокоенные деятельностью Китая, активно занимающегося освоением акватории Южно-Китайского моря.
В апреле текущего года состоялась встреча президента Филиппин Бенигно Акино и главы Пентагона Эштона Картера, на ней стороны обсуждали вопрос совместного патрулирования Южно-Китайского моря, где к тому же проходят совместные военно-морские учения двух стран.[6] Тем самым усиливается военное присутствие Штатов в регионе.
Эти действия наталкиваются на несогласие со стороны Китая, который в свою очередь оспаривает большую часть акватории моря в пределах так называемой девятипунктирной «линии U», охватывающей 80 % акватории Южно-Китайского моря и обосновывающей права Китая на спорные территории, как исторические.[7] При этом Китай продолжает наращивать свой военный потенциал, проводить более активную и амбициозную политику, осуществлять работы по сооружению искусственных островов, все более ясно давая понять о своих намерениях на сохранение своего присутствия в регионе.
В связи с этим страны Юго-Восточной Азии, преимущественно Филиппины и Вьетнам, встревоженные заявлениями и политикой Китая по милитаризации региона, обращаются за помощью и поддержкой к Соединенным Штатам, что расценивается китайской стороной, как намеренные попытки азиатский стран к дестабилизации ситуации и усилению региональной напряженности.[8]
Фактор участия Вашингтона в данном конфликте способствует еще большему обострению противоречий как между непосредственно сторонами конфликта, так между Китаем и США.[9] Отчетливо вырисовываются контуры американо-китайского противостояния за влияние в АТР, где с одной стороны видны интересы Соединенных Штатов сохранить правовые основы военного присутствия в регионе, а с другой – очевидно желание Китая укрепить и расширить свое влияние и обеспечить защиту собственных границ и суверенитета страны.
Во всяком случае, на сегодняшний день проблема Южно-Китайского моря находится далеко от разрешения и поиска удовлетворяющего все стороны решения. Борьба за запасы углеводородов, оспаривание претензий на историческое присутствие того или иного государства в спорных водах провоцирует гонку вооружений, а активное вмешательство США в конфликт ведет к еще большей эскалации напряженности, когда даже небольшой инцидент грозит перерасти в вооруженное столкновение. Однако до сих пор остается не решенным, каким образом и посредством каких мер стороны придут к согласию и компромиссу и тем самым уменьшат вероятность разрастания масштабов конфликта, несущего в себе угрозу системе региональной безопасности.
[1] Территориальный вопрос в афро-азиатском мире. / Под ред. Д.В. Стрельцова. – М.: ЗАО Издательство «Аспект Пресс», 2013. – 134 с.
[2]Кашин Василий. Почему опять кипит Южно-Китайское море. войны [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://carnegie.ru/2015/10/29/ru-61801/ikkx
[3] Локшин Г.М. Архипелаг Спратли вчера и сегодня. / Г.М. Локшин // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития – 2014 – № 22 – 141 С.
[4] США призывают КНР уважать решения по морскому праву в споре с Филиппинами. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ria.ru/world/20160428/1422547304.html
[5] Территориальный вопрос в афро-азиатском мире. / Под ред. Д.В. Стрельцова. – М.: ЗАО Издательство «Аспект Пресс», 2013. – 137 С.
[6]КНР считает, что США действуют в спорных водах в духе холодной войны [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ria.ru/world/20160415/1411291066.html
[7] Stirring up the South China Sea (I): Regional Responses," – Asia Report N°229. – 23 July 2012. – 3 p.
[8] Маккейн пригрозил КНР отправить военные самолеты в Южно-Китайское море. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ria.ru/world/20160412/1408969706.html
[9] Мосяков Дмитрий. На грани фола: политика Китая в Южно-Китайском море. / Дмитрий Мосяков // Индекс безопасности – 2013 – № 4 (107), Т. 19 – 58-59 С.